Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общества как системы





Говоря о философии в целом, мы указывали, что в наиболее общем смысле ее объектом выступает система "мир - человек", в рамках ко­торой можно выделить различные предметные уровни (гносеологи­ческий, онтологический, аксиологический, прагматический и т.д.), от­ражающие специфику наиболее общего философского подхода к бы­тию. Однако само понятие мира также неоднородно, и в нем можно, в частности, выделить, например, мир живой и неживой природы и т.д. Человек также является частью мира, его особой структурой, основным признаком которой выступает его социальность. Соответственно объект философии, которая занимается обществом в целом как частью бытия, включается в нашей схеме в подсистему "мир". Это своеобразный мир социального, который целесообразно обозначать, как отмечает К.Х. Момджян, термином "социум"1.

Здесь человек выступает не только как некий абстрактный субъект познания (как, например в гносеологии) и не только как отдельная лич­ность, наделенная индивидуальными свойствами, но и как социальное существо. То есть он является носителем свойства конкретного соци­ального, т.е. определенной подструктуры социума. Поэтому понять че­ловека без исследования его "социальной среды обитания" невозможно, так же как невозможно (кроме общих банальных рассуждений) сделать обоснованные выводы об общих социальных закономерностях.

Таким образом, для понимания сущности общества прежде всего не­обходимо выделить и отличить его от других подсистем бытия. Здесь возникает первая сложность, так как понятий общества существует ог­ромное множество и любая социальная группа - от клуба любителей пива и общества рыболовов до партийной или профсоюзной организа­ции -) может себя вполне правомерно обозначать как общество. Наша задача - исследовать не любые социальные группы или их механиче­скую совокупность (это может стать предметом отдельного социологи­ческого анализа), а выделить некоторые общие признаки, позволяющие говорить об обществе в целом и одновременно абстрагироваться от всех несущественных признаков применительно к нашему пониманию. В результате мы получаем предварительное широкое определение: обще­ство представляет собой образование, соединяющее в себе "существен­ные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллек-

1 Мооджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 83.


тива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории"1.

Соответственно объект философии применительно к обществу мож­но конкретизировать: наша общая схема "мир - человек" примет отно­сительно общества следующий вид: "социум (как подструктура бы­тия) - общество (как форма бытия социальности)"2. В рамках данного предмета получают свое уточнение и перечисленные выше общие пред­метные уровни философии. "Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным анализом социально­сти и оставит в стороне собственно общество, не обратится к всеоб­щим, исторически универсальным способам и формам организации че­ловеческих коллективов, имеющих право на это название".

Приведенное выше определение хотя и дает нам общее представле­ние об обществе, выделяя его из ряда иных образований, тем не менее недостаточно эффективно и требует своего дальнейшего уточнения. Поскольку общество представляет собой очень сложное образование, целесообразно проводить данное уточнение, используя системный под­ход.

В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотре­нии любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить элементы и установить структурные связи между ними. Эле­мент здесь представляет некую далее неразложимую единицу предмета или явления, которая выполняет в рамках системы определенные функ­ции. Структура представляет собой связь между элементами, которая обеспечивает целостность и форму существования объекта. Но по­скольку внутри системы структура реализуется как устойчивая связь, обеспечивающая относительную устойчивость всей системы, она пред­ставляет собой совокупность объективных законов, выражающих эту связь. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, структурных уровней и общественных законов.

Общество является целостной системой, так как здесь структура может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы.


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 82.

2 Может возникнуть вопрос о том, куда же подевался из нашей схемы "че­ловек". В рамках данной предметной области он исследуется как носитель оп­ределенных индивидуальных свойств социальности, т.е. интересует нас как существо общественное. Тогда как его личностные особенности исследуются, например, философской антропологией.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 92.


Дифференцированность и разнообразие общественных связей позво­ляют рассматривать общество еще и как высокоорганизованную систе­му, внутри которой могут быть собственные подсистемы, что придает ей чрезвычайную гибкость и устойчивость. В качестве таковых обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную под­системы.

Общество - это органическая целостная система, так как актив­ность структурных (общественных) связей в ней очень высока, что де­лает ее способной к саморазвитию.

Специфика общественной системы заключается также в том, что ее элементы могут быть относительно самостоятельны (иметь собственную логику развития), представляя собой высокоразвитые образования. По­этому здесь важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравст­венные, правовые, религиозные нормы и т.д.), из которых исходит и на которые ориентируется человек. Именно поэтому простая совокупность знаний о перечисленных подсистемах общества, достигаемая в таких науках, как экономика, политология, социология, не даст нам полного представления об обществе. Каждая из этих наук опирается на собст­венную предметную область, то есть интерпретирует исследуемый объ­ект, выделяя только экономические (или же политические, социальные, духовные и т.д.) отношения, абстрагируясь от всех остальных. Поэтому экономика дает лишь экономические знания об обществе, политоло­гия - политологические и т.д. С другой стороны, мы не получим дейст­вительного понимания общества, исходя лишь из анализа общества "вообще", так как общественные закономерности носят конкретный характер.

Говоря о системном подходе, мы отмечали, что одним из его компо­нентов является определение элементов в качестве далее неделимой и неразложимой единицы, которая выполняет в данной системе соответст­вующие функции.

Применительно к обществу в качестве его системного элемента вы­ступают индивиды. Именно они являются неотъемлемым условием лю­бой деятельности, "ее субъектами, т.е. носителями целенаправленной активности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механиз­мы"1. Проще говоря, без активной деятельности человека никакой про­цесс в обществе невозможен и никакие социальные институты или группы не имели бы места.

Деятельность людей может осуществляться лишь в отношении и при помощи чего-то. В качестве этого могут выступать предметы, с помо-


шью которых люди осуществляют свою деятельность. Среди предметов можно выделить следующие: 1) "предметы труда", т.е. то, на что на­правлена деятельность человека; 2) "орудия, труда", с помощью которых человек осуществляет непосредственное воздействие; 3) средства хране­ния и транспортировки первого и второго.


Все эти предметы связаны с прямым физическим воздействием или взаимодействием с природой. Однако прямое воздействие может быть оказано и на социальную среду существования. "Это означает, что и скальпель в руках хирурга, и штанга в руках спортсмена, и даже бутер­брод, съеденный нами в буфете, принадлежат миру вещей, с помощью которых мы физически изменяем реальность (даже если ею выступает наше собственное тело)"1.

Совместная деятельность людей связана не только с физическим воз­действием на природу и общество, но и с обменом информации между людьми, причем как внутри одного, так и между разными поколениями, что обеспечивает преемственность между ними. Такой обмен и хране­ние информации осуществляются с помощью особой системы знаков и символов, которые могут представлять собой как обычные предметы, которым придано то или иное культурное и общественное значение, так и их языковое выражение. Совокупность символических и знаковых средств и форм выражения создает особое семиотическое пространство, которое выступает важнейшим условием сознательной общественной деятельности людей, их взаимодействия и коммуникации. Благодаря этому происходят фиксация, хранение и передача общечеловеческих ценностей и принципов, которые становятся далее условием целена­правленной деятельности людей сначала на уровне сознания, а потом и на практическом уровне. Важность этого элемента общества как систе­мы позволяет в общефилософском плане обозначать его как семиосфе-ру2 по аналогии с такими структурами бытия, как ноосфера, биосфера

и т.п.

В качестве важнейшего признака любой системы выступает наличие особой системы связей между элементами, которые мы обозначили как структуру. В качестве такой системы связей в обществе выступают об­щественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь меж­ду элементами конкретной социальной системы. Причем общественные отношения существенно влияют на функционирование элементов, кото­рые подчиняются этим отношениям. Так, например, любой человек мо­жет быть включен в самые различные социальные группы, но каждая из них потребует от него в первую очередь выполнения тех функций, ко-


Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 324.


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 326.

2 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 165.


торые важны для выживания и функционирования данной группы в це­лом. Человек может обладать прекрасным голосом и слухом, но в рам­ках, например, какой-то партийной структуры эти личностные качества будут использоваться в лучшем случае для выкрикивания лозунгов на митингах и пения гимнов. Если деятельность человека будет мешать функционированию системы в целом, то последняя его отторгнет. Та­ким образом, личность адаптируется к общественной системе таким образом, что реализует свои внутренние задатки и способности в рам­ках различных социальных групп. Поэтому с утра человек может функ­ционировать как студент престижного вуза, по вечерам как член орга­низованной преступной банды, и при этом он может оставаться пре­красным членом семьи, обеспечивая устойчивое функционирование каждой из этих социальных групп. В рамках конкретных общественных отношений человек соответствующим образом использует как реальные, так и знаково-символические предметы, способствующие его деятельно­сти.







Date: 2015-05-08; view: 547; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию