Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание, его происхождение и сущность





Одним из важнейших свойств материи (при субстанциальном ее рас­смотрении) является сознание. Некоторые философы полагают, что соз­нание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б. Спинозе,


считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отраже­ние. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответст­вующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автома­шину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столк­новения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для суще­ствования человека, для его приспособления к среде.

Но у человека - высшая из известных нам форм отражения (и в этом отношении, если брать ряд предшествовавших сознанию форм в эволю­ции материального мира, сознание есть не атрибут, а "модус" материи). В неорганической природе имеются две формы отражения: непо­средственно-контактное и дистантное (к примеру, отражение дерева на поверхности озера). В органической природе тоже две формы: раздра­жимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения за­чатков нервной системы, с кишечнополостных, и кончая высшими жи­вотными с их безусловными и условными рефлексами). В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения: индивидуальное соз­нание, общественное сознание и "машинное" (компьютерное) "созна­ние". Центральным здесь является индивидуальное сознание, поскольку лишь на его основе исторически сформировалось коллективное, обще­ственное сознание и поскольку оно в процессе своего исторического развития дошло до создания компьютеров; отличие существенное: дея­тельность "думающих машин" целеисполнительна, а деятельность чело­века целеполагающа. Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его пред­посылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом. Иначе говоря, для возник­новения индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки - биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не


будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социаль­ных предпосылок его становления и развития).

Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным, философом, специально в течение многих лет изучавшим этот феномен. Сознание, пишет он, это такая функция (или такое свой­ство) человеческого мозга, которая заключается в обобщенном, оценоч­ном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом пре­образовании действительности, в предварительном мысленном построе­нии действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека1. Это определение сознания функциональное и, повторяем, лишь одно из возможных, касающееся только индивидуального сознания человека. Имеются и другие опреде­ления, студенту предоставляется возможность самому выбрать наиболее точное и более полное (с его точки зрения) определение.







Date: 2015-05-08; view: 625; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию