Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема субстанции в философии
Если началом познания является фиксация некоего бытия (природы, отдельных.предметов, событий и т.п.), то следующий шаг на этом пути связан с углублением в бытие, с обнаружением его основы или самостоятельности. В истории философии наблюдается использование данного термина у разных философов либо в первом, либо во втором его значении. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких "кирпичиков", из которых складывается основание предметов (здесь - "субстанция" от "substantia" как "сущности"). У других фило- софов, например Б. Спинозы, трактовка субстанции опиралась на перевод с латинского "substantivus" - "самостоятельный". Если субстанция как основа вела (как у французских материалистов XVIII столетия) к раздвоению бытия на два уровня - субстанциальный и феноменологический, лишенный такой "материи", что, между прочим, отразилось (в своеобразном дуализме) и на марксизме, то субстанция как материя, вернее, материя как субстанция, как единственно существующая дошла до нашего времени в ленинской концепции материи и стала преобладающей трактовкой в трудах современных российских философов. Что же такое субстанция как substantivus? "Под субстанцией, - писал Б. Спиноза, - я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться"1. Такая трактовка означала недопустимость представления о Боге, или Идее, Мифе как объяснительном принципе по отношению к природе, субстанции: материя (сам Б. Спиноза был пантеистом) есть единственная субстанция, и кроме нее нет ничего в мире. Б. Спиноза конкретизировал понятие субстанции, считая, что субстанция есть система, или комплекс, атрибутов. "Под атрибутом я разумею, - писал он далее, - то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность". С атрибутом тесно связан модус (например, атрибут - свойство отражать, а модус - сознание, одна из форм отражения). "Под модусом, - продолжает Б. Спиноза, - я разумею то, что существует в другом и представляется через это другое"2. Субстанция не причина атрибутов и модусов, даже не их основа. Она существует в них и через них, является их целостным единством. Важно - и это мы подчеркиваем и сейчас, -что субстанция самодостаточна, что она есть причина самой себя. "Под причиной самого себя (causa sui), - подчеркивал Б. Спиноза, - я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею"3. Из этого положения современные философы-экзистенциалисты выводят сущность и существование человека. Философы же научно-материалистического направления, ориентируясь на его утверждение, что субстанция есть causa sui, обосновывают материальное единство мира и тесную связь мышления и материи. Развитие представлений о материи. Само слово "материя" происходит от латинского слова "materia" - вещество. Но к настоящему времени под материей разумеют не только физические виды реальности - 1 Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 361. 2 Там же. 3 Там же. вещество, поле, антивещество (если будет доказано существование антиполей, то и антиполя), а также производственные отношения в сфере социальной реальности. Сюда включается и потенциальное бытие, способное превратиться в актуальную действительность. В широком смысле материя - это субстанция, это все, обладающее признаком существования. Даже мышление и сознание при субстанциальном подходе оказываются модусами субстанции и могут считаться материальными процессами и свойствами материального характера. Определение же материи в гносеологическом плане таково: материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им..3десь понятие "материя" исключает понятие "сознание" и трактуется как противоположность сознанию. В самом сознании нет, например, леса или дома, на которые направлены мои органы чувств; в сознании нет ничего вещественно-субстратного от этих объектов; в нем имеются лишь образы, копии этих объектов, которые необходимы человеку для ориентации среди реальных предметов, для приспособления к ним и (если требуется) для активного воздействия на них. Понятие "материя" прошло несколько этапов в развитии философской мысли. I этап - этап наглядно-чувственного представления о материи; он охватывает множество философских течений древнего мира, особенно античность Греции (основой сущего у Фалеса выступала вода, у Гераклита огонь, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра "апейрон", сочетавший в себе противоположность горячего и холодного, и т.п.). Как видим, основой вещей и Космоса считались те или иные стихии природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно. II этап - это этап атомистического представления о материи; вещество сводилось к атомам; данный этап называют еще и "физикалистским", поскольку он базировался на физическом анализе. Он зарождается еще в недрах I этапа (атомы Демокрита - Левкиппа) и развертывается на базе данных химии и физики в XVII-XIX вв. (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Дальтон, Гельвеции, Гольбах и др.). Конечно, атомы XIX в. значительно отличались от представлений об атомах у Демокрита. Но тем не менее преемственность в воззрениях физиков и философов разных эпох имелась, и философский материализм имел солидную опору в исследованиях натуралистического характера. III этап связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX столетий и с формированием гносеологического понимания материи: он может быть назван "гаосеологистским" этапом. (Наиболее яркое свое проявление он получил, как это уже отмечалось нами (см. с. 77), в произведении В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"). IV этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции; этап субстанционального понимания материи, вернее, его элементы, его зародыш мы находим еще в древности, затем в схоластике средневековья и в Новое время (в трудах Декарта и Спинозы), в трудах И. Канта и других философов; широкое распространение такой взгляд получил в нашем столетии, когда в ходе разработки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Б. Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (с расширением взглядов на эту систему атрибутивных свойств материи). В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию. Уровни организации материи. В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нем имеются также хаотические процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического созидаются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бытия. Структурность - это внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого. Вторая часть этого определения структурности указывает на организованность материи в виде бесчисленного множества систем. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты, а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых (или даже без одного из них) не может быть системы. Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Из конкретных систем образуются структурные уровни, из которых и состоит материальное бытие при его более конкретном познании. Структурные уровни составляют объекты какого-либо класса, имеющие общие свойства, законы изменения и характерные для них пространственно-временные масштабы (так, атомы имеют масштаб в 10'8 см, молекулы - в 10"7 см, элементарные частицы обладают размером в 10"14 см и т.п.). Область неорганического мира представлена такими структурными уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень макроскопических тел различной величины, планетарный уровень, звездно-планетарный, галактический, метагалактика как структурный, самый высший из известных нам, уровень. Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 1014-1015 г/см3), при которых должна возникать кварк-глюонная плазма. Уровень атомных ядер состоит из ядер (нуклидов). В зависимости от числа протонов и нейтронов выделяются различные группы нуклидов, напри- мер, "магические" ядра с числом протонов и нейтронов, равным 2, 8, 20, 50, 82, 126, 152..., "дважды магические" (по протоном и нейтронам одновременно - такие ядра отличаются особой устойчивостью к распадам) и т.д. В настоящее время известно около тысячи нуклидов. Нукли-ды, окруженные электронной оболочкой, относятся уже к структурному уровню, называемому "атомарным уровнем> Имеется ряд структурных уровней материи в пределах Земли: кристаллы, минералы, горные породы - геологические тела геосферы (ядро, мантия, литосфера, гидросфера, атмосфера) и промежуточные структурные образования. В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются главным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, "черные дыры"), звездные скопления - галактики, квазары. Достаточно распространены в космосе межзвездный газ, пылевые галактические и межгалактические туманности и т.п. v' Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневьши образованиями: уровнем биологических макромолекул, клеточным уровнем, микроорганизменным, уровнем органов и тканей, уровнем системы организма, популяционным уровнем, биоценозным и биосферным. Для каждого из них характерен и специфичен органический метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. На уровне биологических макромолекул строятся мембраны живых клеток. Построенные из различных мембран клеточные элементы (митохондрии, хлоропласты и т.д.) функционируют лишь в составе клеток. Существует предположение, что когда-то "предки" этих органелл вели самостоятельное существование. В биологии имеется довольно сложная систематика организмов, составляющих организмен-ный уровень. В частности, выделяются виды, роды многоклеточных организмов, их семейства, отряды, классы, типы, "царства", а также промежуточные таксоны (надсемейство, подсемейство и т.п.). Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера -""совокупность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли. Продукты биосферы, веками перерабатываемые природными процессами, включаются, наряду с другими, в геологический субстрат, в геологическую оболочку Земли. На основе единства газообразного, жидкого и твердого образований Земли исторически возникла, развивалась и ныне функционирует вся биосфера Земли. В социальной действительности тоже имеется немало уровней структурной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни: уровень индивидов, уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и системы государств, общества в целом. Структурные уровни социальной действительности (что, кстати, нередко встречается в неорганической и органической природе) находятся между собой в неоднозначных связях; пример тому - взаимоотношение уровня наций с уровнем государств: одни и те же нации - в различных государствах. Таким образом, каждая из трех сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые определенным образом упорядочены и связаны между собой. Рассматривая структурность материи, мы обнаружили, что в основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физические виды реальности - вещество и поле. Что это за виды материи? Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу (массу покоя). Это фактически все материальные системы - от элементарных частиц до метагалактических. Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существует электромагнитное поле (одной из его разновидностей является свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее между собой частицы атомного ядра. Как видим, вещество отличается от поля так называемой массой покоя; частицы света - фотоны этой массы покоя не имеют; свет не может покоиться, у него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все частицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойствами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц и обладает массой. В 1899 г. П.Н. Лебедевым было экспериментально установлено давление света на твердые тела, а это означает, что свет нельзя считать чистой энергией, что свет состоит из мельчайших частиц и имеет массу. Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определенных условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям ("телам"). При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энергии дают пару частиц - электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопровождаются излучением света. Превращение же поля в вещество происходит при поглощении света растениями. Некоторые физики считают, что при атомном распаде "материя исчезает", превращается в нематериальную энергию. На самом деле здесь материя не исчезает, а переходит из одного физического состояния в другое: энергия, связанная с веществом, переходит в энергию, связанную с полем. Сама же материя не исчезает. Все конкретные материальные системы и все уровни организа- ции материальной действительности имеют в своей структуре вещество и поля (только в разной "пропорции"). Существует ли еще что-что, помимо вещества и поля? В сравнительно недавнее время физики открыли частицы, которые по массе равны массе протона, но заряд у них не положительный, а отрицательный. Их назвали антипротонами. Затем были открыты и другие античастицы (среди них - антинейтрон). На этой основе выдвигается предположение о существовании в физическом мире наряду с веществом также и антивещества. Это тоже материя, только иной структурной природы и организованности. Ядра атомов этого вида физической реальности должны состоять из антипротонов и антинейтронов, а оболочка атома - из позитронов. В земных условиях, как считается, антивещество существовать не может, так как оно аннигилировало бы с веществом, т.е. полностью превращалось бы в электромагнитное поле. Следует заметить, что современная физика вплотную подошла к установлению существования антиполя, о чем свидетельствует, как полагают некоторые ученые, обнаружение существования антинейтрино, которое можно квалифицировать как античастицу антиполя. Однако вопрос о существовании антиполей - пока дискуссионный и спорный вопрос. Можно принимать эту гипотезу, но - с известной долей скептицизма. Данный вопрос ставится в философии и затрагивает общую картину мира. В настоящее время в научно-популярной и художественной литературе нередко пишут о так называемом "антимире". Полагают, будто наряду с миром, существующем на основе вещества и полей, имеется еще мир, состоящий из антивещества и антиполей и называемый "антимиром". В подтверждение этой (об "антимире") гипотезы ее сторонники приводят математические доказательства, которые, кстати, весьма убедительны. Во-вторых, они ссылаются на закон симметрии в природе; раз все в природе симметрично, а в окружающем нас мире этой симметрии нет, так как вещество преобладает над антивеществом, то должен быть и "антимир", в котором антивещество преобладало бы над веществом (нет ясности при этом, как нейтрализуется опасность их аннигиляции). Существует ли антимир или не существует - покажет развитие науки. Но в любом случае нельзя заменять понятие "антимир" понятием "антиматерия" (как это иногда случается). Какие бы виды физической реальности ни были бы обнаружены - все это не будет выходить за рамки субстанции - материи; понятие "антиматерия" - это какое-то духовное образование, но если (как гипотеза малой достоверности) оно и существует, то не может не быть производным от материи - субстанции и находиться вне этой субстанции. Если же это физическая реальность, то это тем более материальная субстанция. Более правильный термин для обозначения данного гипотетического феномена - "антимир" (а не "антиматерия"). И еще один момент следует обратить внимание: многообразие уровней структурной организации, наличие их переплетенности и взаимосвязи в ряде отношений, как и взаимопереход физических видов реальности (вещества и поля), не означает, что они теряют свою специфичность. Они относительно самостоятельны, специфичны и несводимы друг к другу. Вместе с тем они связаны между собой. § 3. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается прежде всего в том, что они интегрируются в "формы" движения материи. Понятие "формы движения" - более широкое, оно подразумевает ряд структурных уровней, объединенных той или иной формой движения в одно целое. У "формы движения" - более масштабный материальный субстрат и более общий единый тип взаимодействия этих материальных носителей движения. Движение, по общему определению, это изменение вообще. Движение в философии не есть только механическое перемещение, не есть перемена места. Оно есть также распад систем, элементов или, наоборот, формирование новых систем. Если, к примеру, книга, лежащая на столе, в механическом смысле не имеет движения (не движется), то с физико-химической точки зрения она - в "движении". Аналогично и с домом, и с человеческим организмом, а тем более с обществом и природой. Помимо механического движения, имеются такие формы движения: физическая форма, химическая, биологическая и социальная. По современным представлениям, механическая форма входит во все остальные и ее нет смысла выделять особо. В сфере естествознания поставлен и такой вопрос: а может ли химия претендовать на самостоятельный статус (ведь физика окружила ее со всех сторон и вроде бы растворила в себе эту форму движения?). Кроме того, предложено считать особыми формами движения геологические и планетарные движения. Для обсуждения выдвинут и вопрос о существовании особой компьютерной формы движения материи. С соответствующими концепциями студенты могут познакомиться по рекомендуемой им литературе. Сейчас остановимся кратко на соотношении традиционно принимаемых как основные форм движения: физической, химической, биологической и социальной. В этом ряду биологическая является "высшей" по отношению к физической и химической формам, а социальная форма движения рас- сматривается как высшая по отношению к остальным трем формам движения материи, которые (при таком ракурсе) считаются "низшими". Установлено, что "высшие" возникают на основе "низших", включают их в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой; в "высших" при их генезисе из "низших" возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определяют специфичность всей высшей формы движения материи. Так, при принятии эволюционной точки зрения на неорганическую природу и на органическую сферу реальности в последней появляются не только особые внутренние и внешние взаимодействия, но и специфические законы, как, например, закон естественного отбора, которого нет в физической неорганической природе. Аналогичное соотношение и с социальной формой по отношению к биологической, химической и физической формам движения материи. В социальной форме определяющим ее движение оказываются многие факторы, но главный среди них - способ производства, который в структурном отношении весьма своеобразен и несводим ни к физике, ни к биологии. Встречаются, как мы знаем, и попытки объяснить биологическое физическим и химическим (и даже механическим), а социальное - биологическим. В первом случае перед нами предстанет механицизм, во втором - биологизаторство. В обоих случаях это будет редукционизм, т.е. стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании, хотя и имеющем генетические связи с низшими формами движения материи. Помимо форм движения, существуют типы движения: 1) механическое - без изменения качества и 2) с изменением качества у остальных форм движения материи. Изменения качества наблюдаются трех видов: а) у функционирующих систем; б) в процессах круговорота и в) в процессах развития. Развитие определяется как в основном необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивным, регрессивным и "горизонтальным" (или одноплоскостным, одноуровневым). Развитие подчинено ряду законов, из которых наиболее важными выступают три: закон перехода количества в качество (точнее, это закон перехода одного качества в другое на основе количественных изменений), закон единства и борьбы противоположностей (или, что то же самое, - закон взаимопроникновения противоположностей) и закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза). Прогресс - или прогрессивное развитие - является самым сложным при реализации научных о нем представлений. Выдающийся диалектик Гегель так характеризовал его суть: поступательное движение состоит в том, что "оно начинается с простых определенностей и что последую- щие определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение этого начала обогатило его (начало) новой определенностью... На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше (или должно поднимать, - скажем мы) всю массу своего предыдущего содержания и ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения... но уносит с собой все приобретенное и уплотняется внутри себя"1. Date: 2015-05-08; view: 612; Нарушение авторских прав |