Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вводные замечания. Общество немыслимо без организаций - банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы
Общество немыслимо без организаций - банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они - разновидности организации. Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья или технологий, их принято называть социальными организациями. У организаций есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Но самое главное с точки зрения социологии - это наличие в них социальной иерархии, статусов, распределения ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей свойственны иерархия - вертикальное расположение людей по рангам, и управление - механизм, упорядочивающий взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Итак, иерархия описывает статику, а управление - динамику организации. В социальной структуре общества стратификация распределяет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной организации иерархия распределяет их по должностям. Многие понятия, которые были рассмотрены в предыдущих разделах, понадобятся при анализе бюрократии, организации, управления и менеджмента. Именно эти четыре темы являются ключевыми в данной главе. Организация - основной предмет социологии организации. С этим понятием тесно связано такое явление, как бюрократия. Бюрократия - узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица. Бюрократия как специфическая группа людей, занимающих властные позиции в обществе, как определенный тип и характер взаимоотношений между людьми, система норм и правил поведения, своеобразный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности - с первыми проблесками государства и зачатками политической системы. Уже в Древнем Египте существовали специальные школы подготовки чиновников. Чиновник - лицо при официальном чине или должности - основной носитель и хранитель бюрократии. М. Вебер рассматривал бюрократию в позитивном смысле (как рациональную машину и форму эффективной деятельности) и в негативном. В негативной (восточной) бюрократии инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью. Средства превращаются в цель. Таков источник дисфункций в социальной организации позитивной бюрократии. Они принимают самые разные формы - от взяток до мафиозных систем. Сравнение восточной и западной бюрократии указывает на то, что количество дисфункций в первой выше, чем во второй. Управление - предмет другой науки, а именно социологии менеджмента. Понятия "менеджмент" и "управление" очень близки. Иногда их вообще отождествляют. В техническом смысле так оно и должно быть, ибо менеджмент дословно означает управление. Поэтому в тексте оба слова употребляются как синонимы, но лишь в техническом значении. Как культурные явления, они, несомненно, различаются. И вот чем. Менеджмент - прежде всего инструмент коммерческого управления, хотя на Западе он используется где угодно. Менеджер - наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации. Он - лицо, а менеджмент - глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа. Date: 2015-05-08; view: 508; Нарушение авторских прав |