Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация и социальный контроль





Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:

обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения;

 

контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Отсюда следует, что вознаграждение и наказание - главные элементы социального контроля - одновременно являются эф­фективными приемами социализации.

Общество изобрело множество педагогических практик (при­емов, методов, техник), способов социальной тренировки, по­зволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки - не только система измерения успехов в уче­бе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются впе­ред, двоечники остаются на второй год.

Оценки - универсальный механизм социализации и социаль­ного контроля. В них отражается объективное и получившее ин­ституциональное закрепление мнение значимых других, выпол­няющих функцию судей.

Когда мы говорили о "зеркальном Я", то отмечали, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без посто­янной оглядки на них человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном море социальной жизни. Правда, иногда они выполняют роль неисправного компаса либо искривленного зеркала. Но это и неудивительно. Ведь они насквозь субъективны и иными быть не могут.

В важных социальных процессах - подбор персонала предпри­ятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих ре­шений на всех уровнях - общество, и это, согласимся, его пра­во, не может полагаться на пристрастные мнения людей. Оно изобрело другой инструмент - экспертные оценки.

Экспертные оценки выносятся коллективно специально обу­ченными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам.

Тысячелетиями человечество шло к своему замечательному социальному изобретению. Можно составить любопытную исто­рию, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая совре­менными компьютерными программами школьного тестирова­ния. Но как бы то ни было, нам важно знать, что оценки выпол­няют двоякую функцию - социализации и контроля.

А кроме того, они помогают проводить социальную селек­цию - сортировать людей на успешно и неуспешно прошед-

ших одну из стадий социализации, а именно обучение новым знаниям.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способ­ных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает не­знающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за компетентных работников борются солидные банки и компании, неудачников изгоняют.

"Удачники социализации" получают доступ к дефицитным социальным благам - престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. "Неудачники социализа­ции" скатываются на социальное дно общества.

Сделаем принципиально важный вывод: социальный контроль - верный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удач­но социализирующихся и наказывает неудачников. На вооруже­нии у него эффективнейший инструмент - экспертные оценки, на основании которых "социализантов" тестируют, корректиру­ют и селектируют, т.е. переводят вверх или вниз по социальной лестнице.

Социальная селекция имеет многообразные виды и формы. Самой крайней является физическое устранение индивидов или целых социальных групп. Здесь уже теряется нить, связующая со­циализацию и социальный контроль. На другом полюсе - уме­ренные формы, например, двоечника оставляют на второй год. А посредине мысленной шкалы форм и видов селекции находит­ся увольнение.

Увольнение - элемент социального контроля, применяемый к тем, кто неудачно освоил профессиональную Роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) и нарушает трудовую дисциплину (совокупность конк­ретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня).

Неудачники социализации реже добиваются жизненного ус­пеха. Они оказываются на "социальном дне", пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, про­ститутки - группы населения, неудачно прошедшие социализа­цию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.

Итак, мы выяснили, что для сортирования удачливых и не­удачливых используется механизм социального контроля - тема следующей главы. Таким образом, оба понятия - социализация и социальный контроль - отражают две стороны одного целого.

В заключение выделим ключевые понятия:

Date: 2015-05-08; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию