Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поясняющий пример. Однако широко известны случаи, когда человеческих дете­нышей воспитывали звери





Однако широко известны случаи, когда человеческих дете­нышей воспитывали звери. Их образ описан Р. Киплингом в "Ма­угли". Когда их нашли, выяснилось, что "дети джунглей" не уме­ют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, со­стоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улы­баться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обще­стве они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они - продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического су­щества в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноцен­ными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Человеческие детеныши (феральные люди), воспитанные в стае волков (т.е. представителями другого вида), усвоили их по­вадки: быстро передвигались на четырех конечностях, прибли­жаясь к мясу, предварительно его обнюхивали, испытывая жаж­ду, облизывали зубы. Однако усвоить у них "правила социальной

 

жизни" они не могли. Неудивительно, что, вернувшись в обще­ство, т.е. к представителям своего вида, "фералы" не стали пол­ноправными социальными существами.

И еще одна особенность межвидового обучения. Человечес­кие детеныши стоят на более высокой эволюционной ступени, нежели их воспитатели-волки. Стало быть, представители низших видов могут "перевоспитать" представителей высших. А наобо­рот? Сколько ученые ни бились с обезьянами, но так и не смог­ли научить их тому, что может пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разгова­ривать словами, а не жестами. Видимо, обучение - простейший базовый элемент социализации - имеет одно эволюционное на­правление.

Замечена еще одна особенность этого процесса. Передавать "правила жизни" могут только старшие младшим, но не на-оборот. Так во всяком случае у животных. А у человека? На про­тяжении всей истории обучение было однонаправленным про­цессом. Но в современном обществе знания обновляются настолько быстро, а физические особенности человека изме­няются настолько медленно, что обучение превратилось в дву­направленный процесс.

В самом деле, старшие сегодня многому учатся у молодых. Наша страна в считанные годы перешла к рыночному обще­ству, а старшее поколение привыкло жить по старинке. Ему труд­но освоить новые ценности, правила поведения, убеждения. На­копленные знания, ставшие привычкой, инертны. А молодое поколение, свободное от груза "предрассудков" (это слово име­ет, конечно, относительный смысл - относительно данного времени, но не прошлого), быстро приспособилось к новой жизни. И теперь уже оно поучает родителей тому, как надо "де­лать деньги" и "крутиться в жизни".

Таким образом, процесс обучения - рудиментарная фор­ма социализации - носит универсальный эволюционный харак­тер. Но у человека, в отличие от животных, обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании усваиваемого материала. Слон, волк, собака или кошка остаются представи­телями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое наследство вида.

У человека все иначе. Он становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. "Фералы" не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У "своих" человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышле­нию и многому другому. Они-то и составляют материал социали­зации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу - человеческая культура.

Итак, запомним три важных положения:

· Культура - это то, что осваивается человеком в процессе
социализации.

· Социализация - это то, как усваивается человеком культура.

· Социализация - одновременно и механизм, и процесс.

Вывод: социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая (рудиментарная) форма - обучение. Последнее принимает внутри- и межвидовую форму, а социализация - только внутривидовую. Раньше социали­зация была однонаправленным процессом (от старших к млад­шим). Сегодня она приобретает черты двунаправленности.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО "Я"

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает "правилам жизни" дру­гую, называется становлением социального "Я".

Об уникальности человеческого существа мы уже говорили. Но вот еще характерный штрих.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него "жилище". Поэтому всю свою жизнь чело­век ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения сво­ему социальному месту (или статусу).

 

У большинства взрослых есть свой "социальный дом" - ус­тойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независи­мость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта и пра­ва голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить чело­века) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) само­стоятельности означает качественную границу между двумя эта­пами социализации - начальной (ранней) и продолженной (по­здней).

Однако социализация - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование лично­сти. Индивид - начальная точка этого процесса, зрелая личность - завершающая.

У новорожденного нет личности. Ребенок неспосотен различать собственное "Я" и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего "Я". Он не знает границ между собой и не-собой, между "Я" и "не-Я". Овладение прямохождением и речью, раз­витие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и по­зднем детстве - все это стадии одного процесса, а именно осоз­нания своего "Я".

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволен­ного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего "Я" для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учи­телей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним счи­таются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни?

Когда подросток задает подобные вопросы, это верный при­знак завершающего этапа становления социального "Я": сквозь индивидуальность уже "проклевывается" личность. Развитая ин­дивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальней­ший процесс развития собственно личности может продолжать­ся как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. Их попросту нет.

Итак, мы можем сделать выводы: содержание процесса станов­ления социального "Я" - взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса - поиск своего социального ме­ста. Результат процесса - зрелая личность. Главными временны­ми точками формирования личности являются: а) осознание своего "Я", б) осмысление своего "Я". На том завершается на­чальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент - обретение самостоятельности.

Осознание и осмысление своего "Я" - два разных момента. Вто­рой совпадает с постановкой "философских" вопросов, которые затрагивались выше. Осознание своего "Я" происходит гораздо раньше.

Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем ("Коля хочет пить") и с трудом перехо­дит к личному местоимению "Я хочу пить". Понятие о своем "Я" развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть другим, как и самим собой [2, с. 164]. Через понимание других ребенок приходит к формиро­ванию своего социального "Я" (self). Впервые этот процесс опи­сал Ч. Кули.

Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторон­ние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зер­кало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы "смотримся" для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зерка­ле, суть реакции на наше поведение окружающих. Мы посто­янно размышляем о том, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они будут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И эти размышления не покидают нас всю жизнь.

Наше "Я" - не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.

Но это специфический процесс, он происходит в особом про­странстве - в пространстве межличностного взаимодействия. Наше "Я" обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что "Я" не сводится к сумме психических процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем или субстанцией "Я" выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.

Итак, сделаем вывод: становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным "Я". Можно сказать иначе: на соци­ально-психологическом уровне становление социального "Я" происходит через интернализацию культурных норм и соци­альных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Выделим ключевые понятия:

Date: 2015-05-08; view: 668; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию