Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поясняющий пример. Однако широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери
Однако широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Их образ описан Р. Киплингом в "Маугли". Когда их нашли, выяснилось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они - продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Человеческие детеныши (феральные люди), воспитанные в стае волков (т.е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях, приближаясь к мясу, предварительно его обнюхивали, испытывая жажду, облизывали зубы. Однако усвоить у них "правила социальной
жизни" они не могли. Неудивительно, что, вернувшись в общество, т.е. к представителям своего вида, "фералы" не стали полноправными социальными существами. И еще одна особенность межвидового обучения. Человеческие детеныши стоят на более высокой эволюционной ступени, нежели их воспитатели-волки. Стало быть, представители низших видов могут "перевоспитать" представителей высших. А наоборот? Сколько ученые ни бились с обезьянами, но так и не смогли научить их тому, что может пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо, обучение - простейший базовый элемент социализации - имеет одно эволюционное направление. Замечена еще одна особенность этого процесса. Передавать "правила жизни" могут только старшие младшим, но не на-оборот. Так во всяком случае у животных. А у человека? На протяжении всей истории обучение было однонаправленным процессом. Но в современном обществе знания обновляются настолько быстро, а физические особенности человека изменяются настолько медленно, что обучение превратилось в двунаправленный процесс. В самом деле, старшие сегодня многому учатся у молодых. Наша страна в считанные годы перешла к рыночному обществу, а старшее поколение привыкло жить по старинке. Ему трудно освоить новые ценности, правила поведения, убеждения. Накопленные знания, ставшие привычкой, инертны. А молодое поколение, свободное от груза "предрассудков" (это слово имеет, конечно, относительный смысл - относительно данного времени, но не прошлого), быстро приспособилось к новой жизни. И теперь уже оно поучает родителей тому, как надо "делать деньги" и "крутиться в жизни". Таким образом, процесс обучения - рудиментарная форма социализации - носит универсальный эволюционный характер. Но у человека, в отличие от животных, обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании усваиваемого материала. Слон, волк, собака или кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое наследство вида. У человека все иначе. Он становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. "Фералы" не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У "своих" человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому. Они-то и составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу - человеческая культура. Итак, запомним три важных положения: · Культура - это то, что осваивается человеком в процессе · Социализация - это то, как усваивается человеком культура. · Социализация - одновременно и механизм, и процесс. Вывод: социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая (рудиментарная) форма - обучение. Последнее принимает внутри- и межвидовую форму, а социализация - только внутривидовую. Раньше социализация была однонаправленным процессом (от старших к младшим). Сегодня она приобретает черты двунаправленности. 3. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО "Я" Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает "правилам жизни" другую, называется становлением социального "Я". Об уникальности человеческого существа мы уже говорили. Но вот еще характерный штрих. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него "жилище". Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).
У большинства взрослых есть свой "социальный дом" - устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - начальной (ранней) и продолженной (поздней). Однако социализация - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - начальная точка этого процесса, зрелая личность - завершающая. У новорожденного нет личности. Ребенок неспосотен различать собственное "Я" и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего "Я". Он не знает границ между собой и не-собой, между "Я" и "не-Я". Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве - все это стадии одного процесса, а именно осознания своего "Я". Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего "Я" для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни? Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального "Я": сквозь индивидуальность уже "проклевывается" личность. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. Их попросту нет. Итак, мы можем сделать выводы: содержание процесса становления социального "Я" - взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса - поиск своего социального места. Результат процесса - зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего "Я", б) осмысление своего "Я". На том завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент - обретение самостоятельности. Осознание и осмысление своего "Я" - два разных момента. Второй совпадает с постановкой "философских" вопросов, которые затрагивались выше. Осознание своего "Я" происходит гораздо раньше. Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем ("Коля хочет пить") и с трудом переходит к личному местоимению "Я хочу пить". Понятие о своем "Я" развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть другим, как и самим собой [2, с. 164]. Через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального "Я" (self). Впервые этот процесс описал Ч. Кули. Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы "смотримся" для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции на наше поведение окружающих. Мы постоянно размышляем о том, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они будут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И эти размышления не покидают нас всю жизнь. Наше "Я" - не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс. Но это специфический процесс, он происходит в особом пространстве - в пространстве межличностного взаимодействия. Наше "Я" обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что "Я" не сводится к сумме психических процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем или субстанцией "Я" выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество. Итак, сделаем вывод: становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным "Я". Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального "Я" происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Выделим ключевые понятия: Date: 2015-05-08; view: 713; Нарушение авторских прав |