Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология социального взаимодействия





Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимо­действию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть пер­вый раз), оно отличается от действия обратной связью. Дей­ствие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направлен­ное на другого человека (а не на физический объект), вызыва­ет обратную реакцию, следует квалифицировать как социаль­ное взаимодействие.

Итак, наш первый вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодей­ствие.

Действие можно подразделить на четыре вида:

· физическое действие, например пощечина, передача книги,
запись на бумаге;

· вербальное, или словесное действие, например, оскорбление,
выражение приветствия "здравствуйте";

· жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец,
рукопожатие;

• мысленное действие выражается только во внутренней речи.
Из четырех видов действия три первых относятся к внешним,

а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на дру­гого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В ре­зультате мы получаем первую типологию социального взаимодей­ствия (по видам):

 

· физическое,

· вербальное,

· жестовое.

Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие ос­новано на социальных статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще раз, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам:

экономическая сфера, где индивиды выступают как соб­ственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

профессиональная сфера, где индивиды участвуют как во­дители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрач­ных;

демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтничес­кого взаимодействия);

политическая сфера, где люди противоборствуют или со­трудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты госу­дарственной власти: судьи, полицейские, присяжные, диплома­ты и т.д.;

религиозная сфера подразумевает контакты между предста­вителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к обла­сти вероисповедания;

территориально-поселенческая сфера - столкновения, со­трудничество, конкуренция между местными и пришлыми, го­родскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая - на ста­тусных системах.







Date: 2015-05-08; view: 764; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию