· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов.
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием, поведением; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
№ уро-ка
| §
| Название темы
урока
| Дидактические единицы стандарта
| Кол-во часов
| Дата проведения
| ОборудованиеИКТ
| Тип урока
|
П
| Ф
|
| 1-2
| Введение.
Инструктаж по т\б
| Наука о человеке: анатомия физиология, гигиена, медицина. история и методы изучения человека
|
|
|
| учебник
| Урок лекция
|
Происхождение человека
|
| |
|
| Систематическое положение человека
| Рассматриваем основные этапы эволюции человека. Влияние био и социальных факторов на эволюцию человека.
Человеческие расы. Человек как вид.
|
|
|
| Учебник модели «Происхождение человека» плакат
| Урок введения в новую тему
|
| 4-5
| Историческое прошлое людей. Расы человека
|
|
|
| Комбинированный урок
|
Строение организма
|
| |
| 6-7
| Клеточное строение организма
| «Строение животной клетки».
Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, деление, рост, дифференциация.
|
|
|
| Учебник
| Урок проведения лабораторной
|
|
| Ткани.
Л.Р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей».
| Рассматриваем строение ткани (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).
|
|
|
| Учебник, микроскоп, микропрепараты
| Урок проведения лабораторной
|
|
| Обобщающий урок. Зачет № 1 по темам: Происхождение человека, Строение и состав клетки.
|
|
|
|
|
|
|
Н е р в н а я с и с т е м а
|
|
|
|
| |
| 43-44
| Значение нервной системы. Строение нервной системы.
| Объяснить, чем обусловлено содержание психической деятельности. Что относится к центральной, а что к периферической нервной системе?
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Рефлекторная регуляция
|
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Строение головного мозга
Л.Р. №2 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»
| Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка
|
|
|
| Учебник
Плакат, муляж
| Комбинированный урок
|
|
| Функции переднего мозга
| Рассматриваем, одинаковые ли функции выполняют левое и правое полушария.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
| Объяснить, в чем значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Обобщающий урок. Зачет № 2 по темам: Нервная система. Рефлекторная регуляция
|
|
|
|
| Тесты, карточки
| Урок – зачет
|
Опорно – двигательная система
|
| |
|
| Значение опорно-двигательной системы, ее состав.
| Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека. Соединение костей, мышцы, сухожилия. Работа мышц. регуляция деятельности опорно-двигательной системы. заболевания. Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при повреждении опорно-двигатель-ной системы,
|
|
|
| Учебник плакаты: «скелет» «соединение костей» «мышцы» «доврачебная помощь при переломах»
| Урок введения в новую тему
|
|
| Скелет человека.
П.Р. № 1 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека»
|
|
|
| Комбинированный урок
|
|
| Скелет свободных поясов конечностей.
|
|
|
| Комбинированный урок
|
| 13-14
| Строение мышц. Работа скелетных мышц
П.Р. № 2«Выявление влияния статической и динамической работы на упомление мышц»
|
|
|
| Комбинированный урок
|
|
| Осанка. Предупреждение плоскостопия. П.Р. № 3«Определение нарушений осанки и плоскостопия»
|
|
|
| Комбинированный урок
|
|
| Первая помощь при ушибах и переломах костей.
|
|
|
| Комбинированный урок
|
Внутренняя среда организма
|
| |
|
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Л.Р, № 3«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»
| Изучаем компоненты внутренней среды.
Знакомимся с кровяными клетками
|
|
|
| Учебник
плакат
| Урок введения в данную тему
|
|
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
| Знакомимся, как организм человека защищается от микроорганизмов
|
|
|
| Учебник
плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Иммунология на службе здоровья.
| Знакомимся с естественным и искусственным иммунитетом
|
|
|
| Учебник
плакат
| Комбинированный урок
|
Кровеносная и лимфатическая системы
|
| |
22-23
| 20-21
| Транспортные системы организма.
| Узнаем, как взаимодействует кровеносная и лимфатическая системы. Рассматриваем, что происходит в большом и малом кругах кровообращения
|
|
|
| Учебник
Плакат «круги кровообращения
| Комбинированный урок
|
|
| Строение и работа сердца. П.Р. № 4«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
| Изучаем, как работает сердце и как его укрепить
|
|
|
| Учебник
Плакат: «строение сердца» «работа сердца»
| Комбинированный урок
|
|
| Движение крови по сосудам
| Изучаем, по каким законам движется кровь в организме, в чем причина пульса.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Гигиена сердечно-сосудистой системы.
П.Р. № 5 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»
| Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и профилактика. Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
27-28
| 24-25
| Обобщающий. Урок-зачет №3по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы»
|
|
|
|
|
| Урок - зачет
|
Д ы х а н и е
|
| |
|
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
| Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функция. Регуляция деятельности дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена органов дыхания. Заболевание и их профилактика. Влияние вредных привычек на дыхательную систему.
Доврачебная помощь при нарушении дыхательной системы
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Урок введения в данную тему
|
|
| Легкие. Легочное и тканевое дыхание.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Механизм вдоха и выдоха
П.Р. № 6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Болезни и травмы органов дыхания.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок с элем. Зачета (биодиктант)
|
|
| Итоговый урок по теме
Зачет № 4«Дыхание»
| Проверка знаний. (основные вопросы)
1. легочное дыхание.
2. Тканевое дыхание,
3. система органов дыхания.
4. Главная функция органов дыхания.
5. регуляция дыхания
6. звукообразование
7. речь, которая осуществляется благодаря артикуляции, в которой участвует язык, зубы, губы и другие органы, направляющие звуковые потоки.
|
|
|
| ученические плакаты
| Урок зачет
|
П и щ е в а р е н и е
|
| |
|
| Питание и пищеварение
| Рассматриваем систему органов пищеварения.
В чем заключается пластическая и энергетическая функция пищи.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Введение в новую тему
|
|
| Пищеварение в ротовой полости Л.Р. № 4«Изучение действия слюны на крахмал»
| Знакомимся с механической и химической обработкой пищи в полости рта.
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Пищеварение в желудке. Действие ферментов.
| Рассматриваем как изменяется в желудке пищевой комок
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание
| Как функционирует кишечная ворсинка?
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Регуляция пищеварения
| Объяснить. Чем различаются безусловные и условные рефлекторы
|
|
|
| Учебник
Плакат фото Павлова
| Комбинированный урок
|
|
| Гигиена органов пищеварения.
П.Р. № 7 «Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы»
| Изучаем 1) как соблюдать правильный рацион
2) как уберечься от кишечных инфекций.
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Обобщение темы Пищеварение
| Проверка знаний темы «Пищеварение»
|
|
|
| | итоговый урок
|
О б м е н в е щ е с т в и э н е р г и и
|
| |
|
| Обмен веществ и энергии основное свойство всех живых существ
| Объяснить, почему обмен веществ считают основным свойством живой природы.
|
|
|
| Учебник
| Введение в новую тему.
|
|
| Витамины
| Объяснить, какое значение в организме имеют витамины
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Энергозатраты человека и пищевой рацион. П.Р. №8 «Определение норм рационального питания»
| Изучаем два вопроса. 1) Норма питания.
2) Режим питания
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
|
| |
|
| Кожа – наружный покровный орган
П.Р. №9 «Изучение площади поверхности тела по массе и росту своего тела»
| Объяснить в чем проявляются защитная, выделительная и дыхательная функции кожи, какова роль кожи в обменных процессах и теплорегуляция.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
45-46
|
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Кожные болезни.
| Каковы особенности кожи подростка и как следует учитывать их при уходе за кожными покровами.
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Терморегуляция организма. Закаливание
| Рассматриваем, что такое терморегуляция и как она поддерживается в организме.
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Выделение
| Рассматриваем, какие системы органов поддерживают постоянство внутренней среды организма.
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
А н а л и з а т о р ы. О р г а н ы ч у в с т в
|
| |
|
| Анализаторы
| Объяснить, в чем выражена специфичность анализатора, чем анализатор отличается от органа чувств
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
| 49-50
| Зрительный анализатор
П.Р. № 10 «Изучение изменения размеров зрачка»
| В чем уникальность зрения?
Как уберечь зрение от инфекции и других заболеваний.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Слуховой анализатор
| Познакомимся, каково строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха.
Как сохранить хороший слух.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса
| Рассмотреть следующие вопросы: 1) Что такое мышечное чувство.
2) Как взаимодействуют органы вкуса и обоняния?
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Обобщения темы. Тестирование по темам: а н а л и з а т о р ы, ор г а н ы ч у в с т в.
| Проверка знаний.
|
|
| | | Итоговый контроль (тестирование)
|
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
|
|
|
|
| Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
| Объяснить в чем состояло открытие И.М. Сеченова, какие закономерности в работе головного мозга были открыты И.П. Павловым.
|
|
|
| Учебник
Фото ученый
| Комбинированный урок
|
|
| Врожденные и приобретенные программы поведения
| Рассматриваем, какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие – к приобретенным?
|
|
|
| Учебник
Фото ученый
| Комбинированный урок
|
|
| Сон и сновидение
| Поговорим? Каково значение сновидений.
|
|
|
| Кн. «Сонник»
Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Особенности высшей нервной деятельности человека
Речь и сознание
| Объяснить, какие функции выполняют внешняя и внутренняя речь?
Роль речи в познании и труде.
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
|
| Воля, эмоции, внимание
| Рассказать, из каких этапов складывается волевой акт. Как заставить себя быть внимательным?
|
|
|
| Учебник
| Комбинированный урок
|
Э н д о к р и н н а я с и с т е м а
|
| |
|
| Роль эндокринной регуляции
| Изучить, как действует гормоны, что происходит при их недостатке или избытке, какими признаками обладают наиболее часто встречающиеся эндокринные нарушения и какими способами можно помочь некоторым больным.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Функция желез внутренней секреции
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
И н д и в и д у а л ь н о е р а з в и т и е о р г а н и з м а
|
| |
61-62
| 60-61
| Жизненные циклы
Размножение
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
| 1. Изучить, как происходит развитие человеческого организма
2. Объяснить, какие изменения происходят в подростковом возрасте
3. Рассказать, какие болезни передаются половым путем
4. Научить определять темперамент, различать интересы и склонности, использовать свои знания (о своих способностях и возможностях) для выбора дальнейшего жизненного пути
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передав. Половым путем
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Развитие ребенка после рождения. Становление личности
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Интересы, склонности, способности.
|
|
|
| Учебник
Плакат
| Комбинированный урок
|
|
| Обобщение. Итоговое тестирование.
| Проверка знаний
|
|
| | | Итоговый контроль
|
67-68
|
| Резервное время
| |
|
| | | |
| | | | | | | | | |