Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг знаний, умений, навыков





Виды работ 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год
Лабораторные работы Л.Р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей». Л.Р. №2 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» Л.Р, № 3«Изучение микроскопического строения крови (мик­ропрепараты крови человека и лягушки)» Л.Р. № 4«Изучение действия слюны на крахмал»    
Практические работы П.Р. № 1 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» П.Р. № 2 «Выявление влияния статической и динамической работы на упомление мышц» П.Р. № 3 «Определение нарушений осанки и плоскостопия» П.Р. № 4«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» П.Р. № 5 «Изучение приемов остановки капиллярного, артери­ального и венозного кровотечений» П.Р. № 6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдо­ха и выдоха» П.Р. № 7 «Распознавание на наглядных пособиях органов пище­варительной системы» П.Р. №8 «Определение норм рационального питания» П.Р. №9 «Изучение площади поверхности тела по массе и росту своего тела» П.Р. № 10 «Изучение изменения размеров зрачка»    
Зачеты, итоговые уроки по темам Зачет № 1 по темам: «Происхождение человека, строение и состав клетки»   Зачет № 2 по темам: «Нервная система.Рефлекторная дуга»   Обобщающий. Урок-зачет № 3 по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы»   Итоговый урок-зачет № 4 по теме «Дыхание» Обобщение темы «Пищеварение» Тестирование по темам: Покровные органы, нервная система, анализаторы, органы чувств. Обобщение. Итоговое тестирование.  
Итого          

 

Содержание учебного предмета

Темы разделов Колич.часов
  Науки, изучающие строение организма  
  Происхождение человека  
  Строение организма  
  Нервная система  
  Опорно-двигательная система  
  Внутренняя среда организма  
  Кровеносная система  
  Дыхание  
  Пищеварение  
  Обмен веществ и энергии  
  Покровные органы. Терморегуляция. Выделение  
  Анализаторы. Органы чувств  
  Высшая нервная система. Поведение. Психика  
  Эндокринная система  
  Индивидуальное развитие организма  
  Резервное время  
  Итого  

Содержание тем учебного курса Биология. Человек 8 класс

Глава 1. Введение. Науки, изучающие организм человека(1 ч)

Значение знаний о человеке для самопознания и со­хранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, о методах анатомии, физиологии, психологии, гигиены.

уметь:

- использовать методы науки для решения возникающих проблем и необходимости выбирать для консультации нужных специалистов.

Глава 2. Происхождение человека (2 ч)

Человек как биологический вид: место и роль челове­ка в системе органического мира; его сходство с живот­ными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологи­ческих и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препа­раты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материаль­ной первобытной культуры человека; иллюстрации пред­ставителей различных рас человека.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о строении и жизни древнейших, древних и первых современных людей, о становлении рас и народностей

уметь:

- использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов.

Глава 3. Строение организма (3ч)

Строение организма человека. Уровни организации ор­ганизма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека.

Глава 4. Нервная система (7 ч)

Основные понятия нервной регуляции. Значение нерв­ной системы. Строение нервной системы. По­нятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизне­деятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.

Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.

Лабораторная работа:

- Изучение микроскопического строения тканей орга­низма человека.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- как расположены внутренние органы, где и как функционируют клетки и ткани, как выполняют свою функцию нервные клетки.

уметь:

- пользоваться анатомическими рисунками для определения места расположения внутренних органов в своём теле, работать с микроскопом, наблюдать клетки, определять ткани, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.

Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной сис­темы и их предупреждение.

Демонстрации: таблицы «Строение спинного моз­га», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с от­кидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

Лабораторные работы:

• Пальценосовая проба и особенности движений, свя­занных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов, о врождённых и приобретённых рефлексах, об осознанных и неосознанных действиях, о функционировании соматического и автономного отделов нервной системы.

уметь:

- проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.

Глава 5. Опорно-двигательная система (6 ч)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Стро­ение и функции скелета человека. Строение и рост кос­тей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц. Работа скелет­ных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильно­го развития опорно-двигательной системы. Гладкие мыш­цы и их роль в организме человека.

Нарушения опорно-двигательной системы. Профилак­тика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, че­реп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; при­емы оказания первой помощи при травмах опорно-двига­тельной системы.

Самонаблюдения: работы основных мышц, роли пле­чевого пояса в движениях руки.

Лабораторные работы:

* Изучение микроскопического строения кости.

* Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

* Изучение влияния статической и динамической ра­боты на утомление мышц.

Практические работы:

* Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о строении и функциях скелета и мышц, о приспособлении организма к труду и прямохождению, о нервной регуляции работы мышц движений, о тренировочном эффекте и вреде гиподинамии.

уметь:

- выявлять нарушение осанки и плоскостопие, оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.

Глава 6. Внутренняя среда организма (3 ч)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда ор­ганизма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элемен­ты. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание кро­ви. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

Лабораторная, работа:

Изучение микроскопического строения крови (мик­ропрепараты крови человека и лягушки).

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о составе крови, лимфы и тканевой жидкости, о иммунной системе, о причинах возникновения и способах профилактики инфекционных заболеваний, о переливании крови, пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости.

уметь:

- определять форменные элементы крови, распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения, бороться с болезнетворными микроорганизмами.

Глава 7. Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматизации сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и ма­лый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и пре­дупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таб­лицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные работы:

• Измерение кровяного давления.

• Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Практическая работа:

• Изучение приемов остановки капиллярного, артери­ального и венозного кровотечений.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы, как работает сердце и как его укрепить, как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов. Что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях.

уметь:

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности вашей сердечно-сосудистой системы, подсчитывать число пульсовых ударов, оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов.

Глава 8. Дыхание (5 ч)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкос­ти легких. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чисто­та атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред куре­ния.

Болезни органов дыхания. Предупреждение распростра­нения инфекционных заболеваний и соблюдение мер про­филактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: торс человека; таблица «Система ор­ганов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы ока­зания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Лабораторные работы:

• Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдо­ха и выдоха.

• Определение частоты дыхания.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о строении и функциях органов дыхания, голосообразовании, о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной ёмкости лёгких, о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы, о мерах первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах, о клинической и биологической смерти и способах реанимации: искусственном дыхании и непрямом массаже сердца.

уметь:

- определять состояние миндалин и аденоидов, измерять обхват грудной клетки, проводить дыхательные функциональные пробы, оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания.

Глава 9. Пищеварение (7 ч)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, ми­неральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеваре­ния. Пищеварение в различных отделах желудочно-ки­шечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное пита­ние. Профилактика пищевых отравлений, кишечных ин­фекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Демонстрации: торс человека; таблица «Пищевари­тельная система»; модель «Строение зуба».

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторные работы:

• Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Практическая, работа:

• Распознавание на наглядных пособиях органов пище­варительной системы.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- почему белки, жиры и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части, каковы строение и функции органов пищеварения и как они регулируются, что делать при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците.

уметь:

- определять местоположение желудка, печени, аппендикса, распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении.

Глава 10. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пласти­ческом и энергетическом обмене. Обмен белков, углево­дов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в ор­ганизме. Ферменты и их роль в организме человека. Ви­тамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы пи­тания. Значение правильного питания для организма. На­рушения обмена веществ.

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы пи­тания», «Энергетические потребности организма в зависи­мости от вида трудовой деятельности».

Практическая работа:

- Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о подготовительной, основной и заключительной фазах обмена, о превращениях белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей, об энергозатратах организма и энергетической ёмкости пищевых веществ, о правилах рационального питания и значении витаминов.

уметь:

- составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат, проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.

Глава 11. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение 5 ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной систе­мы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов моче­выделения иих профилактика.

Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Уход за колеей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы, оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреж­дений кожи. Гигиена кожи.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение ко­жи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожо­гах и. обморожениях.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов, как поддерживается температура тела, как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови.

уметь:

- ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью, предупреждать заболевания кожи, оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе, закаливать организм, предупреждать заболевания почек.

Глава 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элемен­ты строения анализаторов. Строение и функции зритель­ного, слухового, вестибулярного и вкусового анализато­ров. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения ра­боты анализаторов и их профилактика.

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной обо­лочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение сле­пого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллю­зии.

Лабораторные работы:

• Изучение изменения размеров зрачка.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- как работают органы чувств и анализаторы в целом, как предупредить возможные нарушения их работы, насколько истинна получаемая ими информация.

уметь:

- оценивать работу органов чувств, предупреждать зрительные и слуховые расстройства, овладевать некоторыми методами тренировки ряда анализаторов.

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Се­ченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Без­условные и условные рефлексы, их биологическое значе­ние.

Биологическая природа и социальная сущность челове­ка. Познавательная деятельность мозга. Сознание челове­ка. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психи­ки человека: осмысленность восприятия, словесно-логи­ческое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетичес­ких потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индиви­дуальные особенности личности: способности, темпера­мент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организа­ция труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здо­ровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиеничес­ких норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, ауто­тренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здо­ровья.

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механиче­скую память, консерватизм мышления.

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о врождённых и приобретённых программах поведения, о природе сна и сновидений, памяти, мышлении, об эмоциях и волевых действиях, о значении речи и трудовой деятельности.

уметь:

- разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов, оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путём тренировок улучшать их.

Глава 14. Эндокринная система (2 ч)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодейст­вие гуморальной и нервной регуляции,

Нарушения деятельности эндокринной сис­темы и их предупреждение.

Демонстрации: таблица «Железы внешней и внут­ренней секреции»; гортань со щитовидной железой, поч­ки с надпочечниками;

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о том, как действуют гормоны, что происходит при их недостатке и избытке, какими признаками обладают наиболее часто встречающиеся эндокринные нарушения и какими способами можно помочь некоторым больным.

уметь:

- определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Глава 15. Индивидуальное развитие организма (6 ч)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предуп­реждение.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профи­лактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Разви­тие человека после рождения».

Лабораторная работа:

• Измерение массы и роста своего организма

Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать:

- о развитии человеческого организма, об изменениях, происходящих в подростковом возрасте, о болезнях, передающихся половым путём, о темпераменте и характере, об интересах и склонностях, о развитии способностей к той или иной деятельности.

уметь:

- доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами, определять темперамент, различать интересы и склонности, использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути.

Date: 2015-04-23; view: 1055; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию