Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мониторинг знаний, умений, навыков
Содержание учебного предмета
Содержание тем учебного курса Биология. Человек 8 класс Глава 1. Введение. Науки, изучающие организм человека(1 ч) Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, о методах анатомии, физиологии, психологии, гигиены. уметь: - использовать методы науки для решения возникающих проблем и необходимости выбирать для консультации нужных специалистов. Глава 2. Происхождение человека (2 ч) Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о строении и жизни древнейших, древних и первых современных людей, о становлении рас и народностей уметь: - использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов. Глава 3. Строение организма (3ч) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Глава 4. Нервная система (7 ч) Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека. Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др. Лабораторная работа: - Изучение микроскопического строения тканей организма человека. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - как расположены внутренние органы, где и как функционируют клетки и ткани, как выполняют свою функцию нервные клетки. уметь: - пользоваться анатомическими рисунками для определения места расположения внутренних органов в своём теле, работать с микроскопом, наблюдать клетки, определять ткани, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Демонстрации: таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Лабораторные работы: • Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов, о врождённых и приобретённых рефлексах, об осознанных и неосознанных действиях, о функционировании соматического и автономного отделов нервной системы. уметь: - проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности. Глава 5. Опорно-двигательная система (6 ч) Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. Лабораторные работы: * Изучение микроскопического строения кости. * Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека. * Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Практические работы: * Выявление плоскостопия (выполняется дома). Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о строении и функциях скелета и мышц, о приспособлении организма к труду и прямохождению, о нервной регуляции работы мышц движений, о тренировочном эффекте и вреде гиподинамии. уметь: - выявлять нарушение осанки и плоскостопие, оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах. Глава 6. Внутренняя среда организма (3 ч) Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови». Лабораторная, работа: • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки). Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о составе крови, лимфы и тканевой жидкости, о иммунной системе, о причинах возникновения и способах профилактики инфекционных заболеваний, о переливании крови, пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости. уметь: - определять форменные элементы крови, распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения, бороться с болезнетворными микроорганизмами. Глава 7. Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч) Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматизации сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторные работы: • Измерение кровяного давления. • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Практическая работа: • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы, как работает сердце и как его укрепить, как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов. Что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях. уметь: - с помощью функциональных проб определять степень тренированности вашей сердечно-сосудистой системы, подсчитывать число пульсовых ударов, оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов. Глава 8. Дыхание (5 ч) Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Лабораторные работы: • Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. • Определение частоты дыхания. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о строении и функциях органов дыхания, голосообразовании, о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной ёмкости лёгких, о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы, о мерах первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах, о клинической и биологической смерти и способах реанимации: искусственном дыхании и непрямом массаже сердца. уметь: - определять состояние миндалин и аденоидов, измерять обхват грудной клетки, проводить дыхательные функциональные пробы, оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания. Глава 9. Пищеварение (7 ч) Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба». Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. Лабораторные работы: • Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Практическая, работа: • Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - почему белки, жиры и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части, каковы строение и функции органов пищеварения и как они регулируются, что делать при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците. уметь: - определять местоположение желудка, печени, аппендикса, распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении. Глава 10. Обмен веществ и энергии (3 ч) Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ. Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности». Практическая работа: - Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о подготовительной, основной и заключительной фазах обмена, о превращениях белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей, об энергозатратах организма и энергетической ёмкости пищевых веществ, о правилах рационального питания и значении витаминов. уметь: - составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат, проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы. Глава 11. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение 5 ч) Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения иих профилактика. Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения». Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за колеей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы, оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и. обморожениях. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов, как поддерживается температура тела, как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови. уметь: - ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью, предупреждать заболевания кожи, оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе, закаливать организм, предупреждать заболевания почек. Глава 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч) Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика. Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии. Лабораторные работы: • Изучение изменения размеров зрачка. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - как работают органы чувств и анализаторы в целом, как предупредить возможные нарушения их работы, насколько истинна получаемая ими информация. уметь: - оценивать работу органов чувств, предупреждать зрительные и слуховые расстройства, овладевать некоторыми методами тренировки ряда анализаторов. Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч) Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления. Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о врождённых и приобретённых программах поведения, о природе сна и сновидений, памяти, мышлении, об эмоциях и волевых действиях, о значении речи и трудовой деятельности. уметь: - разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов, оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путём тренировок улучшать их. Глава 14. Эндокринная система (2 ч) Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции, Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение. Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о том, как действуют гормоны, что происходит при их недостатке и избытке, какими признаками обладают наиболее часто встречающиеся эндокринные нарушения и какими способами можно помочь некоторым больным. уметь: - определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний. Глава 15. Индивидуальное развитие организма (6 ч) Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения». Лабораторная работа: • Измерение массы и роста своего организма Планируемые результаты обучения: по итогам изучения главы учащиеся должны знать: - о развитии человеческого организма, об изменениях, происходящих в подростковом возрасте, о болезнях, передающихся половым путём, о темпераменте и характере, об интересах и склонностях, о развитии способностей к той или иной деятельности. уметь: - доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами, определять темперамент, различать интересы и склонности, использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути. Date: 2015-04-23; view: 1101; Нарушение авторских прав |