Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В условиях паники
Данному вопросу была посвящена одна из задач классического исследования X Кэнтрила, посвященного изучению массовой паники и США в 1938 году, вызнанной радиоспектаклем «Вторжение с Марса* {по Г Уэллсу). Около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событии В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событии и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, по-JTOMy попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т. п, и только после эгого приходили к отрицательному заключению) В третью группу вошли тс, кто, испытав сильное чувство стра- 278 ________________________________________________ Глава 6 xa, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий Важными были также поло-возрастные признаки, женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддана-пись панике Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как. некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний Вопросы для повторения 1 Что понимается под большими социальными группами9 На какие виды они разделяются'' 2 Длите характеристику уровням развития больших социальных групп 3 Какие основные элементы состав™ ют психо югию больших социальных rpvnn' 4 В каких формах прояв ]яется пииоюгия больших социльных групп0 5 Какие признаки характеризуют miirv как сошптьную rpvnny0 6 Назовите основные виты толпы 7 Чем отличаются панические толпы от спасающихся1 К Что относится к (J)op\ia.ibHO-CTpvKT\piibi\i \ap жтеристикам толпы.' 9. С какой пелыо необходимо выявлять внутреннюю структуру толпы1 !0 Чем наиболее приншшиачько различается поведениече ювека втолпе и вне толпы1 I I I I il Психология больших социальных групп и массовые психические явления 279 1 1. Что понимается поя большой диффузной группой,' Приведите примеры) 2. Какие социальные условия являются благоприя гныч и для возникновения слухов и больших группах? 13. В чем состоят основные функции слухов? 14. Какими способами осуществляется профилактика слухов п больших группах? 15. Что характеризует панику как социально-психологическое явление? 16. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах',1 17. На какие rpvnnu (типы) разделяются люди по их. поведению в условиях паники9 18. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей? Литература 1. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психология больших групп // Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорочова. М.:Наукл, 1975. С 196-205. 2 Динамика социально-лстологнческих явлений в изменяющемся обществе / Огв. ред. \. Л. Жураилсв. М • Изл-i» «Институт печколопш РАН». 1996 2. Зотовл О. И., Новиков В. В, Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства. М.: Наука. 1983. 3. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас.» // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревкч. М.: Адстейа. 1998 С. 52-70. 4. Маккей Ч Наиболее распространенные заблуждения и без\\1ства толпы. М.. Изд. дом «АЛЬПИНА», 1998. 5 Московичн С Век то in: Историческим трактат по психологии мясе. М.: Ии-во «Центр психологии и психотерапии». 1496. 6 Парыгин Б Д Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 7 Преступная толпа М • Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП +... 1998. 8 Пснхолошя масс. Хрестоматия Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. 9. Психология толп. М.. Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП +.», 1998. 10. Революционный невроз М.. Изд-во «Институт психологии РАЯ»; Изд-во «КСП+». 1998- 11. Рошин С. К Психотогия толпы, анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Пси \ол. журн. Т. 11.!99О. N° 5 С 3-16, 12. Современная психология. Справочное руководство / Отв. ред. В. Н.Дружинин. М ' ИНФРА-М, 1999. С. 547-559. 13. Социальная психология/ Под ред Е С Кузьмина В Е. Семенова Л.. Итя-ноЛГУ. 1979. 14. Социально-психологическая динамика в условняч экономических изменении / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорочоиа. М.: Изл-во «Институт психологии РАН*, 1998. 15. Соииплыю-психологические исследования руководства и предпринимательства/Отв. ред. А. Л Журавле в, Е В LUopoxoiu. M,. Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 16. ТощснкоЖ.Т,ХарченкоС В.Социатьноенастроение М Academia, 1996. 280 __________________________________________________________ Date: 2015-05-05; view: 919; Нарушение авторских прав |