Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология личности политических деятелей
Оста в тля в стороне требующую особого анализа проб чему политического лидерства, отметим, что под понятием «политические деятели> имеются в вид\ лица, занявшие или стремящиеся занять тот или инои статус в почнтической и государственной иерархии общества Мотив власти Первое, что испокон веков интересовало мыслителей и исследователей, заключалось в вопросе почему люди, или какая-то ич часть, стремятся к власти9 Эта тема была частично затронута, котла речь шла о взглядах английскою философа Гоб-бса Более современной формой осмысления этой п робче мы стала теория компенсации чувства неполноценности А Адлера, развитая основоположником американской политической науки Г Лассуэ-лом (1930) Напомним, что по Адлеру все человечество страдает от чувства непотноценности вследствие тех или иных органических неюстатков ичи в результате каких-то психочогических неудач В стремлении компенсировать это ч\вспюлюди формируют различные сти ш жизни, и одним из них является стичь сверхкомпенсации, который проявляется, в частности, в желании обладать властью как источником чувства превосходства над другими При этом сочетаются бессознательные импульсы и осознанная рационализация (объяснение) поведения личности Лассуэч предлагал выделять «ядерные типы» личности, и в качестве одного из них он рассматривал «искатечей власти» Мотив вла-сги для представителей этого типа играет ведущую роль, сама власть Некоторые отрасли социальной психологии _______________________ 287 выступает как средство преодоления бессознательно испытываемого чувства неполноценности. При этом личные проблемы проецируются на общество, и действия индивида объясняются интересами общества Кроме того, Лассуэл описал ряд дополнительных условий воспитания личности, которые позже могут способствовать формированию мотива власти. Нетрудно заметить, что схема Лассуэла пригодна не только для описания бессознательных компонентов личности «искателей власти», но и для вполне осознанного их поведения. Люди, потерпевшие неудачу, например, в своей профессиональной деятельности, нередко вполне осознанно ищут психологическую компенсацию, включаясь в сферу поли гики. Оценивая теорию Адлера—Лассуэла сегодня, можно сказать, что она верна для понимания личностных особенностей лишь некоторой, хотя и довольно значительной части политических деятелей, но она не может быть универсальным теоретическим объяснением их поведения Не у всех «искателей власти» чувство неполноценности является доминирующим фактором, многие руководствуются искренним желанием служить людям, обществу, а для других на первом плане оказывается возможность реализовать свой личностно-творческии потенциал. Типология политических деятелей. В контексте проблемы лидерства предпринималось много попыток найти какой-то фактор или какой-то набор черт, которые позволяли бы выделить психологическую основу личности лидера. Все эти попытки не дали нужных ответов, поскольку оказалось, что в разных условиях и в разное время нужны лидеры с разными личностными характеристиками, и поэтому создать какой-то собирательный образ невозможно. В результате возникла тенденция построения типологии лидеров по разным признакам. Наиболее простым примером может служить разделение политических деятелей по признаку их доминирующих ориентации. Так, американский нсспедовательДж. Стосинджер предложил разделять политических деятелей на «крестоносцев» и «прагматиков» Для первых характерна приверженность какой-то идее, а часто и догме, которая руководит ими при выборе позиции по любому практическому вопросу Ярким примером может служить позиция приверженцев социализма в начальный период перестройки в России. Как известно, основная часть бывшей партийной номенклатуры рассматривала все реформаторские идеи лишь с одно|1 позиции' соответствуют ли они принципам социализма (в их понимании) или нет. Вопрос о том, какой реальный результат для общества может дать реализация этих идеи, их просто не интересовал. В отличие от «кресто- 288 __________________________________________________________ Глава 1 носиев» «прагматики» ориентируются на практическую целесообразность и готовы идти на пересмотр и компромиссы в области идейно-политических догм ради решения социально значимых задач. Американский социолог Дж. Барбер (1974) разработал весьма популярную типологию политических деятелей, взяв за основу два измерения: активность—пассивность, которая характеризует уровень затрат энергии и времени, отдаваемых политическим деятелем исполнению своих прямых обязанностей; и позитивно-негативное эмоциональное отношение к этим обязанностям. Из различных сочетаний этих двух простых измерений оказалось возможным выделить четыре типа политических деятелей: • активно-позитивный — высокая активность и эмоционально заинтересованное отношение к своей деятельности — ориентирован на продуктивность своей работы; • активно-негативный тип — высокая активность сочетается с незаинтересованным отношением к своим обязанностям — ориентирован на личные интересы и амбиции; • пассивно-позитивный тип — нравится статус, но нет желания активно работать — ориентирован на социальное признание, статус, карьеру; • пассивно-негативный — не г ни активности, ни особой заинтересованности в статусе — это значит, что человек в силу случайных обстоятельств стал обладателем властно и роли. В каждом случае можно найти конкретные общественно-исторические условия (и примеры), которые приводят к власти людей определенного психологического типа. Барбер создавал свою типологию для президентов Америки, но она оказалась вполне применимой для понимания и описания политических деятелей других уровней и других функциональных назначений, например, для анализа деятельности парламентариев. Личностные качества политического деятеля Несмотря на то, что попытки создать какой-то общий психологический портрет лидера окончились неудачей, можно говорить о некоторых чертах, очень важных для личности политического деятеля. Отнлекаясь от таких общихжнтеиских понятий, как ум, воля, решительность, которые действительно должны быть свойственны лицам, претендующим на ведущую роль в обществе, остановимся л ишь на некоторых специфически психологических характеристикам личности, используемых в политической психологии. Одна из них обозначена понятием «когнитивная сложность личноеги». Эта характе- Некоторые отрасли социальной психологии _____________________289 ристика или свойство определяется числом измерений, в которых личность видит и описывает социальную действительность, и числом правил и способов, используемых для обработки и интеграции информации об этой действительности Иными словами, это свойство личности позволяет судить о степени системности в ее восприятии и оценке реального мира Другое понятие — когнитивная карта личности — непосредственно связано с первым и обозначает своего рода психологический фильтр, определяющий, какая информация и в какой степени сложности оказывается доступной для личности. В качестве примера достаточно даже поверхностно проанализировать содержание постановления о борьбе с пьянством в бывшем СССР, чтобы понять примитивность когнитивной сложности и ко! -нитивной карты лиц, принимавших это постановление. Другое качество личности, важное для политического деятеля, известно в западной психологической литературе как «терпимость к двойственности». По-русски мы можем это определить как способность воспринимать неопределенность ситуации и принимать при этом решение Неопределенность ситуации означает отсутствие каких-либо правил, инструкций и предыдущего опыта, позволяющих принять какой-то известный вариант решения (и, следовательно, оно может быть найдено лишь на основе творческого, интеллектуального поиска). Еще одно понятие, идущее от Фрейда, — нарциссизм — характеризует психоэмоциональную сферу личности. От этого качества зависит принятие политическим деятелем решения не столько на основе рациональной оценки ситуации, сколько под влиянием своих личных эмоции, связанных прежде всего с самооценкой, уровнем личностных притязании, личным отношением к тем или иным событиям Если верить публикациям в прессе, то Л И Брежнев принял решение о вторжении в Афганистан в 1979 году главным образом под влиянием чувств обиды и оскорбления, которые он испытал после убийства лидера Афганистана Тараки, публично одобренного и поддержанного Брежневым Принятие политических решений Эта проблема уже была затронута, когда речь шла об индивидуально-личностных особенностях политических деятелей. Следует лишь подчеркнуть, что среди этих особенностей особенно важную роль играет мотивация, которой руководствуется индивид в отношении к своим обязанностям вообще и в процессе принятия конкретного решения, в частности. 10 1лк 838 290 _________________________________________________ Diasa? Поскольку политические решения принимаются, как правило, в группе, то здесь проявляются все социально-психологические закономерности групповой деятельности и отношений внутри группы. Специфика политических решений заключается в том, что при их принятии нередко возникают противоречия между практическими задачами, которые требуется решить, и идеологическими и политическими установками лиц, принимающих решение. Такие противоречия вносят дополнительные, иногда критические сложности в процесс принятия решения, выход из которых бывает доступен лишь зрелым и талантливым политикам. Можно выделить несколько стратегий или моделей принятия политического решения, от рационально-идеальной, алгоритм действий в которой определяется точностью в диагнозе ситуации и постановке задачи, разносторонним и полным информационным обеспечением, поиском всех возможных альтернатив и выбором лучшей из них, до стратегии «проби ошибок», которая отличается отсутствием точности в оценке ситуации и в постановке задач, неполным информационным обеспечением и ограниченным поиском возможных альтернатив, результатом чего бывают, как правило, ошибочные решения. Первую стратегию далеко не всегда возможно осуществить на практике по объективным и субъективным причинам. К первым можно отнести слишком большой объем информации, которую нужно осмыслить, противоречия между практическими целями и политическими установками, противоречия групповых интересов и т. д. Субъективные причины выражаются прежде всего в интеллектуально-психологической неподготовленности политических и государственных деятелей к осознанию глубины и сложности самого процесса принятия политических решений. Поэтому в политической практике используется нечто среднее между двумя названными стратегиями с преобладающей тенденцией приблизиться к методу «проб и ошибок*. Степень этого приближения зависит от уровня политической культуры как общества в целом, так и тех лидеров, которые его возглавляют. Особого внимания заслуживает концепция «групп-мышле-ния», предложенная американским психологом И. Джейнисом (1982) Самое понятие «групп-мышление» (у Джейниса «group-think») носит искусственный характер (не следует путать с групповым мышлением), оно специально создано для обозначения процесса принятия решения ограниченного типа. «Групп-мышление» -это парадоксальный вариант принятия явно неадекватных, а нередко катастрофических политических решений, Некоторые отрасли социальной психологии ______________________ 291 когда каждый из участников группы, принимающей решение, является человеком умным, образованным, опытным и т. д., а решение, принятое в группе, оказывается ущербным. История накопила большое количество примеров такого рода. К ним можно отнести Мюнхенские соглашения 1938 г., которые развязали руки Гитлеру для агрессии, в том числе и против участников соглашения; позицию Сталина и его ближайшего окружения перед вторжением Германии п СССР, в которое Станин не хотел верить; позицию властей США в 1950 г. при принятии решения о вступлении в войну в Корее, когда было заранее ясно, что это приведет к поражению США; позицию Брежнева и его окружения, когда принималось решение о вторжении в Афганистан, и т. п. Главным фактором, определяющим принятие такого рода решении, выступают специфические социально-психологические характеристики тех групп, в которых они принимаются. К этим характеристикам следует отнести: идейно-нравственное и социальное единство членов группы и ее сплоченность на этой основе; убежденность в моральной обоснованности и непогрешимости принимаемых решений, предвзятость в отборе и оценке поступающей информации и выводов из нее по принципу принимать «желаемое за действительное»; стремление к видимому единодушию и отсюда тенденции оказывать групповое давление на несогласных и сомневающихся, опасение членов группы показаться «белой вороной* на фоне общего единодушия. Огромную роль при этом играет позиция лидера группы, в частности, его терпимость к критике, умение воспринимать мнения лругм.х и способность создавать условия для свободной дискуссии. Проблема принятия политических решений исключительно важна потому, что от умения управлять процессами их принятия зависит содержание и качество жизни общества. Как уже отмечалось, рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают всего содержания политической психологии, круг интересов которой постоянно расширяется. Контрольные вопросы L Каковы предпосылки и основные вехи становления политической психологии'* 2. Выделите психологические основании политической активности личности 3. Какие психологические тнлы политических деятелей выделяются в политической психологии1' 4. Накопите нлиболее значимые качества политического лидера. . 5. В чем заключаются пенхочогические особенности принятия политических решений? 10» 292 __________________ ________________ Глава 7 Литература 1. Гшман Л. Я, Шестсшал Е. Б Политическая психология. Ростов н / Д, 1996. I Дилигенский Г Г Социальна-политическая психология. М, 1994 }. Егорова Е. В, Психологические методики исследования личности политических деятелей капиталистических стран. М.. 1986 4. Егорова Е. В. США в международных кризисах, политико-психологические аспекты. М. 1988. 5. Иванов В Политическая психология М, 1990 6. Косолапой Н. А. Социальная психология и международные отношения М, 19S3. 7. Косалапов Н. А. Политико-психологический аколю социально-территориальных систем М-. £994 8 Лоренц К. Агрессия {так называемое «wo*) M., 1994. 9. Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга М Ювснта, 1996 10. Рощин С. К. Запдцнля психология как инструмент идеологии и политики, М. 1980. I1 Рощин С К. Психологические проблемы политического развития личности // Психол ж>рн Т. 5. 1984 № 2, 3. 12 Рощин С. К.. Политическая психология // Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: АОН. 1988. 13 Фрейд 3 Тотечитаб} М., 1923 14. Шсстопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1988. Date: 2015-05-05; view: 572; Нарушение авторских прав |