Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черты как переменные





Как только исследование личности приобретает научный харак­тер, сразу же появляется потребность в том, чтобы заменить субъ­ективное восприятие объективными данными. В результате черта начинает определяться посредством реакций или поступков, на­блюдаемых в определенных ситуациях. В вопросниках перечисляют­ся ситуации, в которых должна проявиться эта черта.

В вопроснике Нигневитского, о котором сообщает Бренгельман (1960), мы находим, например, следующие утверждения, соответ­ствующие черте, называемой ригидностью:

Вы никогда не позволяете Вашим друзьям беспокоить Вас во время работы.

Перед тем как отправиться в путешествие, Вы всегда заранее составляете план и точный маршрут, отклонения от которого всегда для Вас болезненны.

Вы всегда предпочитаете знакомые и безопасные ситуации новым и неиз­веданным возможностям.

Вас всегда чрезвычайно раздражает, если непрошеные посетители прони­кают в Вашу частную жизнь.

В других случаях можно оценить степень выраженности ка­кой-нибудь черты (пунктуальности, например, или стремления к порядку) с помощью оценочных шкал, в которых определенным степеням выраженности черты соответствуют конкретные поступки. В случае пунктуальности на одном полюсе шкалы находится педан­тичность или чрезмерная скрупулезность, а на другом — небреж­ность или бесцеремонность.

В этих примерах, число которых можно при желании умножить, выделяются два факта: 1) понимание черты в первичном и субъ­ективном смысле этого слова и стремление отыскать посредством интуиции или собственного опыта такие поступки, с помощью ко­торых можно было бы проиллюстрировать ее; 2) для того чтобы не приписывать черте слишком специфическое значение, обычно подбираются различные ее проявления.

Такая методика приводит к тому, что подлежащая определению черта превращается в переменную личности (или свойство), кото­рая проявляется в той или иной степени в некоторых поступках или детерминирует их.

Измерить переменную — это значит не только констатировать ее присутствие, но и определить ее количественно. В случае перемен­ных поведения, которые нас в данном случае интересуют, обычно прибегают к следующим двум способам: либо в вопросниках ко­личество ответов, указывающих на присутствие соответствующего качества, рассматривается как показатель его интенсивности, либо степень выраженности переменной определяется непосредственно с помощью шкалы оценок. Однако эти два метода искажают весь­ма характерным образом ту черту, для выявления степени прояв­ления которой они созданы. В вопроснике число значимых ответов указывает скорее на количество случаев, в которых проявилась искомая черта у индивида, чем на ее «интенсивность». Система­тическое изучение того, согласуются ли между собой результаты измерения черты, полученные с помощью этих двух методов, не проводилось, однако из практики известно, что человек может быть очень смелым (или ригидным) в одних ситуациях и совсем несмелым — в других. Мы еще будем говорить ниже об этой весь­ма противоречивой проблеме генерализованности черт; здесь же достаточно сказать, что с помощью вопросников можно непосред­ственно измерить только вероятность проявления черты, что совер­шенно необязательно связано с ее «интенсивностью».

Измерение по шкале оценок влечет за собой другую трансфор­мацию черты. Часто оказывается очень трудным определить на вербальном уровне различные степени таких черт, как храбрость, робость, мягкость и т. д. В этом случае мы также имеем дело с вероятностью проявления черты или же с указанием различных по­ступков или ситуаций, характерных для каждой ее степени, не имея, однако, никаких доказательств того, что они обусловлива­ются одной и той же переменной.

Учитывая все сказанное, не приходится удивляться, что очень часто «измеренная» черта мало соответствует черте, полученной на основании глобальной оценки. Можно считать все это резуль­татом субъективности и, стало быть, недостоверности оценок, но, очевидно, более правильным было бы сделать вывод, что перемен­ная и черта являются просто различными реальностями. Черта — это воспринятый гештальт, а переменная — это измеримый аспект поведения. Исследователь, учитывающий это различие, может из­бавить себя от излишней работы.

Специальным методом, позволяющим объективно выявлять фун­даментальные переменные личности, является факторный анализ, речь о котором пойдет в следующем разделе. Чтобы отличить эти переменные от других, выявляемых с помощью иных методов ана­лиза, их принято называть факторами. По Кэттелу, как мы позд­нее увидим, факторы — это «глубинные черты», лежащие в осно­ве «поверхностных черт». Таким образом, мы снова приходим к различению понятий «первичная черта» и «переменная».

Date: 2015-05-05; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию