Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Память





Основные психологические понятия по теме

Амнезия – отсутствие памяти.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая – память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

Память оперативная – вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.

Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память непроизвольная – запоминание без специальной установки.

Память произвольная – память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Представление – образ ранее воспринятого.

Проактивное торможение – ухудшение воспроизведения материа-

Рис. Х.1. Память в системе познавательной деятельности.

ла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.

Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Бла-

годаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.

Успешность памяти зависит:

от степени завершенности действий запоминания;

от интересов и склонностей личности;

от отношения личности к той или иной деятельности;

от эмоционального настроя;

от волевого усилия.

Многочисленные исследования показали, что нервная система может сбольшой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.

Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память.

Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представлений. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.

Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.


В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

в различной скорости запоминания;

в прочности сохранения;

в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Рис. Х.2. Сущность памяти

Среднее количество слов, запоминаемых в условиях лабораторного задания и в условиях игры (по З.М. Истоминой)

Возраст В лабораторных В условиях
детей условиях игры
3—4 года 0,6 1,0
4—5 лет 1,5 3,0
5—6 лет 2,0 3,3
6—7 лет 2,3 3,8

Среднее количество непроизвольно запоминаемых слов при учебном и игровом мотивах (по П.И. Зинченко)

Задача

Придумывание слов по «связям»

Придумывание слов по «свойствам»

При учебном мотиве

3,5 3,0

При игровом мотиве

5,0 4,2







Date: 2015-05-05; view: 1434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию