Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
X. Память
Основные психологические понятия по теме Амнезия – отсутствие памяти. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память механическая – память, основанная на повторении материала без его осмысливания. Память оперативная – вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности. Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Память непроизвольная – запоминание без специальной установки. Память произвольная – память, основанная на запоминании со специальной установкой. Представление – образ ранее воспринятого. Проактивное торможение – ухудшение воспроизведения материа- Рис. Х.1. Память в системе познавательной деятельности. ла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию. Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым. Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Бла- годаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта. Успешность памяти зависит: от степени завершенности действий запоминания; от интересов и склонностей личности; от отношения личности к той или иной деятельности; от эмоционального настроя; от волевого усилия. Многочисленные исследования показали, что нервная система может сбольшой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии. Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память. Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представлений. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д. Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее. В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Рис. Х.2. Сущность памяти Среднее количество слов, запоминаемых в условиях лабораторного задания и в условиях игры (по З.М. Истоминой)
Среднее количество непроизвольно запоминаемых слов при учебном и игровом мотивах (по П.И. Зинченко) Задача Придумывание слов по «связям» Придумывание слов по «свойствам» При учебном мотиве 3,5 3,0 При игровом мотиве 5,0 4,2 Date: 2015-05-05; view: 1427; Нарушение авторских прав |