Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IX. Восприятие
Основные психологические понятия по теме Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Аудиовизуальное восприятие – одновременное восприятие слухом и зрением. Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Избирательность – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности. Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Константность восприятия – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия. Наблюдательность – свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали. Осязание – вид восприятия, складывающийся на основе тактильных и двигательных ощущений. Перцептивные действия – основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Сенсорика – понятие, обобщающее ощущения и восприятия. Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; ц. в. формируется в предметной деятельности человека. Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной ана-литико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой вое приятия является условно-рефлектор. ная деятельность внутрианализатор. ного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих це. лостность и предметность отражаемых явлений. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы (см.), т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности. Восприятие предполагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычле- Рис. IX.1. Общая модель распознавания образов Рис. IX.2. Дополнение данных ощущения в восприятия нению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов. И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему. При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровни перцептивного действия. На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий. На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей. Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности. Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: Восприятие и его свойства Восприятие – познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
поиск объекта; выделение наиболее характерных его признаков; опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции (см.). Рис. IX.3. Рисунки испытуемого после первичного (а) и повторного (б) ощупывания объекта Рис. IX.4. Установка в зрительном восприятии Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия (см.). Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности. Восприятие человека предметно (см.) и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
Рис. IX.5 (а, б, в, г). Стимульный материал теста Роршаха Восприятие характеризуется кон-стантностью (см.), т. е. относительным постоянством. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее. Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории. На рисунке IX.6 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру на данном рисунке. Мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пони-Манием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения». Рис. IX.6. Силуэтный рисунок Рис. IX.7. Незавершенные фигуры В рисунках IX.8—10 выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием. К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона (по М. Вертхаймеру), относятся (примеры на рисунках): 1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т. д. (на рис. IX. 11 – столбики крестиков и ноликов). Рис. IX.17а. Вазы и лица Рис. IX.8. Лицо и дерево Рис. IX.9. Сосчитайте, сколько кубиков Рис. 1Х.10. Где фигура, а где фон? Рис. IX.11. 2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (на рис. IX. 12 – две узкие вертикальные полосы). 3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла). 4. «Вхождение без остатка». На рис. IX. 12 – три широкие вертикальные полосы. 5. «Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия Рис. IX. 12. Рис. IX. 13 (а, б, в). Рис. IX.14. Рис. IX.15. Треугольник Пенроуза: поэлементно (А) – все правильно, но целостное восприятие (Б) обнаруживает нереальность изображенного Рис. IX.16. Присоска Л. Л. Ярбуса в разрезе двух и более пересекающихся или касающихся линий (на рис. IX. 13а воспринимается, как правило, прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рис IX.136 и в). 6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (на рис. IX.14 – квадраты и окружности). 7. Установка или поведение наблюдателя. 8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей). Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Процесс движения глаз при зрительном восприятии можно зафиксировать на фотопленке с помощью киносъемки зрачка одного глаза или отражаемого луча в зеркале специальной присоски. Результаты этой фиксации на примере рассматривания изображения Нефертити с помощью присоски А.Л. Ярбуса изображены ниже. Глаз – подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта. Движения глаз разнообразны по форме. Выделяют два основных типа движений глаз: прослеживающие – слаженные, плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект; саккадические – быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании наблюдаемых объектов. Рис. IX. 17. Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Объединение сетчаточных изображений левого и правого глаза в единый образ происходит лишь в том случае, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки – фовеа – обоих глаз или в точки, удаленные от середины центральных ямок на одно и то же расстояние и в одном и том же направлении. Эти пары точек называются корреспондирующими; любые другие точки – диспаратными (изображения в этих точках двоятся). По закону идентичных зрительных направлений, сформулированному И. Мюллером и Э. Герингом, в одном направлении воспринимаются все объекты, проецирующиеся на корреспондирующие точки сетчаток. Для центральных ямок сетчаток это направление совпадает с линией, прове- Рис. IX.18. Запись движений глаз в процессе чтения: а) на неподвижную; б) на движущуюся фотобумагу денной через точку фиксации и середину линии, соединяющей правый и левый глаз, т. е. центр так называемого циклопического глаза. Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции (сведения оптических осей левого и правого глаза) проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером и представляет.собой окружность, проходящую через центры обоих глаз и точку фиксации (исследования И. Мюллера). Рис. IX. 19. Закон идентичных зрительных направлений (по Э. Герингу) Рис. IX.20. Теоретический гороптер (по И. Мюллеру): углы а и Р равны между собой, а углы Р и у —не равны Бинокулярная фиксация развивается в течение первых трех месяцев жизни ребенка (исследования М.Н. Денисовой и Н.Л. Фигурина). Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% детей, к краю с «обрывом» – лишь 8%, 62% детей оставались при этом на месте, а 30% – уползали в противоположном направлении.
Рис. IX.21. Воздушная перспектива Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины. Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве. Форма – один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.
Рис. 1Х.22. Линейная перспектива При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие. Рис. IX.23. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру) Рис. 1Х.24. Схема бинокулярного зрения. При фиксации двумя глазами объекта А его изображение падает на соответственные точки сетчаток обоих глаз. В это время изображения объекта Б (более близкого) и объекта В (более далекого) будут падать на несоответственные точки сетчаток Рис. IX 26. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон) Рис. IX.25. Какая линия является продолжением линии АБ? Рис. IX.27. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных? Рис. IX.28. Почему линия АБ кажется короче линии АС? Рис. IX.31. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары? Рис. IX.29. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона Рис. IX.30. Какая палуба длиннее? Рис. IX.33. Является ли окружностью замкнутая кривая? Рис. IX.32. Какая из горизонтальных линий длиннее? На оценке времени сказывается акясе установка личности. Ожидание лриятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что лселанное долго не наступает. Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр. Вопросы и задания по теме 1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности? 2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию. Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта? 3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом. 4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется? Рис. IX.34. Параллельны ли горизонтальные линии? Рис. 1Х.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым Рис. 1Х.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше 5. Какие основные требования с точки зре-ния психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное ука-зание? 6. Объясните следующий факт: почему, ког-да человек впервые идет по незнакомой местнос-ти, самостоятельно разыскивая дорогу, он без тру да найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, че-ловеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз? 7. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том слу. чае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека? 8. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного кругана белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере? 9. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком. 10. Чем объяснить, что слепорожденные., прозревшие после удачно сделанной операции, вначале ие различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов? 11. Возьмите какую-нибудь тему из преподаваемого вами учебного предмета и постарайтесь установить: 1) Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного? Объясните с позиций психологии необходимость систематического приготовления домашних заданий. 2) Как проявляется целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников? 3) Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к показу наглядных пособий и к самим наглядным пособиям? Для выявления индивидуальных различий восприятия испытуемым можно показать ряд Рис. IX.38. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются Рис. 1Х.40. Оцените на глаз размеры окружностей и кругов в центрах фигур Рис. IX.39. На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми Рис. IX.41. Иллюзия искажения формы квадратов Рис. IX.42. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы?
Рис. IX.44. Роль группировки при подсчете объектов сюжетных картинок и предложить составить рассказ по следующей форме: что было до данного момента, что происходит в данный момент, что переживают и думают люди, изображенные на картинке, чем закончится событие. На составление рассказа по каждой картинке отводится 5 минут. Обратите внимание на смысловое содержание рассказов и сделайте вывод об индивидуальных особенностях восприятия. 12. Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность —. качество личности, необходимое для успешной де-. ятельности вообще, а для учебной – особенно. Рис. IX.45. Восприятие перечеркнутых фигур больными со зрительной агнозией Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности у учащихся вашего класса на уроке и во внеклассной работе. Подумайте: 1) Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у школьников? 2) Чем вызвана необходимость словесных указаний и фиксации результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)? 3) С какими ошибками при восприятии учащимися учебного материала вы чаще всего встречаетесь в своей педагогической практике и чем они обусловлены? Рис. IX.46. Исследование оптического гнозиса. Таблицы Поппельрейстера с перечеркнутыми и наложенными друг на друга фигурами (по АР. Лурия) Узловые вопросы темы 1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. 2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. 3. Индивидуальные особенности и типы памяти. 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации. 5. Представления. Date: 2015-05-05; view: 6513; Нарушение авторских прав |