Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Указание (см.) здесь и далее означает, что ное понятие есть в словаре терминов, кРывающем тему.— Прим. ред
Рис. 1.11. Схема рефлекторного кольца (по НА. Бернштейну) Известно, что всякое целенаправленное движение совершается по сигналу эфферентной команды. Однако это лишь «пусковой» сигнал, регулируемый и по силе, и по схеме с учетом положения органа и цели, состояния движения и вязкости суставно-мы-шечных звеньев. Регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприоцепторов и программы движения. Это текущее регулирование НА. Бернштейн назвал принципом сенсорной корреляции и представил его схематически в виде рефлекторного кольца. В исследованиях П.К. Анохина показано, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования всего более или менее сложного поведения животных и человека, и, чем выше уровень развития психики, тем совершеннее этот механизм саморегулирования. П.К. Анохин вводит понятие акцептор действия – аппарат, принимающий обратные сигналы и сопоставляющий их с тем, что должно составлять конечный результат. Это открытие позволило глубже понять механизм возникновения образов воображения, творческого мышления и др. Каждая чувствующая поверхность и каждый орган движения имеет в мозгу свое представительство. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и языка. Таким образом, в коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, Рис. 1.12. Представительство разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду) которым принадлежит основная функция в труде и общении. Одной из функций коры головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы-Эту работу выполняет механизм анализаторов. Каждый анализатор включает три основные части: 1) рецептор – концевой аппарат, 2) проводниковый нервный путь, 3)центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры (см. рис. 1.9). Рис. 1.13. Анализаторы и их локализация в коре головного мозга Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля 1. Дополните схему 1.3 определением сущности психического, физиологического и физического отражения. Обратите особое внимание на соотношение психики, сознания и самосознания У человека. 2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее Роль. В чем коренное расхождение материализма и идеализма? В чем проявляется несостоя- льность дуалистической позиции? Используйте для самоконтроля таблицы, помещенные на с. 17. 3. Кто является субъектом и что является органом психической деятельности? Схематично изобразите локализацию основных функций в коре головного мозга. Сопоставьте ее со схемой 1.13. 4. Детализируйте основные функции пси- хики. данные в рис. 1.3. Раскройте их взаимо-связь спонятием «психический образ». 5. На рис. 1.4 представлены основные формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи. 6. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему: на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать; ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал; первоклассник при письме совершает много лишних движений; увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг; после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима? Узловые вопросы темы 1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии. 2. Задачи и структура современной психологической науки. 3. Принципы и общая организация психологического исследования. 4. Методы психологических исследований. 5. Понятия о способах количественной обработки и качественном анализе данных психологического исследования. Основные психологические понятия по теме Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции. Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии. Date: 2015-05-05; view: 1716; Нарушение авторских прав |