Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Исследования тактильных ощущений





9 исследований, выполненных с 1959 по 1974 г. Испытуемые: от рождения до 3,5 месяцев. Метолики:

1) измерение тактильной чувствительности (порогов ощущений): с помощью эстезиометра, путем направления воздушной струи (на живот, на щеки) и с помощью раздражения электротоком;

2) изучение двигательной реакции на исчезновение прикосновения (разворачивание пеленок, одеяла), на прикосновение холодной пластинки и на прикосновение руки ко рту испытуемого;

3) учет дополнительных показателей у испытуемых: порядка рождения ребенка в семье и наличия или отсутствия грудного вскармливания.

Результаты. Превосходства мальчиков не было обнаружено. Превосходство девочек выявлено по тактильной чувствительности, большей яркости двигательной реакции на исчезновение прикосновения, более высокой чувствительности к прикосновению струи воздуха, направленной на живот и более высокой чувствительности к раздражению электротоком. Не было выявлено половых различий по чувствительности к прикосновению струи воздуха, направленной на живот и щеки, двигательной реакции на прикосновение руки ко рту испытуемого и двигательной реакции на прикосновение холодной пластинки (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Среди результатов выделяется отсутствие превосходства мальчиков — это «не их анализатор». По тактильной чувствительности живота, щек и рта различия отсутствуют, в том числе и по температурным ощущениям. Но на некоторые тактильные раздражители девочки реагируют более ярко — в частности, на раздражение электротоком. В целом, можно сказать, что у девочек с рождения имеется несколько больший потенциал для развития тактильной чувствительности, чем у мальчиков.

Интересно, что среди девочек более развитые тактильные ощущения продемонстрировали те, кого кормили грудью. Этот факт можно объяснить с помощью данных об «индексе округлости» у новорожденных, т. е. соотношении веса


Тактильная модальность 157

и роста. Дж. Розенблиц высказал предположение о том. что тактильная чувствительность зависит именно от этого показателя, а не от пола. Действительно, Р. Белл и Костелло обнаружили, что самые худощавые новорожденные были и самыми нечувствительными к прикосновениям (цит. по: Maccoby. Jacklin, 1978). А поскольку кормление грудью (даже за относительно короткое время — не более месяца — столько длится период новорожденности) может существенно повлиять на прибавку веса и на индекс округлости соответственно, то очевидно, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, скорее окажутся худощавыми. Помимо этого, не следует забывать, что мальчики рождаются крупнее девочек, а крупные дети, как правило, больше теряют в весе, и даже кормление грудью не восполняет эту потерю. Таким образом, продемонстрированные различия между новорожденными мальчиками и девочками могут объясняться не полом как таковым, а другими факторами. Но в целом изучение половых различий по тактильным ощущениям у новорожденных необходимо продолжать, так как пока в этой области пока собрано очень немного данных, что не позволяет сделать серьезные выводы.



Исследования тактильного восприятия (гаптики)

11 исследований, выполненных с 1966 по 1973 г. Возраст испытуемых: от 3 лет до 21 года.

Дети(3 года — подростковый возраст). Метлики:

1) изучение только тактильной модальности: идентификация геометрических фигур (при ошупывании и начерченных на лбу), определение размеров, формы и фактуры поверхности предметов, изменение тактильной чувствительности после чрезмерной тактильной стимуляции;

2) взаимодействие зрения и осязания: подбор зрительных стимулов соответствующей длины к тактильным стимулам, нанесенным на предплечье, определение ошибок при зрительном восприятии размеров и форм объектов после ощупывания с выключением зрения, идентификаиия'геометрических фигур и определение размеров, формы и фактуры поверхности предметов;

3) изучение осязания у глухих испытуемых путем идентификации букв на ощупь.

Результаты. Превосходства мальчиков не было обнаружено. Превосходство девочек проявилось в точности определения гладкой поверхности предметов (в 5 и 8 лет) и во взаимодействии зрения и осязания (точность подбора зрительных стимулов соответствующей длины к тактильным стимулам, нанесенным на предплечье) в 7, 8 и 9 лет.

Не было обнаружено половых различий:

1) по идентификации геометрических фигур с помошью осязания (3—4 года—Де Леон и коллеги; 5, 6, 9 и 12 лет — Коннерс; 6, 8 и 10 лет — Джексон);

2) идентификации геометрических фигур, начерченных на лбу (3-11 лет);

3) идентификации геометрических фигур с помошью осязания и зрения (3-4 года — Де Леон и коллеги);

4) определению размеров, формы и фактуры поверхности предметов (5, 6 и 8 лет);

5) изменению тактильной чувствительности после чрезмерной тактильной стимуляции (5 и 8 лет);

6) определению ошибок при зрительном восприятии размеров и форм объектов после ощупывания с выключением зрения (5-8 лет);

7) числу букв, правильно идентифицированных при тактильном восприятии (у нормально слышащих и глухих) — 7-1 5 лет.




158Глава 5. Ощущения и восприятие

Взрослые(18-21 год). Метолики:

1) идентификация углов и букв, начерченных на голове;

2) изучение осязания у глухих испытуемых в сравнении с нормально слышащими (идентификация букв на ощупь).

Результаты. Ни водном из заданий половых различий обнаружено не было (по материалам книги Maccoby, jacklin, 1978).

В дошкольном и младшем школьном возрасте различий между мальчиками и девочками по осязанию нет. При этом превосходства мальчиков не наблюдается вплоть до взрослости, девочки же лучше определяют гладкую поверхность в 5 и 8 лет, а с 7 до 9 лет у них наблюдается лучшее взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов при определении длины. Первое преимущество может быть связано с общим превосходством девочек в тактильной чувствительности или же с тем, что им больше нравится такая поверхность.

Но с чем связаны различия в определении длины? Дело в том, что длина — это пространственная характеристика предметов. Вспомним, что в исследованиях различий слухового восприятия у девочек была обнаружена большая асимметрия при определении направления звука, а это тоже пространственная Характеристика. Если суммировать и данные по зрительному восприятию, то можно предположить, что при ориентации в пространстве мальчики в основном опираются на зрительный анализатор, а девочки задействуют и другие (тактильный, слуховой), которые успешно взаимодействуют со зрительным. Это, в свою очередь, объясняется тем, что одной из причин длительного взаимодействия ощущений разных модальностей является компенсация того анализатора, который функционирует недостаточно эффективно (компенсаторная сенсибилизация). Мальчикам не нужно прибегать к такому механизму, поскольку с ориентацией в пространстве успешно справляется зрительный анализатор, а девочкам нужен компенсаторный механизм.

Эту версию подтверждают данные Виткина и коллег (цит. по: Maccoby, Jacklin). Сравнив зрячих и слепых с рождения испытуемых, они получили удивительные результаты. Использовались пространственные тесты, по которым мальчики и мужчины обычно получают преимущество, но только в зрительном их варианте. Здесь же, при использовании слуховых и тактильных аналогов этих тестов, девочки и девушки либо не уступали мальчикам и юношам, либо даже превосходили их (в одном из тактильных тестов). При этом результаты были одинаковыми и у зрячих и у слепых испытуемых. Слепые — и мальчики и девочки — компенсируют постоянное отсутствие зрительного анализатора, а зрячие — временное, но девочкам это удается лучше.








Date: 2015-05-04; view: 430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию