Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования тактильных ощущений
9 исследований, выполненных с 1959 по 1974 г. Испытуемые: от рождения до 3,5 месяцев. Метолики: 1) измерение тактильной чувствительности (порогов ощущений): с помощью эстезиометра, путем направления воздушной струи (на живот, на щеки) и с помощью раздражения электротоком; 2) изучение двигательной реакции на исчезновение прикосновения (разворачивание пеленок, одеяла), на прикосновение холодной пластинки и на прикосновение руки ко рту испытуемого; 3) учет дополнительных показателей у испытуемых: порядка рождения ребенка в семье и наличия или отсутствия грудного вскармливания. Результаты. Превосходства мальчиков не было обнаружено. Превосходство девочек выявлено по тактильной чувствительности, большей яркости двигательной реакции на исчезновение прикосновения, более высокой чувствительности к прикосновению струи воздуха, направленной на живот и более высокой чувствительности к раздражению электротоком. Не было выявлено половых различий по чувствительности к прикосновению струи воздуха, направленной на живот и щеки, двигательной реакции на прикосновение руки ко рту испытуемого и двигательной реакции на прикосновение холодной пластинки (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Среди результатов выделяется отсутствие превосходства мальчиков — это «не их анализатор». По тактильной чувствительности живота, щек и рта различия отсутствуют, в том числе и по температурным ощущениям. Но на некоторые тактильные раздражители девочки реагируют более ярко — в частности, на раздражение электротоком. В целом, можно сказать, что у девочек с рождения имеется несколько больший потенциал для развития тактильной чувствительности, чем у мальчиков. Интересно, что среди девочек более развитые тактильные ощущения продемонстрировали те, кого кормили грудью. Этот факт можно объяснить с помощью данных об «индексе округлости» у новорожденных, т. е. соотношении веса Тактильная модальность 157 и роста. Дж. Розенблиц высказал предположение о том. что тактильная чувствительность зависит именно от этого показателя, а не от пола. Действительно, Р. Белл и Костелло обнаружили, что самые худощавые новорожденные были и самыми нечувствительными к прикосновениям (цит. по: Maccoby. Jacklin, 1978). А поскольку кормление грудью (даже за относительно короткое время — не более месяца — столько длится период новорожденности) может существенно повлиять на прибавку веса и на индекс округлости соответственно, то очевидно, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, скорее окажутся худощавыми. Помимо этого, не следует забывать, что мальчики рождаются крупнее девочек, а крупные дети, как правило, больше теряют в весе, и даже кормление грудью не восполняет эту потерю. Таким образом, продемонстрированные различия между новорожденными мальчиками и девочками могут объясняться не полом как таковым, а другими факторами. Но в целом изучение половых различий по тактильным ощущениям у новорожденных необходимо продолжать, так как пока в этой области пока собрано очень немного данных, что не позволяет сделать серьезные выводы. Исследования тактильного восприятия (гаптики) 11 исследований, выполненных с 1966 по 1973 г. Возраст испытуемых: от 3 лет до 21 года. Дети (3 года — подростковый возраст). Метлики: 1) изучение только тактильной модальности: идентификация геометрических фигур (при ошупывании и начерченных на лбу), определение размеров, формы и фактуры поверхности предметов, изменение тактильной чувствительности после чрезмерной тактильной стимуляции; 2) взаимодействие зрения и осязания: подбор зрительных стимулов соответствующей длины к тактильным стимулам, нанесенным на предплечье, определение ошибок при зрительном восприятии размеров и форм объектов после ощупывания с выключением зрения, идентификаиия'геометрических фигур и определение размеров, формы и фактуры поверхности предметов; 3) изучение осязания у глухих испытуемых путем идентификации букв на ощупь. Результаты. Превосходства мальчиков не было обнаружено. Превосходство девочек проявилось в точности определения гладкой поверхности предметов (в 5 и 8 лет) и во взаимодействии зрения и осязания (точность подбора зрительных стимулов соответствующей длины к тактильным стимулам, нанесенным на предплечье) в 7, 8 и 9 лет. Не было обнаружено половых различий: 1) по идентификации геометрических фигур с помошью осязания (3—4 года—Де Леон и коллеги; 5, 6, 9 и 12 лет — Коннерс; 6, 8 и 10 лет — Джексон); 2) идентификации геометрических фигур, начерченных на лбу (3-11 лет); 3) идентификации геометрических фигур с помошью осязания и зрения (3-4 года — Де Леон и коллеги); 4) определению размеров, формы и фактуры поверхности предметов (5, 6 и 8 лет); 5) изменению тактильной чувствительности после чрезмерной тактильной стимуляции (5 и 8 лет); 6) определению ошибок при зрительном восприятии размеров и форм объектов после ощупывания с выключением зрения (5-8 лет); 7) числу букв, правильно идентифицированных при тактильном восприятии (у нормально слышащих и глухих) — 7-1 5 лет. 158 Глава 5. Ощущения и восприятие Взрослые (18-21 год). Метолики: 1) идентификация углов и букв, начерченных на голове; 2) изучение осязания у глухих испытуемых в сравнении с нормально слышащими (идентификация букв на ощупь). Результаты. Ни водном из заданий половых различий обнаружено не было (по материалам книги Maccoby, jacklin, 1978). В дошкольном и младшем школьном возрасте различий между мальчиками и девочками по осязанию нет. При этом превосходства мальчиков не наблюдается вплоть до взрослости, девочки же лучше определяют гладкую поверхность в 5 и 8 лет, а с 7 до 9 лет у них наблюдается лучшее взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов при определении длины. Первое преимущество может быть связано с общим превосходством девочек в тактильной чувствительности или же с тем, что им больше нравится такая поверхность. Но с чем связаны различия в определении длины? Дело в том, что длина — это пространственная характеристика предметов. Вспомним, что в исследованиях различий слухового восприятия у девочек была обнаружена большая асимметрия при определении направления звука, а это тоже пространственная Характеристика. Если суммировать и данные по зрительному восприятию, то можно предположить, что при ориентации в пространстве мальчики в основном опираются на зрительный анализатор, а девочки задействуют и другие (тактильный, слуховой), которые успешно взаимодействуют со зрительным. Это, в свою очередь, объясняется тем, что одной из причин длительного взаимодействия ощущений разных модальностей является компенсация того анализатора, который функционирует недостаточно эффективно (компенсаторная сенсибилизация). Мальчикам не нужно прибегать к такому механизму, поскольку с ориентацией в пространстве успешно справляется зрительный анализатор, а девочкам нужен компенсаторный механизм. Эту версию подтверждают данные Виткина и коллег (цит. по: Maccoby, Jacklin). Сравнив зрячих и слепых с рождения испытуемых, они получили удивительные результаты. Использовались пространственные тесты, по которым мальчики и мужчины обычно получают преимущество, но только в зрительном их варианте. Здесь же, при использовании слуховых и тактильных аналогов этих тестов, девочки и девушки либо не уступали мальчикам и юношам, либо даже превосходили их (в одном из тактильных тестов). При этом результаты были одинаковыми и у зрячих и у слепых испытуемых. Слепые — и мальчики и девочки — компенсируют постоянное отсутствие зрительного анализатора, а зрячие — временное, но девочкам это удается лучше. Date: 2015-05-04; view: 652; Нарушение авторских прав |