Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема вертикального дскаляжа 2 page
Для описания свойств конкретных операций Ж.Пиаже использует логико-математические понятия группы и решетки. Он понимает группу как абстрактную структуру, состоящую из совокупности элементов и включающую операцию с этими эле- ментами так, что при ее осуществлении не нарушаются свойства композиции, ассоциативности, тождественности и обратимости.
Решетка - это структура другого типа, она состоит из со- вокупности элементов и отношения, которое связывает два или более из этих элементов. Понятие группировки, какими пользуется Ж.Пиаже для описания конкретных операций, является гибридом из групп и решеток. Пиаже выделяет де- вять группировок логических классов и отношений в описа- нии конкретных операций". Это группировка 1, или первич- ное сложение, которое обладает композиционностью классов, ассоциативностью, общей тождественностью, обратимостью, специальной тождественностью; группировка 2 - это вторич- ное сложение классов (викариант), группировка 3 - биуниво- кальное умножение классов, группировка 4 - коунивокальное умножение классов, группировка 5 - сложение асимметричных отношений, группировка 6 - сложение симметричных отноше- ний, группировка 7 - биунивокальное умножение отношений, группировка 8 - коунивокальное умножение отношений.
Ж.Пиаже создает систему задач для того, чтобы опреде- лить, присутствует ли в познавательном поведении тот или иной компонент группировки, он ставит как бы «диагноз» функционирования познавательной системы. Он считает свои логические группировки такой структурной характеристикой настоящего познания, основой для понимания качеств кон- кретных операций и постановки «диагноза» по поводу их функционирования.
Общее свойство формально-операционального мышления, из которого Ж.Пиаже выводит все остальные его качества, касается отношения между реально существующим и потен-
' См. подробно: Флейвелл Дж Х Генетическая психология Ж Пиаже М,1967.
циально возможным. Реальная действительность выступает для подростка как частный случай той общей совокупности вещей, которую можно принять в качестве гипотезы, это часть, которая извлекается здесь и теперь из целого, которую можно обозначить словосочетанием «может быть». Реально существующее и возможное меняются местами, стратегия по- знавательной деятельности становится гипотетико-дедук- тивной. Формальное мышление становится прежде всего мыш- лением с помощью предложений-высказываний.
Подросток овладевает возможностью формулировать пред- ложения о предложениях. Это связано с ориентировкой на область гипотетического и возможного; подросток подверга- ет возможные переменные комбинаторному анализу, а это, как известно, метод, гарантирующий составление исчерпы- вающего перечня всех возможностей.
Итак, гипотетико-дедуктивная позиция, комбинаторный метод и другие свойства формального мышления дают в руки подростка средства для выделения зависимости между разны- ми переменными и степени их влияния друг на друга. Подрос- ток не только может осуществлять эмпирические пробы, но и правильно (с точки зрения логики) истолковывать результаты эмпирических проб.
Подросток способен в своем мышлении подняться над дей- ствительностью в своей фантазии, уходящей корнями в эмпи- рический опыт. Он уже может жить не только в настоящем, но и в будущем времени, в области предполагаемого, он уже ориентируется не только на конкретные свойства мира, но и на абстрактные реальности (государство, например).
У подростка усиливается эгоцентризм (в понимании Пиа- же), что происходит всегда, когда человек соприкасается с незнакомым ему полем деятельности; эгоцентризм гаснет, как только это поле деятельности осваивается. Это поведение общей модели уравновешивания, которую Пиаже связывает с эволюцией познания вообще.
Эта модель - модель равновесия - обсуждается Ж.Пиаже практически в каждой публикации, он рассматривает процесс уравновешивания как механизм перехода от одних состояний познания к другим. Само уравновешивание, непрерывное как процесс жизни, приводит к появлению дискретных, как бы законченных по своему существу, состояний равновесия. В процессе уравновешивания состояния равновесия не являются однородными, они качественно отличаются друг от друга на протяжении всего развития и, кроме того, степень их уравно- вешенности разная.
273
Понятие уравновешивания тесным образом связано с про- цессами ассимиляции и аккомодации. Сам Ж.Пиаже видит в своей концепции уравновешивания альтернативу более обще- принятой трактовки механизмов изменении как созревания и научения (физического и социального). Модель уравновеши- вания и равновесия рассматривается им как нечто очень об- щее, предполагающее причинные воздействия созревания и научения, но подчиняющие их себе. Модель уравновешивания - это метамодель, сверхпрограмма осуществляющегося разви- тия, она, по мнению Ж.Пиаже, особенно подходит для анали- за онтогенетических изменений в познавательном поведении, для самого главного источника онтогенеза структур.
Эта модель приписывает развитию некоторую, даже теоре- тическую, направленность. В то же время выделением стадий развития интеллекта Пиаже словно бы говорит о его дискрет- ности. Но это не так - он решал (и решил!) задачу поиска ос- новных линий, пронизывающих все развитие, стремился пока- зать его изоморфизм, существующий между разными (внешне предельно несходными) уровнями.
Модель равновесия и уравновешивания указывает на принципиальную непрерывность процесса развития тремя способами:
1. Непрерывность обеспечивается существованием общего механизма для всех формирующихся познавательных систем независимо от уровня их конкретного функционирования.
2. Различные продукты процесса развития можно описать с помощью одного и того же набора параметров, характери- зующих состояние равновесия.
3. Компоненты примитивных стадий развития выделяются и объединяются в новую систему, которая и определяет сле- дующую, более высокую, стадию развития.
С точки зрения идей Ж.Пиаже, можно говорить о логике действий младенца в том же генетическом контексте, что и о логике действий подростка или взрослого.
После неоднократного внимательного прочтения работ Ж.Пиаже, переведенных на русский язык, и работ о его тео- рии, с уверенностью могу сказать, что для меня самое инте- ресное в этих текстах - метатеория, разрабатываемая Пиаже. Универсальность ее мне кажется бесспорной, возможности конкретизации бесконечными и узнаваемыми в бытовых фак- тах познавательного поведения детей. Метод Ж.Пиаже есте- ствен для жизни, для общения взрослого и ребенка, поэтому он не привносит в феноменологию следов «искусственно» полученных экспериментальных данных, работающих на спе-
274
циальную, узкую теорию. Ж.Пиаже работает с глобальными явлениями - интериоризацией (усвоением), продуктивностью (созданием человеческого в природе), организованной актив- ностью, он пытается найти и описать источник организации жизни - изменчивой и устойчивой одновременно. Понятие равновесия, уравновешивания здесь не является случайным, так как оно позволяет характеризовать жизнь как систему, обладающую устойчивостью по отношению к силам, дейст- вующим на нее извне или изнутри. Эти силы уравновешива- ются равными и противоположными силами, что позволяет системе сохранять свою целостность через динамическое рав- новесие психологических систем действий - внешних или ин- териоризированных.
Метатеория Ж.Пиаже позволяет сравнивать состояния равновесия по нескольким параметрам: поле применения, подвижность, прочность, устойчивость. Поля применения уравновешенных систем отличаются размером - теми свой- ствами реальной действительности (объектами и их свойст- вами), к которым уравновешенные системы аккомодируются и которые они ассимилируют. Подвижность характеризует активный характер психологического равновесия - переход от одной центрации к другой, естественно, что подвижность в мышлении с помощью представлений может быть выше, чем сенсомоторные действия и восприятие. Прочность - это сопротивляемость системы изменениям состояния (или, мо- жет быть, ригидность) в зависимости от изменения воздей- ствия. Это связано с переживанием ценности элементов сис- темы при появлении, например, новой центрации. Наиболее прочными в этом отношении можно считать системы клас- сификации, а постоянным сдвигам равновесия подвержено восприятие. Устойчивость - важнейшее свойство, и оно свя- зано с компенсаторными возможностями системы при на- рушении ее равновесия.
Процесс развития и понимается Ж.Пиаже как последова- тельность структур, приходящих в состояние равновесия, форма которого изменяется от одной структуры к другой по всем описанным параметрам. Процесс уравновешивания Пиаже пытается объяснить, исходя их вероятностных моде- лей. Он всегда говорил о том, что его интересует не детская психология, а генетическая эпистемология - изучение меха- низмов, с помощью которых возрастает совокупность зна- ний человека. Это огромная сфера не только изучения, но и осмысления, интерпретации. Эту сферу знания можно рас- сматривать и как прикладную генетическую психологию.
Свои данные Пиаже применяет не для организации обучения и воспитания детей, а для решения философских проблем эпистемологии. Это мало кто делал в психологии, поэтому результатами работ Пиаже интересуются специалисты из разных областей знаний - от философии до физики. Пиаже неоднократно говорил и писал о кольце наук - о взаимосвя- зи между разными научными дисциплинами; линия связи начинается с математики и логики, продолжается в химии и физике, затем биология, психология, социология и снова возвращается к математике.
Сами по себе логика и математика созданы человеком и, естественно, взаимозависимы с психологией и социологией. Человеческое поведение покоится на физиологии так же, как на физике и химии, это отношение взаимозависимости есть и в генетическом плане, ведь можно в известном смысле сказать, что интеллектуальная деятельность человека покоится на рефлексах («биологии») младенца.
Не только в строении наук существует эта круговая зави- симость, но и в развитии отношений человека, отдельного, индивидуального, с окружающей средой. Человек может по- знать мир, только уподобляя его своим умственным структу- рам (похоже это на уподобление физических наук логике и математике). Познать же самого себя он может только посте- пенно овладевая внешним миром, себя как объект он может познать только путем последовательных ассимиляции и ак- комодации перед внешними объектами (этому явлению, по мнению Ж.Пиаже, подобно сведение логики и математики, психологии и социологии к физическим наукам).
Пиаже рассматривает психическое развитие в его целост- ности и применяет для этого теории разного уровня обоб- щения - от метатеории до узкоспециальной. Возможность обсуждать эгоцентрическую позицию человека и ее качест- венное изменение в онтогенезе дает ключ к пониманию та- ких свойств переживания, как их глубина, устойчивость, вариативность и другие. Выделенные Ж.Пиаже стадии раз- вития интеллекта позволяют понимать их как появление превращенных форм сознания, возникающих из «биологии» человека - рефлекторной основы его поведения через опо- средование его знаками и символами.
Экспериментальные исследования Ж.Пиаже дают возмож- ность проследить, как складываются инварианты в познава- тельной деятельности человека, которые в конечном счете будут определять существование у него картины мира и его собственного Я.
Невозможно выразить какое-то однозначное отношение к ркстам Ж.Пиаже, они река, в которую каждый раз входишь чаново. Восхищение и признательность сменяются неприятием
даже страхом, с текстом хочется спорить и даже оттолкнуть его за неясность, недоговоренность, иногда за очевидность и бедность, но это живые тексты. Остается только благодарить жизнь, что они есть в научной судьбе.
Ж.Пиаже доказал, что психическая реальность познавае- ма' исследователь порождает ее такой, какой понимает, и порождаемое им качество или свойство меняет его самого, движение исследователя к исследуемому через собственное понимание процесса этого движения - пример научной чест- ности и реалистичности в соотнесении собственного Я и ис- следователя, и исследуемого предмета; наука, которую постро- ил Ж.Пиаже, не имеет конца, она обладает свойством беско- нечности, думаю, что это позволяет психологии снять стра- дальческую маску якобы переживаемого (пережитого?) кризи- са в определении своего предмета. Ж. Пиаже дает ей шанс (и не один) стать наукой об индивидуальной жизни человека за счет создания не только частных, но и метатеорий. Естествен- но, что это требует от человека, занимающегося ею, не только овладения частными методиками, но и собственным мышле- нием для осуществления необходимых децентраций в понима- нии жизни человека.
Известно, что любая научная теория может взаимодейст- вовать с опытом несколькими способами: 1) через проверку на истинность путем наблюдения, измерения и эксперимента;
2) через применение для интерпретации данных опытных ис- следований (измерений, наблюдений, экспериментов); 3) через применение в практических целях для создания, например, какого-нибудь продукта. Проверка научной теории в истории науки осуществляется несколькими путями, все они сложно переплетены друг с другом. Опытная проверка далеко не все- гда оказывается самой главной. Есть еще путь проверки тео- рии на совместимость с принятой совокупностью знания; путь построения на основе теории гипотез о предполагаемых явле- ниях и закономерностях до их опытного получения; путь про- Дуцирования (создания) частных теорий; путь сопоставления предсказаний теории с опытными данными.
Думаю, что в истории современной науки о человеке тео- рия Ж.Пиаже была и останется метатеорией, сохраняющей в ^бе потенциал порождения частных теорий, она представляет собой ту относительную истину, которая в определенных пре- делах является уже истиной абсолютной.
Лев Семенович Выготский' (17.11.1896-11.06.1934)
Его называют Моцартом в психологии. Музыку, как из- вестно, все чувствуют по-разному. Тексты Л.С.Выготского каждый тоже воспринимает как умеет. Традиционно в отече- ственной психологии его называют основателем культурно- исторической теории и основоположником научной психоло- гии, это многократно усложняет мою задачу, возводя чувство ответственности в невероятную степень.
В одной из своих работ Лев Семенович говорил о том, что философские проблемы являются «истинными ферментами развития главнейших современных психологических теорий»^ Он писал также об экспериментальной философии, которая проникает во все психологические исследования, определяя их планирование, интерпретацию, способы получения фактов и тому подобное.
Какие же философские проблемы были основанием для размышления самого Л.С.Выготского? Я оставлю этот во- прос без ответа и даже без попытки ответить на него, так как по доступным мне текстам Л.С.Выготского очень сложно судить об этом, а учитывая исторический контекст, в каком эти тексты были написаны и опубликованы, задача ответа представляется почти утопической. У читателя есть возмож- ность познакомиться с шеститомным собранием сочинений Л.С.Выготского3 и его отдельно изданными работами и са- мому составить о нем представление. Я же пишу о том, что поняла сама.
Л.С.Выготский анализировал проблему культурного раз- вития человека, говоря о том, что сущность этого развития состоит в овладении ребенком процессами собственного пове- дения. Предпосылкой для овладения собственным поведени- ем является, по мнению Л.С.Выготского, образование лич- ности. Развитие той или иной функции (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия) всегда произ- водно от развития личности в целом и обусловлено им. Лич- ность как бы незримо присутствовала и участвовала в про- цессе овладения человеком своими реакциями на протяже- нии всей жизни.
' Подробно о жизни и творчестве Л. С. Выготского см.: Выгодская Г.Л. Его жизнь от начала до конца // Вестник Московского университета (серия Психология). - 1994.- № 4.
Выготский Л. С. Собр. соч.-Т. 6.-С. 137.
3 Все цитаты по этому собранию сочинений.
Культурное развитие Л.С.Выготский представляет себе как особый тип развития, отличный от физиологического и интеллектуального. Это приводит к появлению проблемы паспортного возраста как времени возможного несоответст- вия параметров развития физиологического, интеллектуаль- ного и культурного.
Культурное развитие связано с появлением как в индиви- дуальной истории человека, так и в истории человечества, особых форм поведения, видоизменяющих деятельность пси- хических функций. Л.С.Выготский предпринимает обширное исследование в области сравнительного исторического изуче- ния таких психических функций, как память, мышление со- временного ему человека и представителей примитивных культур. Существенное различие, связанное с изменением психических функций, проявляется в употреблении знаков. Именно на них строится то поведение, которое в работах Л.С.Выготского называется высшим в отличие от биологиче- ски развившихся форм поведения.
Л.С.Выготский считает (и это его принципиальное положе- ние), что культурное развитие человечества совершалось при его относительно неизменной биологической природе. В инди- видуальной истории современного ребенка его культурное раз- витие осуществляется при условии динамического изменения органического типа. Оно налагается на процессы роста, созре- вания и органического развития, образуя с ним единое целое.
Но для Л.С.Выготского остается фактом то, что необходи- мо различать две линии в психическом развитии ребенка, кото- рые аналогичны линиям филогенеза: натуральное и культурное.
Система активности ребенка в каждый момент его жизни определяется и степенью его органического развития, и степе- нью овладения орудиями. Две различные системы развивают- ся совместно, образуя, в сущности, третью систему, новую - качественно своеобразную. Если в филогенезе система актив- ности человека определяется развитием его естественных или искусственных органов, то в онтогенезе система активности ребенка определяется и тем, и другим одновременно.
Пользование орудиями и аппаратами предполагает в каче- стве обязательной предпосылки наличие свойственных чело- веку органов, функций. Жизнь ребенка в культуре обусловле- на созреванием у него соответствующих функций и аппара- тов. Получается, например, так, что нормальный ребенок овладевает языком на определенной стадии биологического созревания, если его мозг и речевой аппарат развиваются нор- мально, позже он овладевает основными логическими опера-
циями, счетом и т.д. В истории психологии это привело к ук. реплению мнения о том, что овладение структурными форма- ми поведения является столь же естественным симптомом органического развития, как и физиологические или анато- мические признаки тела. Эти симптомы стали приниматься за содержание органического развития.
Л.С.Выготский уделяет большое внимание истории разви- тия дефективного, то есть биологически неполноценного ребенка, чтобы на этом методическом пути найти ключ к ре- шению проблем культурного развития. Он пишет о том, что история развития дефективного ребенка позволяет увидеть и понять обходные пути культурного развития, то есть пути построения специальных форм для овладения человеком соб- ственным поведением.
Культурный возраст человека как показатель его культур- ного развития Л.С.Выготский связывал с проблемами адап- тации к жизни в конкретных исторических условиях. Он от- мечал, что культурное развитие человека нетождественно его интеллектуальному и физиологическому возрасту, обращая внимания на факты несоответствия их.
Он говорил о том, что между культурным развитием и при- родной одаренностью человека отношения очень сложные:
культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию от- дельных различий естественной одаренности, а с другой - к увеличению масштаба и расширению разброса различных сте- пеней одаренности. По мнению Л.С.Выготского, определение уровней культурного развития, сама проблема его измерения непосредственно связана с научными подходами к специальной одаренности, которая прежде всего одаренность интеллекту- альная, проявляющаяся в овладении сутью какой-либо опера- ции и независимо от различных изменений ситуации действия.
Создание метода исследования, адекватного научной зада- че, поставленной Л.С.Выготским, - задаче изучения культур- ного развития ребенка (проблема высших психических функ- ций), требовало от него решительного выхода за методологи- ческие пределы традиционной детской психологии для иссле- дования развития того высшего, по его словам, синтеза, кото- рый с полным основанием должен быть назван личностью ребенка. «История культурного развития ребенка приводит нас к истории развития личности»'.
В своих работах Л.С.Выготский дает подробное обосно- вание своему методу, который сегодня называют эксперимен-
I Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 41. 280
ально-генетическим. Прежде чем изучать развитие, психолог полжен определить, что развивается. «Наши психологические окаменелости показывают в застывшем, в остановившемся виде свое внутреннее развитие. В них соединены начало и конец развития. Они сами в сущности стоят уже вне процесса развития. Их собственное развитие закончено. В этом соеди- нении пластичности и окаменелости, исходных и конечных точек развития, простоты и завершенности их огромное пре- имущество для изучения, делающее их несравненным предме- том исследования. Они как бы предназначены стать его на- чальным пунктом, дверью, основой его метода»'.
Возможность анализировать эти застывшие формы пове- дения возникает при создании ситуации выбора, принятия решения, когда человек должен осознать наличие нескольких стимулов и выбрать схему своего поведения. Обобщенным вариантом такой ситуации является ситуация Буриданова Осла, оказавшегося между двумя равными охапками сена.
Л.С.Выготский говорит о том, что в этой ситуации в упро- щенной, идеальной форме представлена вся проблема его ис- следования - проблема стимула-реакции. Он говорит о том, что человек на месте осла бросил бы жребий и овладел ситуацией.
Суть метода состоит в том, чтобы создать такую ситуа- цию, где поведение человека определяется не наличными сти- мулами, а новой или изменившейся ситуацией, созданной самим человеком.
Наличие в поведении человека не только заданных, но и созданных им стимулов является для Л.С.Выготского отличи- тельной чертой психологии человека. «Для человеческого приспособления существенно активное изменение природы человека»2. Оно основано на рефлекторной активности чело- века и на возникновении ее нового регулятивного принципа, обеспечивающего психологическую связь между людьми, - это принцип знакового опосредования. Знаки - это искусст- венно созданные стимулы, назначение которых состоит в том, чтобы воздействовать на поведение в образовании новых ус- ловных связей.
Переход от социального воздействия вне личности к соци- альному воздействию внутри личности Л.С.Выготский счи- тал центром своего исследования. Так, человек, завязываю- щий узелок (знак) на память (создающий ситуацию опосредо- ванного поведения), является одновременно и ключом и аппа-
' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 65. 2 Там же. - С. 80.
281
ратом, к которому этот ключ подходит. Соединение в одном лице активной и пассивной роли - это вопрос о личности и ее отношении к поведению. «Высшие психические функции ха- рактеризуются особым отношением к личности. Они пред- ставляют активную форму в ее проявлениях... Культурные формы поведения суть именно реакции личности»'.
Л.С.Выготский считал, что через изучение культурного развития психических функций психология гуманизируется.
Изобретение и употребление человеком знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой-либо психо- логической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить, сообщить, выбрать и тому подобное), представляет аналогию с изобретением и употреблением орудий как мо- мент создания инструмента.
Употребление орудий и употребление знаков - это прояв- ление опосредующей деятельности, одного из главных изо- бретений человеческого разума. Понятие об опосредующей деятельности, понятие об употреблении орудий и понятие об употреблении знаков для Л.С.Выготского - способ мышле- ния, логическая схема для анализа культурного развития че- ловека как целостности, как общего потока его жизни.
Основой реального расхождения в поведении человека ли- нии употребления знаков и линии употребления орудий явля- ется их различная направленность. Орудие - это средство воздействия человека на объект его деятельности, оно на- правлено вовне. Его цель - вызвать изменения в объекте, во внешней деятельности человека. Знак ничего не изменяет в объекте, с которым связан, он - «средство психологического воздействия на поведение - чужое или свое»2, средство внут- ренней деятельности, направленной на овладение человеком самим собой, знак направлен внутрь. Применение знака зна- менует выход за пределы органической системы активности, существующей для каждой психической функции.
Л.С.Выготский считал свой метод аналитическим, приме- няя его для исследования строения высших психических функ- ций, полагая, что психологическая теория изменяет понима- ние анализа в зависимости от общего принципиального под- хода к психологическим проблемам. За анализом скрывается понимание автором фактов теории, вот почему вместе с изме- нением методологического подхода к психологическому ис- следованию изменяется и сам характер анализа.
1 Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 84.
2 Там же. - С. 90.
282
Для Л.С.Выготского анализ высших форм поведения вклю- чает следующие главные моменты. Первый состоит в различе- нии анализа вещи и анализа процесса. Это предполагает уход от логики твердых тел, которая чаще всего осуществлялась в психологических теориях. Так, на место анализа вещи встает анализ процесса, что естественно приводит к необходимости восстановления всех моментов развития данного процесса, то есть главной задачей анализа является возвращение процесса к его начальной стадии - превращение вещи в процесс. Двигаться от процесса к его отдельным моментам - это суть эксперимен- тально-генетического метода, который искусственно вызывает и воссоздает генетически процесс психического развития. Ина- че Л.С.Выготский называл это динамическим анализом.
Второй главной составляющей анализа является противо- поставление его описательных и объяснительных задач. Ана- лиз, по мнению Л.С.Выготского, возможен только как объек- тивный, потому что он хочет вскрыть не то, чем наблюдае- мый факт кажется нам, а то, чем он является на самом деле. Его интересует не непосредственное переживание, которое открывает интроспективный анализ, а реальная связь внешне- го и внутреннего, которая лежит в основе изучаемой высшей формы поведения. Само объяснение становится возможным постольку, поскольку не исключается внешнее проявление вещей и признаков изучаемого процесса. В ходе анализа по необходимости рассматривается известный процесс как круг возможностей, который при соответствующих условиях при- водит к образованию устойчивых форм поведения. Объясне- ние этих форм поведения ставится в подчиненное положение по отношению к их действительному происхождению.
Третье положение связано с тем, что существуют такие пси- хологические процессы, которые уже завершили путь развития. Л.С.Выготский называет их омертвелыми, окаменелыми. Об- наружить их можно в автоматизированных или механизиро- ванных психических процессах, где они давно потеряли свой первоначальный облик (например, письмо, чтение, речь, счет взрослого человека). Элементарные процессы и управляющие ими закономерности спрятаны в высших формах поведения, то есть проступают в них в неявном виде; основу и содержание высшей формы составляет низшая, высшая возникает только на известной ступени развития и сама непрестанно снова перехо- дит в низшую форму. Всякая высшая форма поведения невоз- можна без низших, но наличие низших, или побочных, форм не исчерпывает существа главной. Это основные принципы для изучения структуры высших психических функций.
Date: 2015-05-04; view: 462; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|