Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как зависит счастье от пола, гражданского состояния, возраста?
27. Участники анкеты были в целом удовлетворены своей жизнью.
28. Мужчины считают себя более счастливыми, чем женщины.
29. Женатые счастливее неженатых.
30. Те, кто на пороге шестидесятилетия помышляет о нача- ле новой жизни, сами или вместе с кем-то другим, по преиму- ществу несчастливые люди.
Думаю, что по ходу обсуждения проблем возрастной психо- логии мы еще вернемся к этим результатам не раз. На мой взгляд, очень важным является тот факт, что для переживания счастья необходимо иметь целостное отношение к жизни - практическую философию жизни, если хотите, то концепцию жизни, выражен- ную в обобщенном виде, требующую усилий человека для кон- кретизации. Подтверждение этому вижу в том, что конечные, дискретные, ограниченные пространством и временем факторы
218
удовольствий не приносят счастья. Так, хобби, спорт, общитель- ность, возбуждающие средства, развлечения не имеют большого значения для счастья, они лишь в незначительной степени спо- собствуют общему удовлетворению жизнью (тезисы 6,7,8,23,25).
На мой взгляд, это очень важный момент, позволяющий го- ворить о том, что целостное отношение к жизни как особому явлению становится для человека источником его счастья как в биологическом, так и в психологическом смысле - человек сча- стлив потому, что живет, и потому, что чувствует, что живет.
Биологический смысл этого переживания связан с чувством силы, энергии как естественного свойства человека. Многие философы называли его по-разному - автоматическим, маши- нальным, естественным и тому подобным. Это переживание связано с существованием у человека внутренней картины здо- ровья как естественной характеристики организации его психо- логического пространства. Именно она позволяет (за счет энер- гетической наполненности) удерживать и сохранять сознание и самосознание, выделять сам факт существования психологиче- ского пространства (пространства Я), а также составлять осно- ву для энергетического воздействия на другие элементы психо- логического пространства, например, на ту же внутреннюю картину болезни, если человек заболевает. Внутренняя картина здоровья, ее энергетическая наполненность может препятство- вать развитию внутренней картины болезни за счет диалогично- сти сознания, за счет того, что эти два элемента сознания - внут- ренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни относи- тельно независимы друг от друга, как относительно независи- мы, например, волевые качества человека и качества его чувств.
Относительная независимость отдельных элементов созна- ния человека и их влияние на содержание переживаний сча- стья ведет к тому, что выраженность только одного (или не- скольких) элемента сознания не обеспечивает полноты пере- живания жизни. Так, при всей очевидности утверждения: сча- стье - это здоровье, оно не является аксиоматическим. Здоро- вье (а значит, наличие внутренней картины здоровья) не явля- ется обязательным атрибутом счастья.
Можно сказать иначе - переживание одного вида не явля- ется существенным для выделения человеком собственного Я. Вот поэтому в философской и психологической литературе обсуждается вопрос о количестве источников, из которых может складываться счастье человека. В это количество могут входить качественно разнообразные и даже несопоставимые источники, как, например, вещи реальные и нереальные (воспо- минания, мечты, грезы, фантазии). Похоже, что у этих разно-
образных (до бесконечности) вещей есть общие свойства ~ их ценность для человека (это должны быть его вещи - они при- сутствуют в его психологическом пространстве) и их целост- ное восприятие (то, что еще называют доверием).
Доверие рождает уверенность и покой, а ценность позво- ляет переживать наличие собственного Я как действительно существующего. Я человека естественно подвержено измене- ниям, связанным с осуществлением биологической и психоло- гической жизни, поэтому меняются его переживания и факто- ры, обеспечивающие целостное, полное восприятие жизни.
Думаю, что именно эту изменчивость значимости разных источников счастья обсуждают философы, когда говорят о том, что устойчивых источников счастья нет. Нет устойчивых факторов, обеспечивающих человеку восприятие жизни пол- но, целостно и ценностно. С этим трудно не согласиться, если исходить из того, что все перечисленные выше источники счастья могут не оправдать нужд человека в том случае, если он их лишится, если осознает их непостоянство (возможность утраты мешает их полезности), если человек не умеет ими пользоваться, тогда они не оправдывают ожидания.
В поисках постоянных источников счастья человечество давно пришло к идее о том, что раз ни физические, ни духов- ные блага не являются непреходящими, то источником сча- стья могут быть только сверхприродные блага.
Для моего рассуждения о жизни и смерти важно, что в поис- ках источника переживания полноты жизни его можно найти, то есть человеку можно выделить факторы, влияющие на его собственное состояние и тем самым пережить в себе присутст- вие своего Я. С другой стороны, этот поиск (рефлексивный диалог с собой) приводит к усложнению смысловой картины мира - выделяются, пробуются различные источники счастья, различные факторы, обеспечивающие целостное восприятие жизни. Это делает возможным существование глобальной задачи человека - задачи построения осмысленной картины мира, цен- ной для него самого. Таким образом, человек выделяет не только внешние ему факторы, влияющие на его переживания, но и внут- ренние условия - содержание его собственного Я, которое иден- тифицируется в Я-концепцию и не сводится к картине мира.
Возникает удивительная реальность, которую весьма и весьма условно можно изобразить следующим образом в виде схемы. Назовем ее схемой проявления переживания полноты жизни в индивидуальной истории человека. Она нужна для того, чтобы попробовать еще раз аналитически прикоснуться к теме жизни и смерти.
Date: 2015-05-04; view: 427; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|