Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2 в которой кое-что о прогрессе 11 page
Корчак Я. Как любить детей. -М., 1973.-С.20. 150
разом, увеличение числа описательных категорий, рост гиб- кости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации, использование все более тон- ких оценок и связей; рост способности анализировать и объ- яснять поведение человека; появляется забота о точном изло- жении материала, желание сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописаний, которые у подрост- ков и юношей имеют гораздо более личностный и психологи- ческий характер и одновременно сильнее подчеркивают отли- чия от остальных людей»'.
Материал, который ребенок может обобщить, научиться обобщать и сам способ обобщения (по существенным или случайным признакам), во многом определяется содержанием его взаимодействия со взрослым человеком.
Взрослый, предлагая вариант обобщения, создает возмож- ность выбора. Они рядом, эти два слова: индивидуальность и выбор, заключающие в себе целый мир научных и житейских проблем. Попробуем перечислить хотя бы некоторые из них. Вот житейские проблемы: малыш не может, как все, посещать детский сад, плачет целый день, болеет; молодая женщина испытывает страх перед интимной близостью с любимым человеком; мальчишка к двум годам научился читать и ему нечего делать на уроках чтения, но он совсем не может писать грамотно и каллиграфически; а этот молодой человек слышит только себя - с ним невозможно говорить, утомляет собесед- ника потоком разрушительных фраз, где «я» повторяется во всех возможных вариантах; а этот молчун - сказать слово для него задача с таким числом неизвестных, что он и сам не мо- жет их сосчитать, а она... Это все житейские проблемы, кото- рые просят об одном - замечайте нас как проблемы человека, как проблемы, которые заставляют видеть другого не как подобие себя, а как непохожего ни на кого. Этой непохоже- стью мы и заявляем о своей единичности, о своей уникально- сти, наконец о факте своего существования.
А вот научные проблемы. Выписываю их из учебника по психологии, где говорится о том, что есть особая отрасль психологической науки - психология индивидуальных разли- чий. Но! Наука изучает закономерности, значит, можно найти закономерное и в индивидуальном. Здесь и говорится о струк- туре индивидуальности, о типах индивидуальности, обсужда- ется понятие темперамента и характера, анализируются спо-
' Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М., 1984.-С. 218. 151
собности, которые делятся на общие и специальные. А вот другая наука - биология, она тоже изучает индивидуальные особенности жизни человеческого организма. Ее данные бу- дут полезны в понимании здоровья как индивидуального свойства человека. Философия, этика, медицина, экология тоже анализируют индивидуальность человека, пытаясь най- ти закономерное в индивидуальном.
В бытовой жизни индивидуальность человека буквально заставляет считаться с собой, тогда как в научном исследова- нии индивидуальность подвергается анализу, и в ней скорее будут проступать черты закономерного, составляющего предмет научного анализа. Нужно ли это знание конкретному человеку, живущему бытовой жизнью, нужно ли ему знание о закономерном в его индивидуальной жизни? Хочу ответить на этот вопрос утвердительно, приведя для убедительности пример из своей работы практическим психологом. Пример грустный, но требующий понимания в свете заявленной для обсуждения проблемы: на мальчика жаловались все учителя - на уроках витает в облаках, ничего не делает, на замечания не реагирует, уроки пропускает часто без всяких уважительных причин, кривляется - мимика какая-то ненормальная, дерга- ная. Думаю, что продолжать описание жалоб не надо, они почти с хрестоматийной точностью воспроизводят картину манифестации шизофрении в подростковом возрасте, доста- точно еще раз взглянуть в учебник детской психиатрии, чтобы убедиться в этом. Но(!) болезни еще нет, еще только первая манифестация, первая заявка на ее возможное присутствие. Я - психолог - могу зафиксировать грозные предвестники болез- ни с помощью специальных методик. Но(!) сразу же передо мной встает вопрос о том, кому и для чего может быть нужно знание о потенциальной болезни, полученное мной?
Кому? Как распорядятся этим знанием об индивидуально- сти мальчика люди, которые его окружают, как распорядится этим знанием он сам, переживающий далеко не лучший мо- мент в своей жизни, - ему кажется, что все против него и его никто не любит?
Психологическая информация, полученная на основе на- учного знания о природе индивидуальности человека, о ее структуре, говоря научным языком, создает условия для про- гноза возможного развития человека. Другими словами, как бы придает человеческой неопределенности - определенность, а мы с вами уже говорили, что у человека есть свойство оп- равдывать ожидания. Сказать о человеке, что он будет таким- то и таким-то, значит в известном смысле определить его
152
судьбу, повлиять на его возможные выборы, на его свободу быть самим собой... Научная проблема понимания структуры индивидуальности сливается с этической проблемой влияния одного человека на другого. Знаменитое «Не навреди!» стано- вится главным критерием работы, достоверность научных данных подвергается не только проверке на истинность, но и на целесообразность использования этих данных, полученных безличным научным методом в индивидуальной судьбе чело- века. Но(!) надо принимать решение, профессиональное реше- ние, и я говорю с учителями о праве каждого человека на ошибку, заблуждение, поиск своей истины, о необходимости прощения и понимания, о профессиональном долге и их лич- ных чувствах, обходя конкретное содержание информации о мальчишке, которого мне искренне жаль, так как ему пред- стоит жизнь с собственной болезнью, ежедневная борьба за собственное Я. Я говорю с его мамой, вернее, она говорит со мною, надеясь на чудо, на случайность, хотя, оказывается, давно предполагает неладное - для того есть все основания. И мы говорим с ней не только о сыне, но и о ней самой, о ее ответственности за его и ее жизнь, о ее ответственности за всю семью, за болезни вообще - говорим много, пытаясь найти возможные варианты понимания ситуации...
Вот вам и структура индивидуальности - научные терми- ны наполняются живыми звуками голоса обеспокоенной и виноватой женщины, а индивидуальность сидит, втянув голо- ву в плечи, и боится посмотреть в глаза... Живое течение вре- мени, роста, надежды, цели споткнулось об очертания факта, характеризующего с беспощадной точностью картину потен- циальной болезни.
Устойчивое и изменчивое, постоянное и меняющееся... В их переплетении протекает психическая жизнь человека. Психологи давно занимаются этим вопросом, определяя сте- пень устойчивости разных качеств человека и связь этих ка- честв друг с другом. Исследования обычно проводятся с по- мощью тестов, которые удобны тем, что создают стандартные условия для исследования какого-то качества и легко могут быть воспроизведены через любое время; тесты обрабатыва- ются количественно, и строгая наука может применять стати- стические приемы доказательства достоверности своих дан- ных. Вы можете проверить некоторые свои качества с помо- щью методик, помещенных в конце книги, а потом, если вам это будет интересно, проверить результаты через пару лет. Тогда, наверное, стихи Н.Заболоцкого приобретут математи- ческий смысл:
153
Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, - На самом деле то, что именуют мной, - Не я один. Нас много. Я - Живой.
Что же по этому поводу могут сказать научные данные? Обобщая известные мне материалы, можно описать следующие закономерности: к числу устойчивых качеств личности отно- сятся потребность в достижении и творческий стиль мышления.
А вот активность, переменчивость настроения, самокон- троль, уверенность в себе зависят от образования, профессии гораздо больше, чем от возраста.
У мужчин самыми устойчивыми качествами оказались такие, как пораженчество, готовность примириться с неуда- чей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные инте- ресы, изменчивость настроения, а у женщин - эстетическая реактивность, жизнерадостность, желание дойти до преде- лов возможного.
Разной степенью устойчивости отличаются не только от- дельные личностные качества, но и типы личности. К этому мы вернемся несколько позже, более подробно, а пока продолжим перечислять из данных исследований следующие факты.
Очень постоянными являются такие качества мужчин, как надежность, продуктивность, честолюбие, хорошие способно- сти, широта интересов, самообладание, прямота, дружелюбие, философские интересы, удовлетворенность собой. Такие люди высоко ценят независимость и объективность, у них также выражены такие качества, как положительное отношение к себе, чувство благополучия, интеллектуальная эффективность и психологическая настроенность ума.
Очень устойчивы и черты неуравновешенных мужчин со слабым самоконтролем, для которых характерна импульсив- ность, непостоянство. Если подростками они отличались бун- тарством, болтливостью, любовью к рискованным поступкам и отступлением от принятого образа мышления, раздражи- тельностью, негативизмом, агрессивностью и слабой контро- лируемостью, то и во взрослом состоянии у них наблюдается пониженный самоконтроль, склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость, экспрессивность, не- постоянство.
Существует и другой устойчивый мужской тип. В подрост- ковом возрасте он отличался повышенной эмоциональной чувствительностью, самоуглубленностью, склонностью к са- моанализу. Эти мальчики плохо себя чувствовали в неопреде- ленных ситуациях, не умели адаптироваться, были зависимы и
154
недоверчивы, не верили в свои успехи; и взрослыми они оста- лись столь же ранимыми, склонными уходить в себя, испыты- вать к себе жалость, напряженными и зависимыми.
Среди женщин высоким постоянством свойств обладают те, у кого выражена уравновешенность, общительность, теп- лота, привлекательность, зависимость и доброжелательность. А также такие качества, как ранимость, импульсивность, сла- бый самоконтроль, зависимость, раздражительность, измен- чивость, болтливость, мятежность, склонность к драматиза- ции своей жизни, жалость к себе и т.п.
Сильно меняются другие типы людей. Так, очень меняются мужчины, у которых бурная юность превращается в спокой- ную, размеренную жизнь. Меняются и женщины-интеллек- туалки, которые в юности были заняты умственной работой, интеллектуальными поисками. Со временем они становятся мягче, теплее, коммуникативнее.
Известный психолог И. С. Кон в своей книге «В поисках себя» замечает, что стабильность многих личностных черт можно считать доказанной, хотя нельзя не оговориться, что речь идет преимущественно о психодинамических свойствах, так или иначе связанных с особенностями нервной системы. Какие это свойства? Прежде всего те, в которых проявляются основные параметры, присущие силе, выносливости и под- вижности нервных процессов. Все они содержат в себе харак- теристики поведения человека, основанные на его возможно- сти поддерживать и вызывать напряжение в своей активности, в возможности сопротивляться обстоятельствам, разрушаю- щим активность. Так и вспоминается переполненный вагон утренней электрички Ярославль - Москва, где, несмотря на утренний час, путешественников заботливо развлекали гром- кой эстрадной музыкой. Тем не менее многие спали, не обра- щая внимания на явно усиливающееся воздействие навязчиво- го музыкального фона. А сколько людей могут уснуть при любых обстоятельствах! Им не мешает свет, движение вокруг;
другие же пользуются снотворными, чтобы только на время избавиться от мешающего внешнего раздражения. Это только внешний рисунок психодинамических свойств человека. В быту чаще всего эти свойства описывают одним словом - нервный, а антоним ему есть - спокойный.
Сила и спокойствие идут рядом в понимании и оценке свойственных человеку особенностей поведения. А вот сла- бость соседствует с беспокойством, зависимостью, необходи- мостью приспосабливаться, отказываться от себя, тогда как выносливость сродни самосохранению, а невыдержанность
155
сестра неуравновешенности, вспыльчивости, конформности. Подвижный человек способен к гибкому приспособлению, к изменчивости, тогда как инертный реагирует стандартно, скло- нен к шаблону, повторению... Так, кажется, и напрашивается вопрос о том, что же лучше, какое психодинамическое качест- во или их сочетание? Хорошо, что такого вопроса для науки психологии нет. Она не занимается оценкой бытовой ценно- сти человеческих качеств, она просто исследует их, констати- руя содержание, выводя закономерности, предлагая методы для исследования качества или группы качеств. Но вопрос о том, какое качество лучше, неизбежно возникает в другой ситуации, где психолог от получения научных закономерно- стей переходит к решению задач практической психологии. Это особые задачи, остановимся на них немного подробнее. Практическая психология складывается в нашей стране буквально на наших глазах: она специфична как наука тем, что предметом практической психологии является индивиду- альная жизнь человека. Психолог получает возможность вмешиваться в жизнь другого человека через получение о нем психологической информации, через сообщение этой инфор- мации другим или самому человеку, через использование этой информации психологом в общении с обследуемым челове- ком. Вот тогда-то и возникает проблема оценки того или ино- го качества личности, так как сообщение человеку (или о нем) психологической информации может содержать как явную, так и скрытую оценку, связанную с пониманием содержания психологической информации. Конкретный пример: психоло- гу надо сообщить родителям ребенка, что в ходе обследова- ния у их единственного сына выявлен очень низкий уровень интеллекта. Как это сказать, не вызвав у родителей усиления оценки интеллекта их ребенка? Или другой вариант той же проблемы - психологическое обследование выявило, что у взрослого человека крайне выражено такое качество, как враждебность. Перед психологом вопрос: «Как обсуждать и обсуждать ли вообще это качество со взрослым человеком?» Подобные проблемы типичны для практической психологии, ориентированной на особый кодекс норм в отношении психо- лога и обследуемого - этический кодекс психолога, который предостерегает его от использования оценок «хорошо - пло- хо» при анализе черт, качеств и других устойчивых характе- ристик исследуемого лица.
Одной из наиболее жестких по требованиям оценок ка- честв человека является ситуация экспертной психологиче- ской оценки человека на соответствие неким требованиям
156
, „uupn требованиям профессии). Это выглядит как ситуа- ^Зтбор^. Вспоминаю свою профессиональную ситуа- ц Ила'изпятнадцати претендентов на одно рабочее ме- ц няпоТыло отобрать одного. Оценка качеств происходила
"ТованияМ, предъявляемым работодателем к претенден- "Яоя ^даТа состояла в том, чтобы выявить соответствие Гх качеств требованиям, которые предъявил заказчик. Сооб- шиГему необходимые данные, право выбора конкретного Гботника то есть его оценку, психолог не берет на себя. Я это ^ н'делала но по моим результатам можно было увидеть, "зна^и? и оиенить, степень соответствия претендентов на ^пжноЙь Ъо-t один из вариантов, когда качества человека "ог^т оказаться «плохими» (пишу это слово в кавычках, что- fi„ y паз показать относительность его значения).
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, решение которых Требует ориентации на свое Я. Это прежде всего данные ситуации выбора. Мы уже говорили, что пережи- ваниевозможности, неопределенность как начало рождения человеческиактивности требуют от человека обращенности к S^Z^ Я. Чтобы действовать целенаправленно, долж- но ппо^^и узнавание своего, должно появиться «Я хочу». Sтогда из"хаоса возможностей родится поведение - осознан- ное и целенаправленное, характеризующее человека.
БыГс"бЫо^ибкой считать, что каждый выбор является мо- пальньш выбором. Нет, нет и нет... Притягательность вещи, Хйтельнос^ь запоминания, поиск оптимального способа решения Оческой задачи было бы неправомерно отождеств- ить^ морально осознанным выбором. Психологов давно при^ влекает^агадочность избирательности - каждому свое. И это влекает в ка^ом акте человеческой жизни. Поразительно то, что в такой избирательности есть своя устойчивость, позво- ляют говорить об устойчивости, о направленности выбора. Во^им^р из экспериментов, проводимых под руководством НТнепомнядай: перед ребенком (младшим школьником) лежит мно^о^артинок - больше двадцати. Глаза разбегаются, ^^оай любые Но если повторить ситуацию выбора, то мож- ?о увидеть ^о ребенок выбирает предметы на картинках по ^pelSoMy правилу, которое сам не может сформулировать инач? Столькословами: «Мне это больше нравится».
Ком^ что Правится? Варианты такие: игра, познание ново- го н^вится^ учиться, нравится быть с другими, нравится быть ^'"sm Авторы назвали это личностной ценностностью, то есть важной сферой жизни, теми отношениями, в которых он выделяет и осознает свое Я.
157
Другими словами, в этом выборе важного для себя в окру- жающем мире человек находит не только предметы с их свой- ствами, но он находит через них и свое Я с его собственными свойствами.
Вот почему предметы, окружающие человека, начинают говорить о нем. Послушаем, как это бывает.
«Он никогда не носил пестрядевого халата, какой встрети- те вы на многих деревенских дьячках; но заходите к нему и в будни, он вас всегда примет в балахоне из тонкого сукна, цвету застуженного синего картофельного киселя, за которое платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин», - это Н. В. Гоголь из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
А это А.И.Куприн: «Большую часть избы занимала огром- ная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиоле- товыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки насушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивом видом», - строчки из «Олеси».
Предметы говорят о человеке, его качествах, а сам человек часто затрудняется сказать о причинах своего предпочтения, объясняя его тем, что к этому тянуло или тянет - это мое, а другое не мое; от этого замирает сердце, а то оставляет рав- нодушным, что-то понятно, почему можно любить (например, котиков), а о чьей-то любви (например, к змеям) можно ду- мать только с пониманием возможного сумасшествия такого человека. Как и любовь, избирательность отношения к пред- мету, к вещи, к делу является одной из великих тайн человека, да, пожалуй, и всего человечества.
Объяснения находятся самые разные, я могу назвать не- сколько психологических понятий, которые пробуют объяс- нить появление избирательности; кроме понятия ценностно- сти личности это могло бы быть понятие апперцепции, на- правленности личности, понятие проекции, понятие полевого поведения, а также понятие воли и ситуативности и многих других. Не останавливаясь на каждом из них подробно, скажу только, что они принадлежат разным авторам, которые пы- тались объяснить, почему в одной и той же ситуации люди видят разное, действуют и чувствуют по-разному... Не согла- шаясь друг с другом, опровергая и дополняя друг друга, пси- хологи едины в одном - этот факт есть, он обладает удиви- тельно устойчивыми свойствами в жизни человека, его можно изучать, а изучив, предвидеть поведение человека.
У человека есть это право - право видеть, слышать, чувст- вовать, думать по-своему, проявляя, таким образом, свою индивидуальность.
У каждого человека есть возможность и потерять свою индивидуальность, отказавшись, отрекшись от своего права
на нее.
С момента рождения ребенка этим его правом владеют ро- дители, которые уже прошли известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека - быть самим собой. Как они его пережили? Ответ на этот вопрос будет содержанием их отношений с ре- бенком, в которых они и будут его конкретизировать через свое воздействие на его внутренний мир.
Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка; психологи часто назы- вают подобные отношения симбиозом. Предельным выраже- нием его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Меня поразили в свое вре- мя факты, говорящие о том, что у ребенка, которого из-за его физических недостатков постоянно носят на руках, не разви- вается даже автономная терморегуляция. Даже эта, казалось бы, естественная функция организма потенциально содержит в себе требование независимости, предполагает право на ин- дивидуальность.
Взрослый человек, испытывающий воздействие другого человека или ситуации, тоже может отказаться от собствен- ной индивидуальности, строя поведение каждый раз в точном соответствии с требованиями кого-то или чего-то. Тогда его Я рассыпается на множество не соответствующих друг другу образований, Я становится поли-Я, теряется его целостность. В конечном итоге человек перестает узнавать сам себя, его поведение становится непредсказуемым для окружающих.
Человек может оказывать воздействие и сам на себя, раз- рушая собственную индивидуальность бесконечной критикой себя, обесцениванием, нарушением собственных перспектив через отказ от изменения и развития, через постоянное срав- нение себя с другими, через обесценивание собственной жиз- ни, через переоценку роли прошлого в настоящем, через... Способов разрушения собственного Я очень много, но всех их объединяет одно весьма существенное свойство - человек ограничивает способ понимания самого себя, что можно сравнить с попыткой понять устройство цветка с помощью какого-то одного прибора, неважно какого - ножа или мик-
158
159
роскопа, важно, что сложное тело цветка, зависящее от мно- жества факторов, начинает рассматриваться только под од- ним углом зрения. Бедность знания обеспечена, целостность становится труднодостижимой, о ней приходится говорить с большой долей вероятности.
Думается, что аналогичная картина выстраивается и в ситуациях, где человек прибегает к тому или иному способу разрушения собственной индивидуальности, в то время как построение и сохранение индивидуальности (как своей, так и другого) требуют особого напряжения, особой энергии по проявлению индивидуальности как для других, так и для себя самого.
О наличии этой работы говорит, по моему мнению, доста- точно красноречиво факт, отмечаемый многими исследовате- лями мифов. В мифах слова, обозначающие отношения чело- века, появились самыми последними, если ориентироваться на хронологию лексики мифов. Подробно об этом есть, например, в работах знаменитого исследователя мифов М.И.Стеблин- Каменского, у А.Ф.Лосева или у В-В. Виноградова, в работах по лексикологии и психолингвистике. ,,..
Для психолога важно, что эти слова позволяют обозначить психологическое пространство индивидуальности человека, их и называют средствами субъективной модальности. «Может быть, кажется, вероятно, приблизительно, видимо и тому по- добное» - это слова, которые говорят о наличии особой ре- альности - психической. Они не связаны с содержанием объ- ективного предмета, они, можно сказать, напрямую связаны с содержанием чувств, мыслей человека, характеризуют его цели и возможности, позволяют выделить переживание цело- стности своего Я.
Если метафора выражает субъективное через свойства предметов внешнего мира, то средства субъективной мо- дальности открывают и самому человеку, и воспринимаю- щим его людям возможность увидеть динамику внутреннего мира, движение в собственном психологическом простран- стве - путь от «может быть» к «да», путь от «вероятно» к «точно», от «кажется» до «очевидно». Причем это движение может быть в любом направлении - и от «очевидно» к «кажется», и от «да» к «может быть». Такое движение в соб- ственном отношении - один из самых общих способов воз- действия на собственную индивидуальность, ее проявление как для себя, так и для других.
Но если этого движения нет, если все предопределено или предопределяется кем-то, например, сильным, имеющим власть
160
над вами или над другим, то необходимость в субъективной модальности исчезает, она создает неопределенность, она ме- шает. Определенностью легче управлять! Так, индивидуаль- ность становится безликостью - однообразность уничтожает разнонаправленность, и постепенно пропадает возможность обладать динамичной индивидуальностью.
Вы скажете, что это теоретические домыслы. Увы, множест- во конкретных психологических исследований показывает, что к концу подросткового возраста практически все психические процессы человека становятся деиндивидуализированными, а это значит, что возможности создания собственной картины мира, собственной индивидуальности значительно умень- шаются, встает особая задача - формирования индивидуально- сти у старших подростков, у взрослых.
Надо сказать, что ее решение предполагает психотера- певтическую работу по возвращению человеку, которого обучают, вариабельности действия, отношению к этим ва- риациям, короче говоря, показывают, что шаблон, ограни- чение своих действий самим же человеком делают его не- продуктивным, а вариативность и отношение к его ценности рождают продуктивность. Я бы сказала шире - рождают инди- видуальность, позволяют ей существовать как динамичности внутреннего мира человека.
Индивидуальность человека, его единичность, его относи- тельная независимость от всех и вся и в то же время предель- ная зависимость от всего и всех осознаются нами далеко не всегда. Есть особые жизненные ситуации, когда такое осозна- ние как признание своей индивидуальной целостности стано- вится неизбежным - это ситуации морального выбора.
Основное отличие их в том, что моральный выбор откры- то ставит перед человеком проблему осознания им смысла жизни, своей в первую очередь. Это осознание требует от че- ловека конкретного решения, действия, диктует содержание переживания, но все конкретное опирается на идеальное - обобщенное представление о человеке, смысле жизни.
Нравственный выбор - это конкретизация обобщенного знания, переживания, действия... Это особое движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному. У чело- века нет полной свободы в данном движении, но нет и пол- ной независимости от других... Человек сам принимает или не принимает нравственные требования, сам осуществляет их или не следует им, повинуясь своему нравственному чув- ству, нравственному долженствованию, своему идеалу - идеа- лу культуры...
6 Г. С- Абрамова
Человеческое в человеке создается и задается его сущно- стными отношениями с другими, теми отношениями, выра- зить которые очень трудно, чтобы не сказать банальное общеизвестное, и очень трудно - отношениями человеколю- бия. О них говорили многие философы, психологи, поэты, скажу о них словами Баха-Уллы: «Будьте как пальцы одной руки, как части одного тела! Свет единства так могуществен, что он способен озарить всю землю. Святыня единства соз- дана: не считайте друг друга чужими. Вы плоды одного де- рева и листья одной ветки» (цитирую по книге «Философия любви» - прекрасный двухтомник, выпущенный в Москве в 1990 году).
Поэтическим языком в приведенной цитате выражено, ка- жется, главное - все вместе и каждый на своем месте. Но свое место - оно только для тебя, ты в жизни не лишний, ты не занимаешь чье-то место. Твое остается твоим, но ты часть целого, остаешься в себе и для себя этим целым. Полагаю, что это похоже, хотя бы весьма приблизительно, на переживания, которые возникают в ситуации морального выбора, того вы- бора, когда человек встречается одновременно и со своей человеческой сущностью, и со своей индивидуальностью.
Date: 2015-05-04; view: 489; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|