Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сакральный строй древнего Рима
Изначально гос.власть в Риме испытывала на себе громадное влияние религии, что выражалось в институтах сильной жреческой власти. Само господство Рима над остальными народами римляне рассматривали как плату богов за усердие римлян в религии. Жреческая должность была пожизненной и нередко совмещалась с гражданской магистратурой. Предание приписывает установление первых жреческих коллегий еще Ромулу. При достаточно большом видовом разнообразии жрецов для истории права важны только три коллегии: 1) понтификов (pontifices); 2) авгуров (augures); 3) фециалов (feciales). Выбывших в связи со смертью жрецов коллегия дополняла довыбором (cooptatio) из достойных кандидатов, за назначением следовало введение (inauguratio) в должность. В 104 г. до Р.Х. народ получил право избирать нового члена первых трех важнейших коллегий, образуя для этого специальные comita tributa sacerdotum; после избрания применялись кооптация и инаугурация. Важность этих коллегий для права заключается в том, что изначально римское право существовало в двух своих формах: fas и ius. Жрецы являлись хранителями и толкователями этого права. Каждой коллегии была поручена своя отрасль права. Так, считается, что авгуры разрабатывали вопросы публичного права, одним из главных средств для этого служили так наз. "ауспиции"; понтифики - гражданского, процессуального и божественного права; фециалы - военного и международного права. Свои наработки они помещали в специальные книги, существование которых подтверждается только у понтификов (libri pontificum), но были они и у фециалов и авгуров. Поскольку жрецы были хранителями права, то они были и его толкователями, в этом они конкурировали с царем. Поэтому известны следующие виды жреческой работы: составление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi; собирание ритуальных предписаний; имена всех божеств с формулой призыва в помощь кого-либо из них; собирание записанных юридических советов, которые жрецы давали по какому-нибудь поводу (commentarii). Без участия авгуров не могло произойти ни одно существенное событие в жизни римлян как частного, так и публичного свойства. В силу религиозных предписаний и своего менталитета римлянину полагалось сначала спросить богов, узнать, что они думают по поводу задуманного им действия, и, только узнав волю бога, предпринять действие. Формой такого узнавания воли бога была ауспиция. Фециалы как представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин должны были уметь отводить от Рима и его граждан беду и несчастья, которые чужое божество могло наслать на них. Сами римляне в этом отношении представляли из себя уникальный пример религиозного беспристрастия, чужие боги для них были так же реальны, как собственные, с теми и другими они предпочитали вступать в контакт методом частно-правовой сделки. Фециалы выступали послами, объявляли войну - фециал бросал копье в землю противника, и с этого момента война считалась объявленной. 43. Lex древнего Рима: его структура и виды. Lex - разновидность ius humanum. Самая древняя форма - lex regia – совместные постановления царя и народного собрания. Одновременно существовали leges datae - постановления, вынесенные царем единолично. По сути они = нормативным распоряжениям, которые позже издавались магистратом. В царский период был еще один источник права: lex curiata de imperio - решение нар. собрания об избрании царя. Дальнейшее развитие этого источника права шло по пути его формализации. Веха на этом пути - издание законов XII таблиц. Хотя содержание законов нам не известно, известна их систематика: Таблицы с I по III - общее процессуальное право квиритов, таблицы с IV по VIII - гражданское право с вкраплением уголовных постановлений, таблица IX - уголовное право, таблица X - сакральное право (погребение умерших), таблицы XI и XII - публичное право древнего Рима. На этом развитие римского права посредством lex не остановилось: lex Cornelia - запретил преторам отступать от ранее принятых ими решений; lex Gabinia, lex Papiria - вводили письменную форму голосования в комициях; lex Canuleia, даровавший ius conubium плебеям с патрициями; lex Hortensia - вводил институт плебисцита, собрание всего народа по трибам с целью принятия закона; leges Valeriae Horatiae - учредившие трибутные комиции; lex Petelia - отменил продажу в рабство за долги; lex Silia, lex Calpurnia - ввели новый вид иска legis actio per conditionem - о возврате определенной денежной суммы или вещи, и т.п.. Виды законов, изданных после создания XII таблиц: - leges perfectae - абсолютные законы, которые объявляли ничтожными любые действия, противоречащие им, запрещение, как правило, снабжалось строгой санкцией; - leges minus quam perfectae - действия, противоречащие данному закону, не объявлялись ничтожными, но влекли за собой крупный штраф или другие неблагоприятные последствия; - leges imperfectae - запрещалдействие, но не содержал санкцию за его совершение. Все эти законы - lex rogata, т.е. утверждены народным собранием. Их отличали от senatusconsulta, которые в период республики имели силу инструкции для магистратов, но в период принципата приобрели силу закона (lex). Структура закона: 1. prescriptio (index) - имя, должность магистрата, внесшего законопроект, место, время голосования, название трибы, голосовавшей первой, если голосование шло путем плебисцита. 2. rogatio - материальное содержание самого закона. 3. sanctio legis - указание последствий, которые грозят нарушителю закона. Сам законодательный процесс также был разделен на несколько стадий. Правом законодательной инициативы обладали только магистраты, имевшие право обращения к народу. 1 стадия - promulgatio, длилась 24 дня - с текстом законопроекта, выставленного в людном месте, мог ознакомиться любой гражданин. 2 стадия rogatio legis - утверждение закона в собрании или куриатных комициях. Обсуждать уже было нельзя, только голосовать - "да"/"нет" за законопроект целиком. Последняя стадия – выставление закона, вырезанного на камне, дереве или меди, в людном месте. Затем его сдавали на хранение в гос.казну. Date: 2015-06-08; view: 998; Нарушение авторских прав |