Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сакральный строй древнего Рима





Изначально гос.власть в Риме испытывала на себе громадное влияние религии, что выражалось в институтах сильной жреческой власти. Само господство Рима над остальными народами римляне рассматривали как плату богов за усердие римлян в религии. Жреческая должность была пожизненной и нередко совмещалась с гражданской магистрату­рой. Предание приписывает установление первых жреческих коллегий еще Ромулу.

При достаточно большом видовом разнообразии жрецов для истории права важны только три коллегии: 1) понтификов (pontifices); 2) авгуров (augures); 3) фециалов (feciales).

Выбыв­ших в связи со смертью жрецов коллегия дополняла довыбором (cooptatio) из достойных кандидатов, за назначением следовало введение (inauguratio) в должность. В 104 г. до Р.Х. народ получил право избирать нового члена первых трех важнейших коллегий, образуя для этого специальные comita tributa sacerdotum; после избрания применялись кооптация и инаугу­рация. Важность этих коллегий для права заключается в том, что изначально римское право существовало в двух своих формах: fas и ius. Жрецы являлись хранителями и толкователями этого права. Каждой коллегии была поручена своя отрасль права.

Так, считается, что авгуры разрабатывали вопросы публич­ного права, одним из главных средств для этого служили так наз. "ауспиции"; понтифики - гражданского, процессуального и боже­ственного права; фециалы - военного и международного права. Свои наработки они помещали в специальные книги, существование которых подтверждается только у понтификов (libri pontificum), но были они и у фециалов и авгуров.

Поскольку жрецы были хранителями права, то они были и его толкователями, в этом они конкурировали с ца­рем. Поэтому известны следующие виды жреческой работы: со­ставление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi; собирание ритуальных предписаний; имена всех божеств с формулой призыва в помощь ко­го-либо из них; собирание записанных юридиче­ских советов, которые жрецы давали по какому-нибудь поводу (commentarii).

Без участия авгуров не могло произойти ни одно существен­ное событие в жизни римлян как частного, так и публичного свойства. В силу религиозных предписаний и своего менталитета римлянину полагалось сначала спросить богов, узнать, что они думают по поводу задуманного им действия, и, только узнав во­лю бога, предпринять действие. Формой такого узнавания воли бога была ауспиция.

Фециалы как представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин должны были уметь отводить от Рима и его граждан беду и несчастья, которые чужое божество могло наслать на них. Сами римляне в этом отношении представляли из себя уникальный пример религиозного беспри­страстия, чужие боги для них были так же реальны, как собст­венные, с теми и другими они предпочитали вступать в контакт методом частно-правовой сделки. Фе­циалы выступали послами, объявляли войну - фециал бросал ко­пье в землю противника, и с этого момента война считалась объявленной.

43. Lex древнего Рима: его структура и виды.

Lex - разновидность ius humanum. Самая древняя форма - lex regiaсовместные постановления царя и народного собрания. Одновременно существовали leges datae - постановления, вынесенные царем единолично. По сути они = нормативным распоряжениям, которые позже издавались магистратом. В царский период был еще один источник права: lex curiata de imperio - решение нар. собрания об избрании царя.

Дальнейшее развитие этого источника права шло по пути его формализации. Веха на этом пути - издание законов XII таблиц.

Хотя содержание законов нам не известно, известна их систематика:

Таблицы с I по III - общее процессуальное право квиритов,

таб­лицы с IV по VIII - гражданское право с вкраплением уголовных постановлений,

таблица IX - уголовное право,

таблица X - са­кральное право (погребение умерших),

таблицы XI и XII - пуб­личное право древнего Рима.

На этом развитие рим­ского права посредством lex не остановилось: lex Cornelia - запретил пре­торам отступать от ранее принятых ими решений; lex Gabinia, lex Papiria - вводили письменную форму голосования в комициях; lex Canuleia, даровавший ius conubium плебеям с патрициями; lex Hortensia - вводил институт плебисцита, собрание всего народа по трибам с целью принятия закона; leges Valeriae Horatiae - уч­редившие трибутные комиции; lex Petelia - отменил продажу в рабство за долги; lex Silia, lex Calpurnia - ввели новый вид иска legis actio per conditionem - о возврате определенной денежной суммы или вещи, и т.п..


Виды законов, издан­ных после создания XII таблиц:

- leges perfectae - абсолютные законы, которые объявляли ничтожными любые действия, противоречащие им, запрещение, как правило, снабжалось строгой санкцией;

- leges minus quam perfectae - действия, противоречащие данному закону, не объявлялись ничтожными, но влекли за собой крупный штраф или другие неблагоприятные последствия;

- leges imperfectae - запрещалдейст­вие, но не содержал санкцию за его совершение.

Все эти законы - lex rogata, т.е. ут­верждены народным собранием. Их отличали от senatusconsulta, которые в период республики имели силу инструкции для магистратов, но в период принципата приобрели силу закона (lex).

Структура закона:

1. prescriptio (index) - имя, должность магистрата, внесшего законопроект, место, время голосования, название трибы, голосовавшей пер­вой, если голосование шло путем плебисцита.

2. rogatio - материальное содержание самого закона.

3. sanctio legis - указание последствий, которые грозят нарушителю закона.

Сам законодательный процесс также был разделен на не­сколько стадий. Правом законодательной инициативы обладали только магистраты, имевшие право обра­щения к народу. 1 стадия - promulgatio, длилась 24 дня - с текстом законопроекта, выставленного в людном месте, мог ознако­миться любой гражданин. 2 стадия rogatio legis - утверждение закона в собрании или куриатных комициях. Обсуждать уже было нельзя, только голосовать - "да"/"нет" за законопроект целиком. Последняя стадия – выставление закона, вырезанного на камне, дереве или меди, в людном месте. Затем его сдавали на хранение в гос.казну.







Date: 2015-06-08; view: 998; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию