Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наследственное право
К наследованию имущества допускались все сыновья в равных долях без различия их старшинства. Раздел наследства - жребием. Завещание - известно, но запрещалось по нему устранять кого-либо от наследства. Исключение - передача наследства по завещанию боковым родственников, если у наследодателя не было прямых наследников. При отсутствии наследников мужского пола наследником считался будущий внук, до появления и совершеннолетия которого дочь только хранила имущество и управляла им. Мужа ей искал опекун (ближайший агнат) или архонт. Если она замужем, но в бездетном браке, ее агнат имел право потребовать ее развода и жениться на ней, предварительно разведясь с собственной женой. Если она была бесприданницей и сиротой, приданое ей давал архонт за свой счет при условии, что замуж он ее выдает не за ее агнатов. При отсутствии вообще нисходящих родственников и усыновленного архонт призывал к наследству боковых родственников: 1-ая очередь - братья умершего и их нисходящие; 2-я - сестры и их нисходящие; 3-я - все другие агнаты отца; 4-я очередь - когнаты и их нисходящие. Наследования восходящими (пережившими родителями) – не было. Споры о наследстве разбирал архонт - для граждан и полемарх - для метэков. Иск о праве на наследство подавался архонту в письменном виде. Он передавал его для оглашения в Экклесию, чтобы вызвать возможных претендентов. Если никто не предъявлял прав, архонт передавал наследство истцу. Во остальных случаях архонт учреждал суд исагогов, которые под его председательством рассматривали дело и выносили решение. Срок исковой давности по делам о наследстве - 5 лет. В течение этого срока любое лицо могло потребовать пересмотра дела. 41. Дуализм древнеримского права: fas и ius. Источники РП: mores majorum, fas, ius, lex, эдикты магистратов, деятельность юристов. FAS В древнее время обычаи (нравы) предков еще не были отделены от религиозных воззрений римлян. Поэтому изначально наряду с mores majorum, римское право существовало в двух своих формах: fas и ius. Существует общее определение: "Божественное право касается богопочитания, человеческое право относится к людям". К области fas относились нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные отношения, уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, т.е. уголовное преступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих. Некоторые виды обязательственных отношений, вещное право (установление межи) все это находилось под властью богов и fas. Основная форма fas – ауспиции (необходимо отличать от expiatio - очистительной жертвы и sacrum - общей жертвы). Ауспиция - особый вид гадания при совершении жертвоприношения, чтобы узнать волю богов. Квирит не совершал ни одного действия, не узнав перед этим мнения своих богов. Исключительное право толкования ауспиций – у авгуров, которые вследствие этого могли оказать громадное влияние на жизнь всего Рима. Следующей формой fas можно назвать присутственные и неприсутственные дни, когда можно было совершать действия, а когда нельзя. За календарем следили понтифики и через свое право регулировать календарь оказывали влияние на развитие божественного права. Непочитание богов влекло за собой высшее уголовное наказание sacer esto - объявление человека лишенным защиты богов, таким образом преступник становился вне закона. С течением времени fas превратился в строгое ius divinum. Римляне различают fas - как право божественного установления, нарушитель которого навлекает на себя гнев божий, и ius - право светского происхождения, за которое карает светская власть. IUS (общечеловеческое состояние, нет сакральности) Ius humanum (ius), в отличие от fas, в царский период не был столь сильно развит, как, например, в эпоху республики. Например, Законы XII таблиц - результат законодательства республики, а от периода царей до нас дошли только весьма смутные слухи о ius Papirianum - сборнике законов, записанных понтификом Папирием во время царя Тарквиния Гордого, но происходящих, якобы, от еще времен более древних. Наиболее часто встречающейся формой ius в это время был usus - обычай и обычное право. Нам usus известен в двух формах: (1) decreta gentilica - обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta (принимались на общих собраниях рода) и (2) commentarii (libri) regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magi stratum - записи норм обычного права, различающиеся по той инстанции, которая производила запись. === Гос. учреждения Рима, освящены богами и не могут быть изменены без их согласия, религиозные церемонии занимают первое место в международных сношениях. Многие деликты носят сакральный характер. Важнейшие акты гражданского права совершались при участии жрецов и становились под охрану религии. Близость права и религии в Древнем Риме видна и в том, что первоначальная разработка права и религиозных культов находилась в руках одних и тех же лиц. Коллегия, заведующая религиозным культом - pontifices, являлась также толкователем права. Понтифики - первые римские юристы. Date: 2015-06-08; view: 737; Нарушение авторских прав |