Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древнекитайская правовая идеология как правотворческий фактор
Конфуций. Проблема – как учредить совершенное правление. Главное – это совершенство человека: прежде всего правителя, а затем подданных. Вопрос существовал давно, но Конфуций ставит его не в теоретическом, а в практическом плане. Главным становится учение о ритуале, как конкретном пути исправления существующего неустройства. Суть конфуцианства: вечно только «небо», задача человека – достичь это «небо», для этого надо возвратится в прошлое, а для этого надо подражать деяниям предков через ритуал – комплекс различных норм, которые регламентировали все стороны жизни. Ритуал [18] (церемонии) - единственное нормальное средство правления, «высшая точка управления и различения людей, основа силы и крепости государства, путь, на котором власть достигает авторитета, сосредоточие заслуг и славы». Ритуал нужно начинать с дачи правильных имен, названий вещам, соответствующих обстоятельствам и условиям сути называемого. Речь – не только акт познания, но и акт управления, которым можно привести государство у процветанию или уничтожению, акт творения общества. Другая составляющая ритуала – почтительность. Она важна для действий. Почитание себя, родителей, боязнь старших (по возрасту и должности). Человек осознает собственную вину, т.к. его жизнь нарушает гармонию Неба. Вина требует самосовершенствования – она побудительный мотив к ритуалу – к Пути исправлений (дао). Отказ – усугубляет вину, уводит от спасения. Увеличение зла может уничтожить мир, поэтому необходимо отыскание доброго. Внутренняя нормативность ритуала, передается внешнему, на которое он направлен. Элементы Дао: справедливость и долг, переходящий в судьбу, равную по сущности небесной природе, которая есть возвышение справедливости в мире, стыд и совесть. Конечный элемент – милосердие или гуманизм, которое применительно к нарушению нормы посредством исправления, восстанавливает порядок. Хотя в учении Конфуция были противоречия, его учение породило современную науку администрации, стало ее практическим стержнем. Мэн-Цзы – практическое воплощение учения в гос. жизнь. Царь – обладает совершенными качествами, он воплощение Неба. Окончательно сформулировал концепцию изначального разделения населения на благородных (тех, кто правит) и подлых (кем правят, не способны к нравственному совершенству посредством ритуала для следования по Пути). 2 составляющие управления: налоговая система и забота об устройстве быта крестьян (главной производительной силы страны). Для усовершенствования налоговой системы предлагалось регулирование государством системы землепользования, установления десятины со всех видов доходов. Совершенствование оплаты труда чиновников. В противовес конфуцианству возникает Легизм (основатель – Шан Ян,4 в. до н.э.). Восстановление небесной гармонии в государстве не через дао и ли, а только через фа. верховный правитель должен издавать законы, чтобы исправить существующую действительность. Долг сановника – проводить в жизнь законы и заботиться о том, чтобы всем были ясны достоинства правителя. Критика традиционных учений. Эпоха децентрализации сменилась эпохой кратковременной централизации страны. Изменились коренным образом обстоятельства, которым не соответствовал уже конфуцианский порядок. Отсюда критика дао и ли и более четкое определение фа – объективного закона. Основой хорошего (должного) управления в таком государстве являются: мудрый правитель, выдвижение талантливых людей, система поощрений и наказаний. Для этого необходимы ясные (= совершенные) законы. Легистам принадлежит выработка полной концепции закона. Они довели понятие объективного закона до логического совершенства. Закон, по их определениям, есть единое мерило, выражение любви к народу, то, чего сообща придерживаются правитель и сановники (понятие равенства всех перед законом). Закон – это осуществленный порядок Неба. Совершенный закон требует совершенного исполнения. Если во всем руководствоваться законом – в стране будет порядок. Закон – цель государственного существования. Принцип нерушимости законов, наказание за их фальсификацию. Закон должен быть доведен до сведения тех, кого он касается. На первом плане – формализм, который направляет человека лишь внешне. Что творится у человека в душе – не важно. Совершенный правитель не ценит справедливость, но ценит законы. Задачи: улучшение земледелия, торговли и управления. Введена частная собственность на землю, что нанесло существенный удар по общине, которая вскоре превратилась в обыкновенный орган местного самоуправления. Для упорядочения гос. управления – укрепление чиновного корпуса, появляется понятие должностной дисциплины. Во все области управления вводятся начала централизации. Государство легистов = Welfare State. Учение легистов помогло возвыситься Княжеству Цинь. Эпоха Цинь – сверхцентрализованная держава, монарх ни чем не ограничен, Китай достиг тех своих границ, которые существуют и сейчас. Но, после введения свободного оборота земли узкой группе людей удалось скупить большую часть земель à в Китае - гуманитарная катастрофа, в гражданской войне погибло до 80 % населения. После этого школа легизма теряет своё значение. Государство вновь обращается к конфуцианству и устанавливает предел кол-ва земли в одних руках. 28. Полис Древней Греции: общая характеристика
В процессе синойкизма (оседлости в городе, как политическом центре; слиянии фратрий и фил в укрепленных поселениях-акрополисах) в Греции начинают зарождаться города-государства - полисы. Более совершенного гос. порядка, чем города, греки создать не могли. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИСА: Власть. В результате синойкизма власть базилевса распространялась на народ не непосредственно, а через глав родовых союзов и поэтому царская власть ослабла, а власть родовой знати усилилась. В результате перехода от царской власти к аристократической в рамках синойкизма в жизни полиса появляется politeia "образ правления" (гос.устройство). После того, как царя лишили сакрального ореола, власть в полисе воспринимается как власть людей, нечто присущее им и подчиненное тем же законам, что и люди. Если люди могут устанавливать законы, значит, могут устанавливать и власть. Главная форма проявления власти - понятие гос. должности, подразделяемые по отраслям управления (военные, финансовые, судебные магистратуры и т.п.). Главный носитель власти - народ, поэтому главная цель населения полиса – добиться исономии[19] на участие в народном собрании. Когда исономия стала равной для всех, аристократия стала демократией. Граждане (не вообще население). Гражданин полиса – "политическое существо", чья высшая цель – быть членом полиса. Полис и его население – нераздельны, слиты. Цели существования человека совпадают с целями существования полиса. Над полисом витал общий культ слова, являвшееся главным средством общения. Община полиса была крепко спаянным коллективом, где все друг друга знали в лицо. Юр-ки все неграждане (иностранцы, рабы) не могут быть рассмотрены применительно к полису, однако гос. рабы (не > 2 тыс. чел.) могут считаться элементом полиса. Территория (небольшая). Акрополис – центр общины, затем город и пригород. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА: Собрание народа (Экклесия) длилось весь день, но созывалось 40 раз в год. 125 праздничных дней – нельзя работать. Можно было работать 200 дней в году. Участники народного собрания в основном жили своим трудом. Зарплату за отправление магистратских должностей (до Перикла) не получали. Существовала соц. помощь неимущим гражданам. Государство распределяло доходы от гос. собственности среди всех граждан. Женщины в народное собрание не допускались. Экономическая организация полиса держалась на земельном фонде и гос.литургии. Темен (= ager publicus) – общественный земельный фонд., владеть которым могли только граждане, которые сдавали его в аренду метэкам (иностранцам). С этих доходов производилось покрытие расходов других общественных объединений греков: фил и фратрий, устраивались религиозные празднества, т.к. формально темены принадлежали филам/фратриям или посвящались святилищу. Литургия – важное значение, т.к. прямого налога с имущества практически не было (только с богатых). Распределялись жребием только сред самых богатых жителей. Литургия – служение государству своим имуществом, напоминала по сути налоговые отношения, но по форме – добровольные пожертвования граждан на гос.нужды. Виды литургий: (1) обязанность за свой счет организовать театральное представление, (2) обязанность за свой счет оснастить военный корабль и в течение года содержать его команду, (3) устройство спортивных состязаний. Помимо литургий граждане платили с имущества военный налог. Каждый, кому досталась обязанность нести литургию, мог призвать любого гражданина сделать это за него, поменявшись имуществом. Экономическая организация полиса, т.о. представляла собой цель гос.регулирования. Через систему литургий, распределения гос.доходов и гос.земельного фонда граждане добивались уравнивания в материальном положении. Полис регулярно замораживал %, кассировал долги, выкупал сограждан из рабства. Государство снабжало "вперед деньгами на сельские работы" бедных. Поэтому Полис был не только общий дом, но и средство изменения условий своей жизни.
Date: 2015-06-08; view: 846; Нарушение авторских прав |