Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эффекты научения, зависящие от эмоционального состояния
Третьим видом воздействия настроения на память является его влияние на научение: любой материал, независимо от его эмоциональной окраски, усвоенный, когда человек находился в определенном настроении, вспоминается лучше, когда человек приходит в то же эмоциональное состояние.
предлагали испытуемым заучивать два набора слов; один заучивался, когда они были в хорошем настроении, а другой — в плохом. Когда испытуемые, заучивавшие два набора, находясь в разных аффективных состояниях, пытались вспомнить слова, пребывая не в том настроении, они испытывали интерфе- ренцию, и средний уровень правильного воспроизведения состав- лял менее 50%. Когда же испытуемые вспоминали слова, нахо- дясь в соответствующем настроении, средний уровень правильно- го воспроизведения составлял более 70 %. В контрольной группе, где испытуемые заучивали и вспоминали оба набора слов, нахо- дясь в одном и том же настроении, средний уровень правильного воспроизведения находился между 50 и 60 %. Bower и Cohen предположили, что настроение индивида во время заучивания ассоциируется с заучиваемым материалом, и что такие ассоциа- ции способствуют воспроизведению выученного материала, ког- да эмоциональное состояние в момент вспоминания соответствует настроению во время кодирования.
когда стимулы лишены смысла, ситуационные факторы, такие как эмоциональ- ное состояние в момент научения, могут в большей степени ас- социироваться с заучиваемым материалом. При извлечении из памяти этот материал, имеющий мало смысловых ассоциаций, оказывается более чувствителен к эмоциональному состоянию в момент вспоминания.
Асимметричные эффекты хорошего и плохого настроения
Хотя было показано, что позитивные эмоциональные состоя- ния оказывают значимое воздействие на вспоминание, негатив- ный аффект, как оказалось, не влияет вовсе или влияет гораздо меньше на извлечение из памяти негативного материала. Асим- метричность в воздействиях хорошего и плохого настроения была выявлена для эффектов извлечения из памяти, эффектов кодиро- вания и эффектов научения, зависящих от эмоционального состояния. Isen (1984) предположил, что позитивные эмоции сильно взаимосвязаны с другими воспоминаниями), в то время как негативный аффект более узко и в меньшей мере связан с другим материалом, и такие специфические негативные эмоции, как гнев и печаль, в памяти могут быть организованы в отдельные блоки. Одним из побочных эффектов предполагаемой широты взаимосвязей, которой обладают пози- тивные воспоминания, являются большая креативность и когни- тивная гибкость, обнаруживаемые людьми, находящимися в хо- рошем настроении.
Механизмы поддержания и улучшения настроения также рас- сматривались в качестве объяснений для асимметричных эффек-
тов хорошего и плохого настроения. Isen (1984) предполагает, что испытуемые, будучи в хорошем настроении, стремятся сохранить свое позитивное аффективное состояние и сосредоточиваются на позитивных аспектах стимулов (поддержание настроения), в то время как испытуемые, находящиеся в плохом настроении, пы- таются его улучшить, не концентрируясь на негативных воспоми- наниях (улучшение настроения). Isen (1989) отмечает, что в неко- торых исследованиях, обнаруживших одинаковые эффекты хоро- шего и плохого настроения (Bower и др., 1978, 1981), Как бы то ни было, механизм улучшения настроения не снимает всех проблем. Если испытуемые, испытывающие печаль, прибегают к улучшению настроения, почему нет данных о луч- шем вспоминании материала, не соответствующего настроению? В конце концов, эффективный способ повысить настроение — отдаться приятным мыслям и воспоминаниям. Однако результаты исследований показывают, что плохое настроение препятствует извлечению положительных воспоминаний.
Настроение, категоризация и креативность
Исследования показали, что люди, находящиеся в хорошем настроении, по сравнению с теми, у кого настроение нейтраль- ное или плохое, склонны лучше интегрировать информацию, на- ходить связи между стимулами и креативные решения проблемы (Isen и Daubman, 1984; Isen и др., 1985, 1987; Murray и др., 1990; Isen и др., 1992). Например, испытуемые, будучи в позитивном состоянии, были способны сгруппировать вместе более широкий набор нейтральных стимулов (Isen и Daubman, 1984). Они также скорее оценивали слова «трость», «кольцо» и «кошелек» как соот- ветствующие категории «одежда», чем испытуемые, чье настрое- ние было нейтральным. Murray и др. (1990) выявили, что испыту- емые, пребывающие в хорошем настроении, по сравнению с ис- пытуемыми, находящимися в других аффективных состояниях, формировали более широкие категории, когда ориентировались на сходства между образцами, и более узкие, когда ориентирова- лись на различия. В итоге авторы предположили, что хорошее на- строение повышает не широту обобщения, а когнитивную гиб- кость. Isen и др. (1985) показали, что испытуемые, чье настроение
было хорошим, проявляли тенденцию давать более необычные ответы на нейтральные слова в тестах на ассоциации. Например, в Ответ на слово «дом» испытуемые, пребывающие в хорошем на- строении, чаще, чем те, кто находился в нейтральном состоя- нии, в качестве первой ассоциации давали слова «безопасность», «1МСГО жительства», «квартира», что говорит о возможном влия- нии позитивного эмоционального состояния на когнитивную орга- низацию, которое приводит к более гибкой интерпретации взаи- 1 мосвязей между стимулами. Такая когнитивная гибкость также свя- ] зана с повышением креативности. Isen и др. (1987) выяснили, что испытуемые, будучи в хорошем настроении, лучше выполняли задания, требующие творческих решений, чем те, кто находился в нейтральном или плохом настроении. Авторы предположили, что довольные испытуемые лучше разрешали творческие проблемы, поскольку такие задания требуют умения видеть связи там, где на первый взгляд их нет, а как было показано выше, позитивные эмоции способствуют более гибкой когнитивной организации.
Влияние настроения на оценки
Одним из наиболее известных и ярко выраженных эффектов настроения является его влияние на оценки. Индивиды, находя- щиеся в хорошем настроении, оценивают стимулы более поло- жительно, чем пребывающие в нейтральном или плохом настро- ении; эти стимулы могут быть другими людьми (Clore и Byrne, 1974; Forgas и Bower, 1987), потребительскими товарами (Isen и др., 1978; Srull, 1983), качеством жизни (Schwarz и Clore, 1983) или событиями прошлого (Clark и Teasdale, 1982). Надежность вли- яния настроения на оценки, возможно, лучше всего иллюстриру- ется тем фактом, что оценки приятности нейтральных или не- однозначных стимулов используются как критерии при манипу- лировании настроением (Isen и др., 1985, 1987). Isen и др. (1978) показали, что испытуемые, у которых было вызвано хорошее на- строение, более высоко оценивали собственные автомобили и телевизоры, чем испытуемые, настроение которых было нейтраль- ным. В случае оценок, основанных на воспоминаниях, если извле- каемая информация модифицирована под влиянием настроения, то оценки также оказываются модифицированы. Текущая обра- ботка оценок может быть также подвержена влиянию настрое- ния, поскольку из памяти извлекается информация, соответству- ющая настроению (Clore и др., 1994).
Альтернативное объяснение, основанное на модели «чувства как информация» (см. Schwarz, 1990; Schwarz и Clore, 1983; Schwarz и Bless, 1991), заключается в том, что испытуемые могут считать свои настроения аффективными реакциями на оцениваемый
объект, и потому строить свои оценки, исходя из собственного аффективного состояния. Например, будучи в хорошем настрое- нии, человек, которого просят оценить картину, может задать себе вопрос «Как я себя чувствую?», и решить, что его хорошее настро- ение является реакцией на картину, а тем самым прийти к заклю- чению, что картина ему нравится. Гипотеза «чувства как информа- ция» подразумевает, что когда субъект относит свое настроение на счет чего-то, не являющегося объектом оценки, влияние настрое- ния на оценку должно исчезнуть. Schwarz и Clore (1983) нашли свидетельства в поддержку этой гипотезы, показав, что хотя в сол- нечные дни люди, к которым обращались с соответствующим воп- росом, выказывали большее довольство жизнью, чем в пасмурные дни, это различие исчезало, когда интервьюер, как бы между про- чим, упоминал погоду. Предположительно при упоминании пого- ды люди начинали связывать свое настроение именно с ней, и поэтому настроение теряло какое-либо диагностическое значение для оценки удовлетворенности своей жизнью. Другими словами, люди могут использовать свое настроение как основу для форми- рования оценки объекта, только если диагностическая ценность настроения не сбрасывается со счетов. Clore и др. (1994) сравнили два объяснения того, как настроение влияет на оценку, и предпо- ложили, что индивиды могут использовать чувства в качестве ин- формации, когда задача оценки является по природе эмоциональ- ной, когда недостаточно другой информации, когда информация является сложной или когда есть ограничения во времени.
Хотя воздействие настроения на оценки многократно подтвер- ждалось, в некоторых значительных исследованиях было показа- но, что настроение не влияет на оценки, когда оцениваемый объект хорошо знаком и сохранились в памяти его прошлые оценки (см., напр., Srull, 1983, 1984; Salovey и Birnbaum, 1989). Srull (1984: эксперимент 3) выяснил, что оценки автомобилей, сделанные новичками, а не экспертами, были подвержены влиянию настро- ения. Новички по определению не знакомы с данной категорией продукта и более склонны вырабатывать оценки в режиме реаль- ного времени, а такие оценки более чувствительны к настроени- ям. Эксперты, с другой стороны, располагают предыдущими оцен- ками, хранящимися в памяти, и поэтому не склонны делать оценки на основе текущей ситуации, с меньшей вероятностью оказыва- ясь под влиянием настроения. Аналогичные данные получили Salovey и Birnbaum (1989: эксперимент 3) и Schwarz и др. (1987).
Влияние настроения на обработку информации
Было высказано предположение, что стратегия поддержания настроения, используемая людьми, когда они находятся в хоро-
шем расположении духа, также побуждает их избегать когнитив- ных усилий, требуемых для выполнения заданий, если только это не сулит им сохранения или усиления хорошего настроения (см., напр., Isen, 1987; Wegener и др., 1995). Следовательно, будучи в позитивном аффективном состоянии, люди могут не иметь моти- вации к систематической обработке информации и вместо этого прибегать к ее эвристической переработке. Позитивный аффект обычно сигнализирует о благоприятных окружающих условиях, не требующих каких-либо действий. С другой стороны, негатив- ные аффективные состояния функционируют как сигналы о том, что окружающая среда создает проблемы, и могут побуждать лю- дей к систематической обработке информации, что, как прави- ло, лучше подходит для управления угрожающей ситуацией (Schwarz и Clore, 1983; Schwarz, 1990). В разных исследованиях были получены данные, подтверждающие использование эври- стической стратегии обработки информации людьми, находящи- мися в хорошем настроении, и систематической — при плохом настроении (см., напр., Mackie и Worth, 1989; Bless и др., 1990, 1996). Bless и др. (1990) предлагали испытуемым, у которых было хорошее или плохое настроение, сильные или слабые аргументы, противоречащие их установкам. На грустных испытуемых оказы- вали воздействие только сильные аргументы, в то время как на довольных испытуемых в равной мере влияли и сильные, и сла- бые аргументы. Этот эффект неоднократно воспроизводился и интерпретируется как свидетельство того, что у людей, находя- щихся в позитивном аффективном состоянии, понижена способ- ность к систематической обработке информации. Чтобы объяснить влияние настроения на стратегию обработки информации, ис- пользуются те же две основные гипотезы, что и для асимметрич- ного воздействия настроения на память, а именно ярко выражен- ная взаимосвязанность положительных воспоминаний и механизм поддержания настроения.
При обсуждении асимметричности воздействия позитивного и негативного аффекта на память мы кратко упомянули о предпо- ложении Isen (1984), согласно которому позитивные представле- ния более тесно взаимосвязаны в памяти, чем негативные. Isen (1987) и Mackie и Worth (1989) считают, что, поскольку пози- тивные воспоминания в значительной степени взаимосвязаны, хорошее настроение будет вызывать и активировать некоторые относящиеся и многочисленные не относящиеся к делу положи- тельные воспоминания, тем самым приводя к ограничению ког- нитивной емкости. Когда индивид не обладает когнитивными ре- сурсами для систематической обработки информации, он прибе- гает к менее затратной эвристической обработке.
Второе объяснение воздействию настроения на когнитивную переработку основывается на идее поддержания настроения. Пред-
полагается, что люди, находящиеся в позитивном аффективном состоянии, стремятся поддерживать такое настроение и избегают когнитивной активности, которая могла бы нарушить их хорошее настроение (Isen, 1987). Таким образом, будучи в хорошем на- строении, испытуемые едва ли прибегнут к систематической об- работке информации (см. также Bonner и др., 1992).
Еще одно объяснение снижения способности к обработке ин- формации под влиянием хорошего настроения, также основан- ное на мотивации, предлагают Schwarz и его коллеги (см., напр., Schwarz и Clore, 1983), используя свою гипотезу «чувства как информация». Негативное аффективное состояние информирует человека о возможной проблеме, что может запустить системати- ческую стратегию обработки информации, более подходящую для решения проблемы. Хорошее настроение, с другой стороны, сиг- нализирует индивиду о том, что окружающие условия благопри- ятны, и у него не возникает мотивации к затратной переработке информации. Четвертая гипотеза состоит в том, что не желание упростить процесс обработки информации является причиной того, что субъект полагается на эвристическую стратегию, а, на- оборот, ее усиленное использование человеком, находящимся в хорошем настроении, приводит к упрощению обработки инфор- мации (см., напр., Bless и др., 1996).
Forgas (1994, 1995), основываясь на модели двойственной силы (Fiedler, 1990), предложил модель вовлечения аффекта, которая предполагает, что различные объяснения того, как настроение влияет на память и обработку информации (поддержание настро- ения, «чувства как информация», аффективное подкрепление воспоминаний) не обязательно являются конкурирующими, а скорее дополняют друг друга. Он считает, что вовлечение аффекта в процессы формирования суждений случается тогда, когда по- следние в значительной степени требуют творческой (происходя- щей в реальном времени) обработки информации. Аффект не вли- яет на те суждения, которые требуют извлечения из памяти уже существующих оценок или готовых специфических стратегий об- работки информации. Forgas (1994, 1995) полагает, что обработка информации с прямым доступом (стратегия малого вовлечения аф- фекта) используется, когда объект оценки знаком и отсутствуют сильные когнитивные, аффективные или ситуационные факто- ры, требующие систематической обработки информации. Соот- ветственно, индивиды, оценивающие очень знакомые объекты, будут пользоваться обработкой информации с прямым доступом, и, следовательно, в таких случаях эффект настроения не будет прослеживаться (ср. Srull, 1984). Другой стратегией малого вовле- чения аффекта является мотивированная обработка информации, когда поиск информации и конечная оценка определяются суще- ствующими мотивационными целями, такими как улучшение на-
строения (подробное обсуждение см. у Forgas, 1995). Когда объект оценивания является простым, личностная значимость ситуации низка, когнитивная емкость ограничена или требования к точно- сти оценки не так высоки, человек может прибегнуть к эвристи- ческой обработке информации — стратегии высокого вовлечения аффекта. В этих условиях оценки могут основываться на настрое- нии, что описывается гипотезой «чувства как информация» (ср. Schwarz и Bless, 1991). Когда ситуация оценки требует от индиви- да усвоения и обработки новой информации, его когнитивная емкость достаточна и есть мотивация к обработке информации, будет происходить содержательная обработка информации, как предсказывает эта модель. Согласно Forgas (1995), эта стратегия, используемая «по умолчанию», когда менее трудоемкие страте- гии оказались неадекватны, является творческой обработкой ин- формации и также подвержена вовлечению аффекта (ср. Srull, 1984).
Эмоции и удовлетворенность потребителя
В ранних исследованиях удовлетворенность потребителя рассмат- ривалась как ключевой результат приобретения продукта или ус- луги. При этом сравнивались ожидания относительно качества и действительное качество; считалось, что удовлетворенность по- требителя достигается, когда действительное качество оказывает- ся равным ожидаемому или превосходит его, в противном случае имеет место неудовлетворенность (см., напр., Oliver, 1980; Yi, 1990а). Westbrook (1987) исследовал влияние позитивного и нега- тивного аффекта, а также ожиданий и представлений об их нере- ализованное™, на удовлетворенность потребителя. Удовлетворен- ность автомобилем оказалась функцией от позитивного и нега- тивного аффекта, ожиданий насчет получаемых преимуществ и принимаемой ответственности, а также представлений о нереа- лизованное™ ожиданий. Удовлетворенность услугами кабельного телевидения определялась позитивным и негативным аффектом и представлениями о нереализованное™ ожиданий. Westbrook и Oliver (1991) показали, что важными предвестниками удовлетворенно- сти вновь купленными автомобилями являются три эмоциональ- ные реакции: приятное удивление, интерес и враждебность.
Oliver (1993) расширил список детерминант удовлетворенно- сти, включив в него позитивный (интерес и радость) и негатив- ный (гнев, отвращение, осуждение, стыд, чувство вины, страх, печаль) аффект, а также представления о нереализованности ожиданий. Кроме того, он предположил, что удовлетворенность и неудовлетворенность отдельными атрибутами продукта или услу- ги также являются прямыми и косвенными (действующими через позитивный и негативный аффект) детерминантами общей удов-
летворенности. Выяснилось, что удовлетворенность автомобилем является функцией от удовлетворенности и неудовлетворенности его отдельными атрибутами, позитивного и негативного аффекта и нереализованности ожиданий. Удовлетворенность обязательным компонентом университетского курса также определялась этими предикторами, за исключением неудовлетворенности отдельны- ми атрибутами.
Изучение того, как эмоции влияют на реакции, следующие за покупкой, является важным направлением исследований поведе- ния потребителя. Впрочем, остается неясным, отличается ли удов- летворенность феноменологически от многих других положитель- ных эмоций. Удовлетворенность не относится ни к базовым эмо- циям, ни к центральным категориям эмоций, описываемым ве- дущими теориями (см., напр., Smith и Ellsworth, 1985; Frijda, 1986; Lazarus, 1991; Roseman, 1991; Oatley, 1992). Более того, Shaver и др. (1987) показали, что удовлетворенность в значительной мере разделяет общую дисперсию с такими позитивными эмоциями, как счастье, радость, веселье, восторг, удовольствие и наслажде- ние. Сходным образом Nyer (1997a) выяснил, что показатели ра- дости и удовлетворенности имеют нагрузки на один и тот же фак- тор.
Хотя мы допускаем возможность того, что инструменты изме- рения удовлетворенности могут обладать дискриминантной валид- ностью по отношению к показателям радости, счастья и других положительных эмоций, мы думаем, что достичь этого на прак- тике будет очень трудно. Кроме того, нет такой теории, которая бы определяла условия, при которых удовлетворенность существует отдельно от других положительных эмоций. Мы подозреваем, что результаты исследований, в которых для показателей удовлетво- ренности все-таки была получена дискриминантная валидность, могут объясняться способом организации пунктов в опросниках (например, отделением блока вопросов на удовлетворенность от вопросов на другие позитивные эмоции) или недостаточным чис- лом учитываемых позитивных эмоций. До сих пор ни одно иссле- дование не представило точных данных, полученных в экспери- менте или с помощью опроса (например, с рассмотрением мно- гих черт посредством многих методик), свидетельствующих о кон- структной валидное™ показателей удовлетворенности, радости и других подобных позитивных эмоций.
Центральная роль понятия удовлетворенности в изучении по- ведения потребителя, возможно, в большей степени связана с тем, что это первая эмоция, проанализированная в исследовани- ях того, как ведет себя потребитель после покупки, а не с тем, что это понятие само по себе является уникальным и фундамен- тальным. Действительно, представляется, что в зависимости от ситуации, продукта или личности потребителя другие положи-тельные и отрицательные эмоции оказываются более важными последствиями покупки. При некоторых обстоятельствах фрустра- ция, гнев, разочарование, отчуждение, отвращение, тревога, па- ника, чувство вины, стыд, радость, счастье, надежда, гордость, ликование, волнение, облегчение, изумление и удовольствие, в числе многих других позитивных и негативных эмоций, могут ока- заться более важными реакциями потребителя на покупки. Точно так же последствия эмоциональных реакций в ситуациях предъяв- ления претензий, неформального общения по поводу качества товаров и услуг, повторной покупки и других подобных действий могут различаться для разных положительных и отрицательных эмоций и иметь большую важность, чем реакции на удовлетво- ренность или неудовлетворенность как таковые.
Исследования оценочных теорий и их значения для реакций, следующих за покупкой (Nyer, 1997a, 1997b), показали, что та- кие реакции, возникающие после потребления, как намерения в отношении повторной покупки, побуждение рекомендовать то- вар знакомым и т.п. лучше всего предсказываются сочетанием показателей удовлетворенности с измерениями других эмоций. К другим заметным исследованиям в этой области, касавшимся роли конкретных эмоций в удовлетворенности потребителя, от- носятся работы Folkes и др. (1987), Taylor (1994) и Dube и др. (1996).
Некоторые исследователи перешли от изучения удовлетворен- ности как таковой к вопросам лояльности потребителя. Напри- мер, для сферы услуг рассматривались ситуации неудовлетвори- тельно оказанных услуг и возмещения убытков (Smith и Bolton, 1998; Smith и др., 1999). Жалобы потребителей и реакции на них участников рынка также важны в контексте оказания услуг (Tax и Chandrashekaran, 1998). Существуют данные о том, что в некото- рых условиях опыт повторного пользования товарами определен- ной марки или услугой одной и той же компании, т.е. лояль- ность, может выработать у потребителей защиту или сопротивля- емость по отношению к неудачам бренда или услуги или к нега- тивным отзывам о них, а возможно, и к их улучшениям (Ahluwalia и др., 2000). Это может быть связано с ранее сформированными установками или с доступностью установок (Allen и др., 1992; Fazio и др., 2000).
Мы не уверены в том, что существование единственного обоб- щенного эмоционального отклика, такого как удовлетворенность, является правдоподобным или даже желательным. Однако если оно будет подтверждено, эта реакция, возможно, сводится к эмо- циям, тесно связанным с благосостоянием или эмоциональным благополучием (см., напр., Diener и Larsen, 1993). В этом смысле, например, можно говорить о счастье как о фундаментальной эмо- ции, связанной с приобретением товаров или услуг в частности и
с эмоциональным благополучием — в целом (Bagozzi, 1999). На- конец, недавние исследования показывают, что эмоции важны для построения и поддержания связей между брендами и потре- бителями, а также взаимоотношений последних с участниками рынка (см., напр., Fournier, 1998).
|