Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возбуждение





Один из первых и классических подходов к эмоциям был пред-
ложен James (1890: 449): «Телесные изменения следуют непосред-
ственно за восприятием волнующего факта и... наше пережива-
ние этих изменений по мере их возникновения и является эмоци-
ей». С точки зрения James, различные стимулы
ведут к различным телесным реакциям (например, потение ладо-
ней, колотящееся сердце и т.д.), потом эти физиологические ре-
акции распознаются нашим сознанием как телесные ощущения,
а результат интерпретируется нами как эмоциональные пережи-
вания. Однако важно отметить, что James использовал это объяс-
нение в первую очередь для того, что он именовал «грубыми»
эмоциями (например, «горе, страх, ярость, любовь»), которые
связаны со значительным физическим беспокойством. Его выска-
зывания насчет «более тонких» эмоций (например, «моральные,
интеллектуальные, эстетические чувства»; ме-
нее определенны.

Не менее влиятельную теорию эмоций предложили Schachter
и Singer (1962), которые считали, что эмоции представляют со-
бой телесное возбуждение, дополняемое когнитивным ярлыком,
который индивид присваивает ощущаемому возбуждению. Идея заключается в том, что мы
сначала испытываем физиологическое возбуждение, а затем, осо-
бенно если мы не уверены в его причине или не осознаем ее, мы
ищем подтверждения в сопутствующей физической или социаль-
ной ситуации, чтобы как-то обозначить свое эмоциональное со-
стояние.

Важным вкладом, который сделали James (1890) и Schachter и
Singer (1962), было признание того, что возбуждение играет су-
щественную роль в эмоциях. Прежде чем мы рассмотрим возбуж-
дение более подробно, следует упомянуть исследования поведе-
ния потребителя, в которых возникновение аффекта изучается без
привлечения понятий возбуждения или обработки информации.
Основной акцент делается на влиянии различных стимулов на
поведение потребителя. Нюансы обстановки в помещениях роз-
ничных магазинов, реклама, фоновая музыка, названия брендов,
упаковка, поддержка знаменитостей и другие стимулы часто за-
действуются для того, чтобы вызвать у потребителей эмоциональ-
ные реакции. Предполагается, что эмоции или настроения запус-
кают реакцию «купить».

Как же повторяющееся предъявление стимула может вызвать
аффект, если оно не опосредуется процессами оценки или воз-
буждением? Соблазнительно простое объяснение предлагает
Zajonc, утверждая, что «когда человеку многократно предъявля-
ются некие объекты, сам факт их появления может сделать уста-
новку человека по отношению к этим объектам более позитив-
ной». Для объяснения
эффекта простого предъявления был предложен принцип знако-
мости: нам начинают нравиться те вещи, которые нам знакомы,
может быть, из-за создаваемого ими чувства защищенности
Неоднократное предъявление осмысленного стимула
может приводить к усилению или ослаблению как положитель-
ных, так и отрицательных чувств, в зависимости от его значения.
Простое предъявление, таким образом, в этих случаях утрачивает
полезность и как теория, и как практический прием.

В той или иной степени исходя из положения о том, что эмо-
ции или настроения, вызванные одним стимулом, могут связы-ваться с другим, некоторые ученые изучали воздействие: (а) му-
зыки на длительность пребывания в супермаркетах и ресторанах и
израсходованные в них суммы
и (б) настроя, создаваемого магазином, на покупательские наме-
рения.

Как может быть объяснено прикрепление аффек-
та, вызванного одним стимулом, к другому? Shimp (1991) при-
водит обзор семи исследований поведения потребителя, в кото-
рых проверялись различные аспекты классического обусловлива-
ния (формирования условных рефлексов), используемого в каче-
стве объяснения этого феномена. Идея классического обусловли-
вания заключается в том, что повторяющееся сочетание условно-
го стимула (например, названия нового бренда) с безусловным
(например, привлекательный человек, рекламирующий товар) в
конце концов приведет к тому, что название нового бренда само
по себе будет стимулировать безусловную реакцию (например,
позитивные эмоции), изначально вызывавшуюся безусловным
стимулом. В области психологии потребления лишь очень немно-
гие исследования удовлетворяют требованиям, соблюдение кото-
рых необходимо для проверки принципа классического обуслов-
ливания. Неясно, можно ли так спланировать исследование с ис-
пользованием классического обусловливания, чтобы исключить
другие возможные объяснения, например, характеристики потреб-
ностей или когнитивные интерпретации результатов. Allen и
Janiszewski (1989) приводят свидетельства того, что классическое
обусловливание зависит от когнитивного опосредования по край-
ней мере одного типа, а именно от осознания взаимосвязанности
условного и безусловного стимулов. С другой стороны, показано,
что классическое обусловливание, в особенности реакций страха,
включает неосознаваемые процессы возбуждения.

Требует разрешения вопрос о том, могут ли эмоции возникать
без возбуждения. Когнитивные теории эмоций (например, оце-
ночные теории), по-видимому, допускают, что эмоции могут

вызываться одними познавательными процессами в отсутствие
возбуждения (см., напр., Parrott, 1988). Всегда ли возбуждение
сопровождает переживание эмоций?

Исследования свидетельствуют о том, что возбуждение — важ-
нейший компонент эмоции, который ясно обнаруживается в моз-
говых процессах. LeDoux (1996) приводит данные о том, что в
мозгу существуют по крайней мере пять систем активации, кото-
рые сложным образом задействуются в переживании эмоции. Че-
тыре из них расположены в стволе головного мозга и используют
для активации ацетилхолин, норадреналин, дофамин и серото-
нин соответственно. Пятая (базальное ядро) находится в перед-
нем мозге и также использует ацетилхолин для передачи возбуж-
дения клеткам коры.

До настоящего времени большая часть исследований, посвя-
щенных роли систем активации и миндалины в эмоциональном
поведении, затрагивали малое число эмоций (например, страх).
Однако считается, что каждую эмоциональную реакцию опосре-
дует отдельная нервная структура, хотя эти реакции могут пере-
секаться или быть сходными во многих отношениях. В целом LeDoux
(1996) и другие исследователи мозга (см., напр., Damasio, 1994)
рассматривают эмоции как биологические функции нервной сис-
темы.

Насколько нам известно, существует немного попыток интег-
рации или примирения когнитивных теорий эмоций с нейрональ-
ными и биологическими теориями. Психологии предстоит еще
многое сделать, прежде чем мы сможем прийти к определенным
утверждениям о роли возбуждения в эмоциональном опыте и по-
ведении.

По крайней мере в трех работах изучались отдельные характе-
ристики возбуждения, возникающего в ситуациях потребления.
Sanbonmatsu и Kardes (1988) обнаружили, что возбуждение мо-
жет управлять формированием установки, происходящим при

предъявлении убеждающего сообщения. Когда испытуемые испы-
тывали сильное возбуждение, установки формировались под воз-
действием периферических подсказок, а когда возбуждение было
умеренным — в зависимости от силы аргументов. Остается неяс-
ным, снижало ли в этих случаях возбуждение способность к обра-
ботке внешних аргументов или же способствовало сосредоточе-
нию внимания на внутренних реакциях.

Несомненно, возбуждение представляет собой фундаменталь-
ный аспект поведения, связанного с эмоциями. Следует признать,
что оценочные теории не смогли вполне, или хотя бы оконча-
тельно, интегрировать понятие возбуждения в свои схемы. В их
защиту, впрочем, можно сказать следующее. Сторонники этих тео-
рий признают, что интенсивность эмоционального опыта зависит
от двух компонентов: возбуждения и самоконтроля

Тем не менее в на-
стоящее время мы считаем важным признать, что эмоциональ-
ные значения могут перерабатываться подсознательно, эмоции
могут активироваться автоматически, а реакции на эмоции (на-

ример, совладание, тенденции действия и сами действия) так-
же могут быть автоматическими. По-видимому, возбуждение играет веду-
щую роль среди мозговых механизмов функционирования эмо-
ций, в значительной мере определяя их автоматизм.

Эмоции как маркеры, посредники
и модераторы реакций потребителя

В зависимости от содержания большинство рекламных объяв-
лений могут быть разделены на две категории: (а) обращенные к
мышлению, где акцент делается на фактической информации
(например, качествах продукта) или на утилитарных последстви-
ях использования продукта/услуги (например, экономии денег или
времени); (б) обращенные к чувствам, где внимание концент-
рируется на эмоциях, которые индивид будет испытывать, упо-
требив или приобретя продукт
. Для лучшего понимания эмоциональ-
ного значения рекламы важнее сосредоточиться не на стимулах
как таковых, а на процессах и переживаниях, определяющих реак-
цию потребителя на объявления.

По аналогии с вышеприведенными типами рекламы и разде-
лением психических процессов на эмоциональные и познаватель-
ные Batra и Ray (1986) разработали модель и схему кодирования
для классификации аффективных реакций на рекламные объяв-
ления в дополнение к когнитивным реакциям. А именно, Batra и
Ray (1986) выделяют три категории положительных аффективных
реакций: волнение — восторг — энергия/активация; деактивация;
чувства социальной симпатии. Первая из них относится к реакци-
ям, связанным с оптимистическим, радостным настроением (на-
пример, «сопровождающая рекламу музыка была "притягатель-
ной", рекламный ролик — "веселым или живым"... юмор был к
месту»).
Эти три положительные эмоциональные реакции изучались в ис-

следовании воздействия телевизионной рекламы на потребителей
наряду с шестью когнитивными реакциями (поддерживающие
аргументы, контраргументы, обесценивание использования, по-
ощрение использования, нейтральные отвлечения и др.).

Один из вариантов использования эмоциональных реакций в
указанном понимании — в качестве маркеров, или индикаторов,
эффективности рекламных текстов, особенно в том, что касается
общей убедительности рекламы, привлекательности персонажей,
оценок декларируемых достоинств продукта и других аспектов его
употребления.

В последние годы много внимания привлекает вопрос о том,
как и в какой степени эмоциональные реакции на рекламу влия-
ют на принятие потребителем решений. В большинстве случаев
эти реакции измерялись как установки по
отношению к рекламе (Mitchell и Olson, 1981; Shimp, 1981; Brown
и Stayman, 1992).

Установка по отношению к рекламному объявлению (Уркл)
рассматривается как функция от чувств (и мыслей), касающихся
самого объявления. Batra и Ray (1986) показали, что три аффективные реакции,
обсуждавшиеся выше, значимо предсказывают Уркл даже после
учета влияния когнитивных реакций. Ряд исследователей изучали
условия, при которых эмоции влияют на Уркл. Например, при
низкой вовлеченности в процесс просмотра рекламы чувства по
поводу объявления оказались более важными детерминантами Уркл,
чем мысли, но при более высокой вовлеченности как чув-
ства, так и мысли могут играть существенную роль (см., напр.,
Miniard и др., 1990). Можно предположить, что высокая вовле-
ченность способствует когнитивной переработке информации о
полезности объявления и его содержании.

Большинство исследований в этой области были посвящены
эффектам Уркл, в особенности их влиянию на установки по отно-
шению к брендам (Уб). Классическая теория установок гласит, что
Уб представляет собой функцию от мнений по поводу свойств
бренда или последствий использования продукта. Mitchell и Olson

(1981), а также Shimp (1981) были первыми, кто показал, что Уб
объясняется не только и не столько мнениями по поводу бренда,
сколько Уркл (см. также Edell и Burke, 1987). Впрочем, Batra и Ray
(1986) обнаружили, что аффективные реакции на объявление
влияют на Уб только косвенно, через Уркл.

Некоторые исследования были посвящены условиям, при ко-
торых Уркл влияет на У6. Например, Brown и Stayman (1992) в
показали, что влияние Уркл на Уб сильнее для
новых брендов, чем для хорошо известных, и для товаров дли-
тельного пользования, чем для быстро расходуемых. Имеются также
свидетельства того, что Уркл влияет на Уб опосредованно, воздей-
ствуя на мнения по поводу бренда (Mackenzie и др., 1986). Нако-
нец, Stayman и Aaker (1988) показали, что повторение определя-
ет взаимосвязь между чувствами и Уркл. При низкой частоте повто-
ров чувства оказывают большее воздействие на Уркл, чем при вы-
сокой частоте. Это может быть следствием того, что в последнем
случае информация обрабатывается более полно.

Помимо переноса аффекта от эмоций, вызванных рекламным
объявлением, на Уркл, исследования показывают, что названия
брендов и чувства по отношению к рекламным объявлениям мо-
гут связываться в памяти. Stayman и Batra (1991) обнаружили, что
испытуемые, видевшие эмоциональное (в отличие от аргументи-
рованного) объявление, быстрее припоминали свойства бренда,
когда им предъявлялось его название. Кроме того, вызванный из
памяти позитивный аффект оказывал более сильное влияние на
выбор потребителя в условиях низкой вовлеченности, по сравне-
нию с высокой. Во второй части своего исследования Stayman и
Batra (1991) продемонстрировали, что те испытуемые, которые
просматривали объявление, будучи в позитивном настроении, при
последующем предъявлении названия бренда полнее восстанав-
ливали в памяти свои чувства, чем те испытуемые, которые смот-
рели рекламу, пребывая в не столь хорошем настроении.

Olney и др. (1991) проверяли иерархическую модель, объясня-
ющую длительность просмотра рекламы. Уркп и реакции на содер-
жание объявления опосредовали влияние эмоций, связанных с
объявлением (а именно удовольствия и возбуждения). Интересно
отметить, что возбуждение имело как прямой, так и косвенный
эффект на длительность просмотра. Измерение возбуждения про-
водилось на основе самоотчетов.

Было показано, что эмоции в своем воздействии на Уб служат
модераторами. Batra и Stayman (1990) в одном из немногих иссле-
дований, посвященных связи между настроением и восприятием
печатных объявлений, обнаружили, что позитивное настроение
усиливает Уб благодаря своему взаимодействию с двумя когни-
тивными процессами: «(1) предубеждением против генерирова-
ния негативных мыслей (например, вызванных слабыми аргумен-

тами), приводящим к более благоприятной оценке аргументов
сообщения, и (2) снижением общей когнитивной сложности,
делающим обработку информации скорее эвристической, нежели
систематической» (Batra и Stayman, 1990: 212 — 213). Был получен
интересный результат: хорошее настроение ослабляет способность
выдвигать контраргументы, когда в объявлении используются сла-
бые аргументы (см. также Worth и Mackie, 1987). Batra и Stephens
(1994) также изучали регулирующий эффект настроения в связи
с Уб. Они выяснили, что в условиях просмотра телевизионной
рекламы настроение и мотивация взаимо-
действуют в своем влиянии на У6. Наибольший эффект на Уб име-
ет место, когда положительное настроение сочетается с низкой
мотивацией. Это объясняется тем, что хорошее настроение и низ-
кая мотивация подавляют готовность выдвигать контраргументы

Влияние эмоций на познавательные
процессы

Эмоциональное состояние индивида может влиять на разнооб-
разные аспекты обработки информации, включая ее кодирование
при запоминании и последующее извлечение из памяти, различ-
ные стратегии ее переработки, оценки и суждения, а также твор-
ческое мышление.

Date: 2015-06-08; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию