Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воля к жизни





 

Одна из моих пациенток, как только ей был поставлен диагноз рака, пошла домой и подарила всю свою одежду благотворительной организации[16]. Этот поступок выразил яснее, чем все ею сказанное, ее убеждение, что болезнь неизбежно ее убьет, так что она может попросту сдаться без борьбы.

Для многих людей три самые страшные слова нашего языка – "У вас рак". Услышавшие эти слова переживают множество эмоций, которые часто меняются, когда люди признают эту новость и начинают вести себя в соответствии с ней. Некоторые из этих чувств могут остаться погребенными в подсознании, и важно довести их до сознания пациента.

На первых порах этот диагноз всегда встречается с некоторым отрицанием. Это позволяет человеку продлить его принятие на некоторое время. Иногда пациенты испытывают бóльшую депрессию через шесть месяцев после того, как они услышали плохую новость, потому что им может понадобиться много времени, чтобы в самом деле услышать сказанное. Некоторые люди, как кажется, не доверяют диагнозу и продолжают свою жизнь, как будто ничего не произошло. Обычно они просто отрицают свои эмоции: внутренне они могут разрываться на части, но они отказываются обнаружить свои чувства, отчасти вследствие родительских наставлений, таких как: "Не говори ближнему о своих неприятностях". Это надежный способ саморазрушения. Играть спектакли для других – значит разрушать себя.

Небольшое меньшинство ведет себя почти психотически: они в самом деле верят, что с ними ничего не произошло. Если человек способен поддерживать ненормальное отрицание этого рода, то рак не является эмоциональным стрессом. Но большинство к этому не способно.

Другие, по-видимому, принимают истину, но отказываются признать ее на более глубоком уровне. Часто это те люди, которые соглашаются лечиться, но сами вовсе не пытаются искренне добиваться улучшения. Одна из моих пациенток отказалась войти в группу ИРП с объяснением: "Я не сказала моим детям, что у меня рак, как же я могу появиться в этой группе? Ведь там может быть кто-нибудь из знакомых ". Для многих в течение какого-то времени менее мучительно напускать на себя неискренний вид, чем встретиться с ужасом смертельно опасной болезни. Знать правду, но отказываться принять ее – значит мешать эффективной реакции на болезнь. Разделять с кем-нибудь свои страхи и проблемы – значит облегчить свое внутреннее состояние и содействовать внутреннему исцелению. Ключевое значение имеет осознание, с чем вы боретесь и как вы боретесь. Отрицание, может быть, лучше, чем стоицизм или отчаяние. Но это не наилучший подход. Я осторожно пытаюсь превратить отрицателей в борцов.

Как мы видели в предыдущих главах, люди, заболевшие раком, часто отчаивались в своей жизни в течение месяцев или целых лет. После диагноза они ощущают это еще сильнее, иногда отвергая все человеческие контакты. Иногда они рассматривают надвигающуюся смерть как нечто вроде самопожертвования или мученичества. Это те люди, которые отказываются тратить деньги на лечение, потому что чувствуют, что должны сберечь их для других, например, для обучения своих детей в колледже. Некоторые просто никогда ничего не делали для самих себя и "не знают, как это делается". Другие обменивают свою болезнь на условную любовь и могут даже в некотором смысле умереть, чтобы приобрести любовь.

Многие раковые пациенты испытывают прилив жалости к себе, занимая позицию "Почему я?" Обычно это связывается с сильным чувством гнева, лишь отчасти сознательным. Пациент удивляется, почему предрасположение к раку поразило его, а не кого-нибудь другого. Поэтому многие гневаются на бога а также на врача – посланца, принесшего плохую новость. Странным образом лишь немногие выражают раздражение против табачной промышленности, промышленности пестицидов, промышленности пищевых добавок, атомной промышленности и других внешних источников злокачественных образований. В случае курения пациенты склонны полагать, что они подвергли себя этому риску, потому что были несчастны, таким образом сердятся на членов своей семьи и других, кто по их мнению сделал их несчастными. В то время как типичный пациент может спрашивать: "Почему я, Господь?" Исключительный пациент говорит, как сказал один из участников ИРП: "Испытай меня, Господь"[17]. Хочу подчеркнуть, что на этой стадии оправданы и должны быть выражены все эмоции. Значительная часть гнева вполне основательна. Сложные причины рака связаны не только с психикой. Важными факторами являются гены и канцерогенные вещества, и необходимо работать над генетическим лечением и оздоровлением среды. Но некоторые люди, у родителей которых был рак, или подвергавшиеся сильному действию канцерогенов, все же не заболевают. Курильщики, если они эмоционально уравновешенны или имеют здоровое питание с высоким содержанием витамина А, реже болеют раком легких, чем депрессированные или плохо питающиеся. Чтобы уравновесить наши исследования молекулярных зачатков рака, мы должны изучить состояния психики и тела, препятствующие росту этих зачатков.

Более того, пациенты часто сосредоточивают внимание на очевидных внешних объектах, в то время как более личные раздражители, которые труднее признать, остаются скрытыми и повышают их восприимчивость к болезни. Для тех, кто уже болеет раком, психологические аспекты болезни имеют решающее значение. Мы не можем изменить прошлое – наших родителей и действие канцерогенов в прошлом – но можем изменить самих себя, и тем самым наше будущее. Как сказал один из моих пациентов: "Рак – это не приговор, это всего лишь слово"[18].

Когда я начал работать с ИРП, я ощутил всю огромную массу этого психического раздражения. Первая группа пациентов никогда не имела шанса выразить его, и все они пришли на первое собрание раздраженными. Вначале мне было из-за этого трудно говорить о моей работе с другими врачами. Уходя с этих собраний, где я слышал столько раздражения против врачей, я и сам на них злился. При встречах с любым коллегой я некоторое время говорил: "Вы типичный врач". Они знали, что это порицание. К счастью, мои собеседники спрашивали меня, что происходит, и я осознал, что уношу с собой домой раздражение моих пациентов, поскольку только я мог его воспринять. Теперь более опытные члены ИРП тоже помогают новичкам выразить свою ярость.

Я не хочу этим сказать, что гнев на внешние обстоятельства следует подавлять – совсем напротив. Следует поощрять пациентов выражать весь свой гнев, свои обиды, свою ненависть и свои страхи. Эти эмоции являются признаками того, что угроза нашей жизни нас тревожит. Снова и снова исследования показывают, что люди, открыто выражающие свои отрицательные эмоции, лучше переносят бедствия, чем эмоционально зажатые. Среди пациентов с поражениями позвоночника те, кто выражал большое горе и раздражение, выздоравливали лучше, чем те, кто занимал более стоическую позицию. Матери, сильно отчаивавшиеся по поводу рождения уродливого ребенка, лучше заботятся о нем, чем те, кто спокойно принимает это несчастье. Доктор Эндрю Баум в своем исследовании людей, проживавших вблизи Три Майл Айленд[19], обнаружил, что люди, выражавшие ярость и страх, меньше пострадали от стресса и психологических проблем, чем те, кто подходил к происшедшему "рационально". Невыраженные чувства депрессируют вашу иммунную систему.

Некоторые раковые пациенты испытывают также сильное чувство вины. Они упрекают себя, как многие заболевшие дети, считающие свою болезнь наказанием за дурное поведение. Эта позиция хотя и не идеальна, все же не вполне деструктивна, потому что она часто приводит к более реалистическому ощущению собственного участия в наступлении болезни. И в самом деле, множество исследований показало, что люди, перенесшие катастрофу и ощущающие свою долю вины в ней (даже если такой вины не было), легче справляются с травмами, чем те, кто испытывает полную беспомощность. Это справедливо и для таких трагедий как изнасилование, землетрясение или наводнение, и для болезней. Например, изнасилованная женщина может думать, независимо от обстоятельств: "Этого бы не случилось, если бы я была осторожнее, если бы я научилась защищаться", и это может уменьшить ее чувство беспомощности и сделать ее менее уязвимой в будущем. Как показали исследования, такая установка позволяет людям принимать человеческие и стихийные бедствия, не теряя ощущения красоты и осмысленности жизни.

Леонард Дерогатис показал в 1979 году с помощью набора психологических тестов, что пациентки с раком груди, испытывавшие и свободно выражавшие сильный гнев, страх, депрессию и чувство вины, живут намного больше, чем те, кто мало проявляет такие эмоции. Те, кто умер в течение года, полагались главным образом на подавление, отрицание и другие подобные психологические виды защиты. Враждебность выживших пациентов к своим врачам привела к заключению, что у них образовались "плохие" отношения между врачом и пациентом, о чем уже была речь в Главе 1. Дерогатис использовал строгие статистические методы, чтобы исключить физические различия между группами пациентов, проживших недолго и проживших долго. Его работа доставляет превосходную научную поддержку мнения группы исследователей, высказанного почти тридцатью годами раньше, на которых "произвело впечатление вежливое, извинительное, почти болезненное примирение пациентов с быстро прогрессирующей болезнью, по сравнению с более выразительными и иногда странными личностями" тех, кто прожил дольше.

 

Четыре вопроса.

 

Прежде чем я могу помочь пациенту в выборе лечения, я должен выяснить их установку по отношению к самим себе и к болезни. Особенно важно оценить, насколько сильна их воля к жизни, а затем усилить ее, побудив их высказать свой гнев, страх и другие эмоции. Как пишет Норман Казинс в своей Анатомии Болезни,

 

Воля к жизни – это не теоретическая абстракция, а физиологическая реальность с терапевтическими характеристиками.

***

Не с каждой болезнью можно справиться. Но многие люди позволяют болезни исказить свою жизнь больше, чем следует. Они сдаются без надобности. Они игнорируют и ослабляют свои силы, которые позволили бы им стоять прямо. В жизни всегда найдется время, которое можно прожить со смыслом и даже с некоторой радостью, несмотря на болезнь.

 

Вначале эмоции и установки пациента могут быть не вполне доступны сознанию. Чтобы их обнаружить, я нашел полезным исследовать, как люди отвечают на четыре основных вопроса.

 

Date: 2015-06-08; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию