Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение покупателей





Тип покупательского поведения определяет при­нятие потребителем решения о приобретении то­вара. Решения о покупке зубной пасты, теннис­ной ракетки, персонального компьютера или новой машины отличаются друг от друга. Боль­шая и дорогая покупка потребует от покупателя долгих размышлений и увеличения числа участ­ников процесса принятия решения. Г. Ассель выделяет 4 типа покупательского поведения по­требителя, основанных на степени его вовлечен­ности в процесс покупки и осознании различий между марками товара (табл.1).

Таблица 1 - Четыре типа покупательского поведения

 

  Высокая степень вовлеченности Низкая степень вовлеченности
Значительные различия между марками Комплексное покупательское поведение Покупательское поведение, ориентированное на широкий выбор продукции
Незначительные различия между марками Сглаживающее диссонанс поку­пательское поведение Привычное покупательское поведение

 

1. Комплексное покупательское поведение. Комплексное покупательское поведение - трех­ступенчатый процесс. Сначала у покупателя фор­мируются определенные убеждения относительно товара, затем у него появляется некая установка, и, наконец, после тщательного обдумывания че­ловек совершает покупку. О комплексном поку­пательском поведении говорят в случае высокой степени вовлеченности потребителя в процесс покупки и при осознании им значительных раз­личий в марках. Обычно это относится к редким покупкам дорогих, отражающих вкус покупате­ля товаров, таких как автомобили.

Производители товаров, приобретение кото­рых требует высокой степени вовлеченности по­требителя, должны осознавать, насколько серьезно тот будет аккумулировать информацию о пред­полагаемой покупке и оценивать ее. Маркетоло­гам необходимо разработать стратегии, помогаю­щие покупателям разобраться в относительной важности характеристик товаров и привлекаю­щие внимание к наиболее значимым преимуще­ствам той или иной марки. Маркетологи должны дифференцировать характеристики своей торго­вой марки, использовать печатные средства мас­совой информации для ознакомления поку­пателей с ее преимуществами и мотивировать продавцов в магазинах и окружение потребителя к оказанию желаемого воздействия на оконча­тельный выбор товара.



2. Сглаживающее диссонанс покупательское поведение. Иногда процесс покупки происходит при высокой степени вовлеченности, но потреби­тель плохо разбирается в небольших отличиях товаров-аналогов разных производителей. Высо­кая степень вовлеченности базируется на том, что покупка сама по себе рискованна, совершается весьма редко, а цена товара высока. В этом слу­чае покупатель постарается обойти максималь­ное число магазинов, чтобы сравнить предла­гаемые товары. Если между ними обнаружатся существенные различия в качестве, предпочте­ние может быть отдано более дорогому образцу. Если же качество разных марок покажется потре­бителю примерно одинаковым, приобретена бу­дет наиболее дешевая или «первая попавшаяся» марка.

Если после совершения покупки потребитель заметит в ковре какие-нибудь недостатки или ус­лышит благожелательные отзывы коллег по ра­боте о других коврах, он может испытать чувство некоторого диссонанса. С другой стороны, он будет очень внимательно относиться к любой под­тверждающей правильность сделанного выбора информации. В этом примере потребитель снача­ла делает покупку, затем у него формируется но­вое убеждение, а потом и установка. Поэтому маркетинговая политика производителя должна быть направлена на обеспечение потребителя информацией, которая помогла бы ему остаться довольным покупкой.

3. Привычное покупательское поведение. Обыч­но при отсутствии значительных различий меж­ду марками покупка товаров сопровождается низкой степенью вовлеченности потребителя в процесс приобретения. Рассмотрим процесс по­купки соли. Здесь степень вовлеченности потре­бителя низка. Что может быть проще, чем зайти в магазин и купить пачку соли? Если кто-то при­вык покупать соль определенной марки, то такая потребительская приверженность в данном слу­чае скорее исключение. Итак, при приобретении дешевых товаров каждодневного потребления степень вовлеченности покупателя находится на относительно низком уровне.

При покупке товара, не требующего высокой степени вовлеченности, поведение потребителя не вписывается в обычную схему «убеждение - установка - поведение». Отсутствует необходи­мость активного поиска информации о различ­ных марках, оценки их характеристик и тщатель­ного обдумывания решения о покупке. В данном случае потребитель пассивно воспринимает ин­формацию из теле- и радиорекламы и газетных объявлений. Многократное повторение в рекла­ме названия одной и той же марки ведет к фор­мированию не столько убежденности в необходимости приобретения торговой марки, сколько к знанию о ней. У покупателей не складывается устойчивого отношения к определенной марке; они выбирают ее, скорее всего, потому, что знают о ней, а после покупки не могут четко оценить свой выбор в силу слабой вовлеченности в про­цесс. Таким образом, процесс покупки с низкой степенью вовлеченности потребителя начинает­ся с формирования убеждения по отношению к марке через пассивное обучение. Затем форми­руется покупательское поведение, а после этого может последовать оценка.



Производители товаров с небольшими разли­чиями между марками для увеличения объемов продаж эффективно используют практику ски­док и распродаж, так как покупатели не обраща­ют особого внимания на отличительные особен­ности продуктов. В рекламе должны описываться только самые основные черты товара и использо­ваться только легко запоминающиеся, связанные с конкретной маркой продукта визуальные или образные символы. Рекламная кампания должна быть нацелена на многократное повторение ко­ротких сообщений. В этом смысле пассивное об­учение как результат телевизионной рекламы в сравнении с действенностью печатной рекламы более эффективно.

Чтобы повысить степень вовлеченности потре­бителя в покупку определенного товара, произво­дители используют четыре стратегии. Во-первых, они связывают использование продукта с реше­нием какой-либо проблемы - например, зубная паста «Сrest» (в России и Европе продвигается под названием «Вlend-a-Med») и профилактика кариеса. Во-вторых, продукт привязывается к не­кой индивидуально-личностной ситуации - к при­меру, в рекламе кофе используется сюжет о том, что аромат первой утренней чашечки напитка помо­гает потребителю сбросить остатки сна. В-треть­их, разрабатывается рекламная кампания, вызы­вающая сильную эмоциональную реакцию на затронутые в ней темы личностных ценностей или защиты «Я» потребителя. В-четвертых, осу­ществляются усовершенствования товара (на­пример, простой прохладительный напиток обога­щается витаминами). Но каждая из этих стратегий в лучшем случае повышает степень вовлеченно­сти покупателя в процесс покупки - с низкой до средней (но никак не до высокой).

4. Покупательское поведение, ориентирован­ное на расширенный поиск товаров. Некоторые ситуации покупки характеризуются низкой сте­пенью вовлеченности потребителей даже при на­личии существенных различий между марками товаров. В этом случае потребитель перестает ориентироваться на какую-то определенную тор­говую марку. Давайте рассмотрим пример покуп­ки печенья. У потребителя сложились некоторые убеждения относительно этого товара, он без осо­бых колебаний выбирает какую-то марку и в про­цессе потребления оценивает ее. Но в следующий раз движимый желанием попробовать что-ни­будь новенькое, он покупает другую марку пече­нья. Причина переключения с одной марки на другую - широкий ассортимент сходных товаров, а не недовольство определенной торговой маркой. В данной ситуации лидеры рынка и компа­нии-последователи придерживаются различных стратегий. Лидеры будут стремиться поддержать привычное покупательское поведение, увеличи­вая долю своих товаров на прилавках магазинов и вкладывая средства в регулярную интенсивную рекламу. А компании-последователи будут по­ощрять переключение покупателя с одной марки на другую, предлагая товар по специальным це­нам, купоны, бесплатные образцы, в то время как реклама будет убеждать потребителя сделать вы­бор в пользу новинки.






Date: 2015-06-08; view: 465; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию