Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Избранные разделы⇐ ПредыдущаяСтр 239 из 239
Составители: Убайдулла Исраилович КАРИМОВ, Энвер Усманович ХУРШУТ Редактор А.С. Михерева Художник В.С.Тий Художественный редактор A.M. Расулев Технический редактор А. T. Шепельков Корректор И.Ю. Бура
Подписано к печати 25.11.93. Формат 60 х 901/16. Бумага книжно‑журнальная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 22,5. Уч.‑изд.л. 25,2. Тираж 1‑й завод (1‑50000 экз.) Заказ 382. Цена договорная.
Издательство МИКО «Коммерческий вестник», 101933, Москва, Колпачный пер., 7 Издательская лицензия № 070864 от 05.02.93 г.
Издательство «ФАН» АН РУз. 700047, Ташкент, ул. Гоголя, 70.
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных Издательством «Фан», г. Tашкент Трудового Красного Знамени Чеховском полиграфическом комбинатом Министерства печати и информации Российской Федерации, 142300, г. Чехов Московской области
[1]1Словом «натура» в настоящем издании переведено арабское мизадж – «смешение». Имеется в виду обоснованное Гиппократом, впоследствии более подробно разработанное перипатетиками, учение о четырех первичных элементах, входящих в состав плотных и жидких органических тел и отдельных их частей. По мнению Галена, на котором основывается и Ибн Сина, эти элементы и присущие им качества нигде не встречаются в чистом, изолированном виде, а только как различные комбинации из них, с преобладанием, однако, в этих комбинациях одного из элементов и его качества. Правильное смешение элементов, соков и их качеств и составляет «натуру», т. е. уравновешенность жизнедеятельности организма, выраженную в состоянии совершенного здоровья. «Натура» может изменяться соответственно с изменениями соотношения четырех соков или четырех качеств первичных элементов. Слово «темперамент», которым раньше обозначалось «смешение», в настоящем издании не принято, во избежание неправильного сопоставления с психическими моментами.
[2]2Под горячими опухолями разумеются очаги воспаления. Говоря об опухолях, Ибн Сина разумел, согласно античной традиции и формулировкам Галена, расширенное понимание термина «опухоль», включая сюда как неоплазму в современном значении, так и увеличение объема тканей в связи с воспалительным процессом. При этом, однако, он все же выделяет злокачественные новообразования (саратан – рак). T. е. в науках философских.
[3]3Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов (Гален), пневм – три: 1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам; 2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии; 3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органу по нервам.
[4]4Соки – согласно гуморальной теории Галена, – четыре основных жидких части человеческого тела, образованные от четырех первичных элементов: слизь (флегма), желтая желчь, черная желчь и кровь.
[5]5Имеется в виду хирургия.
[6]6T. е. не здоровых, но и не больных.
[7]7T. е. режим.
[8]8T. е., если «естество» воздуха находится в изолированном состоянии, как упоминавшееся выше «естество» воды или «естество» земли
[9]9Речь идет о первичных качествах четырех элементов.
[10]10Имеется в виду предложенное Эратосфеном (276–196 гг. до н. э.) и Гиппархом (II в. до н. э.) разделение земной поверхности на семь поясов – климатов, впоследствии принятое географами мусульманских стран.
[11]11Ибн Сина различал понятие мышц и мяса как отдельных органов. Такое различие для него, очевидно, состояло в том, что он наблюдал мышцы, участвующие в двигательном акте, а мясо при его других полезностях участвующим в этой функции он не наблюдал.
[12]12Под понятием «жил» в данном случае имеются в виду не сухожилия, а кровеносные сосуды.
[13]13Под «бьющимися» сосудами автор понимает пульсирующие сосуды, в отличие от «покоящихся», т. е. не пульсирующих.
[14]14T. е. приобретенному.
[15]15T. е. устройство.
[16]16T. е. сконцентрирована.
[17]17T. е., чтобы влаги были достаточно хотя бы для одной, а не для обеих вещей.
[18]18T. е., если бы поступление веществ в организм происходило постоянно в одинаковом количестве,™ оно не могло бы возместить расхода веществ, который увеличивается с каждым днем.
[19]19T. е. малое поступление веществ в организм и их большой расход.
[20]20«Посторонний» в терминологии Ибн Сины означает «возникший от посторонней причины,чуждый натуре».
[21]21T. е. вырождения.
[22]22T. е. живущие на юге или занятые другой работой.
[23]23T. е. причин, не связанных с отсутствием пищи.
[24]24Автор под кипением в данном случае разумеет брожение.
[25]25Надо понимать – нервноподобных волокон.
[26]26T. е. материнской.
[27]27В данном случае под пленкой Ибн Сина подразумевает серозный покров: брюшину и плевру.
[28]28T. е. в том самом виде, в каком питательное вещество достигает мяса.
[29]29T. е. при общем отеке, куда включается и отечность мышц.
[30]30T. е. превращает в отходы.
[31]31T. е. органов и их частей.
[32]32T. е. пневмы.
[33]33T. е. животной.
[34]34T. е. в мозгу.
[35]35T. е. инстинкт.
[36]36T. е. памятующая сила или способность.
[37]37Под «нарушением непрерывности» или «распадом единого» разумеются различные механические повреждения и смещения органов человеческого тела.
[38]38Проказа.
[39]39Слоновость.
[40]40T. е. гангреной.
[41]41Термины для обозначения смягчения стула, послабления.
[42]42Средней молитвой Ибн Сина называет молитву, совершаемую перед закатом солнца.
[43]43Саратан – рак – название четвертого месяца мусульманского солнечного года, начинающегося в настоящее время с 21 марта по григорианскому календарю. Месяц саратан приходится на период с 21 нюня по 20 июля, когда Солнце находится в созвездии Рака.
[44]44Асад – лев – название следующего за саратаном месяца с 21 июля по 20 августа, когда Солнце находится в созвездии Льва.
[45]45T. е. лекарство, заключающееся в пище.
[46]46T. е. Амударья.
[47]47Т.е. при заболевании, позволяющем свободно дышать только стоя и держа голову прямо.
[48]48T. е. по степени высоты. «Острые» звуки – высокие, «тяжелые» – низкие.
[49]49T. е. органу, связанному общими функциями.
[50]50Род белой съедобной глины.
[51]51По современной терминологии имеются в виду трофические, чувствительные и двигательные нервы.
[52]52T. е. спинного мозга.
[53]53T. е. хрусталик.
[54]54T. е. стекловидное тело.
[55]55T. е. экватора.
[56]56T. е. радужной.
[57]57Отечная припухлость конъюктивы с валиком вокруг роговицы.
[58]58Что именно должен означать термин «сосочки артерий» – не ясно; в главе об артериях Книги первой «Канона» этого выражения нет. Вероятно, имеются в виду концы мельчайших разветвлений артерий.
[59]59Выражение «пустые места» легких тоже не вполне ясно. Быть может, подразумеваются легочные альвеолы.
[60]60T. е. обитающий в речках с каменистым дном.
[61]61Замечательно подмечено, что при лечении необходимо переходить от одного лекарства к другому, и справедливо подчеркивается значение индивидуальных особенностей и опыта.
[62]62T. е. от кровяной опухоли.
[63]63T. е. если ее слишком много.
[64]64T. е. не кровь.
[65]65T. е. когда перестали давать слабительное.
[66]66T. е. от опухоли.
[67]67Имеется в виду, вероятно, «Прогностика» или «Предсказания» Гиппократа.
[68]68T. е. хвои пинии.
[69]69Имя этого врача в подлиннике искажено и воспроизводится предположительно.
[70]70T. е. вследствие того, что кровь переходит в пары.
[71]71T. е. отек век.
[72]72T. е. кала.
[73]73T. е. больному трудно говорить.
[74]74Под вспрыскиванием здесь и в дальнейшем разумеется введение лекарства через катетер.
[75]75T. е. опуститься на четвереньки, скорчившись.
[76]76Автор имеет в виду рефлекторную задержку мочи вследствие спазма внутреннего сфинктера.
[77]77T. е. в том случае, если больного принуждают выпустить мочу.
[78]78T. е., например, камень в пузыре.
[79]79Означает смолу ели и др. хвойных деревьев; иногда – даже смолы минерального происхождения.
[80]80Сталь в природе не существует; речь идет о твердом железе.
[81]81T. е. ресницам.
[82]82T. е. головы и хвоста.
[83]83«Бухайра» по‑арабски означает «озеро».
[84]84Плод мандрагоры.
[85]85Словом «йатту» Ибн Сина, как и многие другие авторы средневековья, называл все растения, содержащие млечный сок, главным образом, молочайные.
[86]86Описание кашнаджа напоминает сморчок.
[87]87Ароматическая смола некоторых видов ладанника.
[88]88Натуральная смола, вытекающая у некоторых видов растений.
[89]89T. е. соленые растения.
[90]90T. е. не следует даже его брать в рот.
[91]91Сильно пахучее вещество,получаемое из мускусных желез самца кабарги.
[92]92Вероятно, речь идет о воде, способной образовать обильный осадок или накипь.
[93]93По‑персидски – «мертвый камень». Окись свинца (блеск свинцовый).
[94]94Имеется в виду электрический скат.
[95]95Желтый воск, получаемый выплавливанием опорожненных с т пчел, и белый воск, получаемый отбеливанием на солнце желтого воска.
[96]96Название происходит от слова мум – воск и представляет собой вид горного воска, обладающего биостимулирующим действием.
[97]97T. е. особенно значимых.
[98]98T. е. с мясом моллюсков.
[99]99Сладкие выделения некоторых высших растений и отдельных видов лишайников.
[100]100T. е. влажности, даваемой поливом.
[101]101Сплав всех известных в те времена семи металлов – золота, серебра, меди, олова, свинца, железа и цинка. Таликуном называли и бронзу.
[102]102Т. е. им приписывают то же действие.
[103]103T. е. рогатой гадюки.
[104]104Названия рыб: шаббут – сазан; бунни – возможно, усач; шик. – по‑видимому, морской угорь; мармахидж (персидск. мармахи–«рыба‑змея»)–речной угорь; джирри – мурена; кавсадж – возможно, меч‑рыба или акула; ра ад – электрический скат; самарус, должно быть, сардина или смарида; раджз.самм, садж. кан ад, фарасийун, ухутадус – не определены.
[105]105Сепия, каракатица.
[106]106Это обычно означает шиповник.
[107]107T. е. пурпурная раковина.
[108]108По‑видимому, Диоскорид.
[109]109От названия города Саманган (ар. Саманджан) в Иране.
[110]110Другое название сверчка по‑арабски.
[111]111Натиф – род белой халвы.
[112]112Смола пинии, кедра, можжевельника.
[113]113T. е. шарбина.
[114]114T. е. мочу и месячные.
[115]115T. е. не дает им развиваться.
[116]116T. е. хвоя.
[117]117T. е. загниванию.
[118]118Сладкое сахаристое вещество, выделяемое в жаркое время года верблюжьей колючкой.
[119]119Цинковый шпат, а также окись цинка.
[120]120T. е. тутия.
[121]121Нисан соответствует апрелю; Тишрин – название двух месяцев; Тишрин первый – соответствует октябрю; Тишрин второй – ноябрю.
[122]122Фраза неясна.
[123]123Катаиф пекли из теста с сахаром и миндалем.
Date: 2015-06-08; view: 371; Нарушение авторских прав |