Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизация управленческого учёта





 

Автоматизация управленческого учёта позволяет:

- повысить качество управленческих решений, принимаемых менеджерами на основе достоверной информации;

- сократить время, необходимое для выработки наилучшего решения;

- ускорить подготовку отчётных документов и повысить их достоверность;

- сократить число рутинных и сложных операций, выполняемых техническим персоналом.

Результатом работы автоматизированной системы управленческого учёта могут быть бюджеты по центрам финансовой ответственности (ЦФО), внутренние отчёты и результаты план-фактного анализа. При этом формируются следующие отчёты и показатели:

- управленческий баланс и ликвидный баланс, характеризующий стоимость предприятия;

- отчёт о продажах;

- отчёт о прибылях и убытках;

- отчёт о движении денежных средств;

- показатели затрат с разделением на переменные и постоянные, сгруппированные по экономическим элементам и калькуляционным статьям затрат, по местам возникновения и носителям затрат, по объектам калькулирования и другим классификационным признакам;

- показатели финансовых результатов по центрам ответственности;

- показатели финансовых результатов по товарным группам;

- показатели финансовых результатов работы менеджеров.

Система автоматизации управленческого учёта на предприятии должна отвечать следующим критериям [30, с. 414-415]:

- соответствию функциональных возможностей системы требованиям лиц, принимающих решения на предприятии;

- возможности осуществления контроля исполнения принятых управленческих решений;

- совместимости программного обеспечения данной системы с базовым программным обеспечением предприятия;

- соответствию затрат на создание, развертывание и эксплуатацию системы финансовым возможностям предприятия;

- возможности модификации и настройки системы силами специалистов предприятия;

- возможности интегрирования данной системы с бухгалтерской и базовой автоматизированными системами предприятия для получения из них информации обо всех текущих хозяйственных операциях без необходимости двойного ввода данных;

- безопасности и надёжности информационного пространства;

- наличию удобного и понятного интерфейса;

- возможности масштабирования системы при росте объёмов обрабатываемой информации и увеличения числа её пользователей.

Автоматизация управленческого учёта предъявляет дополнительные требования к персоналу, осуществляющему управленческие функции. Внедрение приобретаемой, а не созданной на заказ автоматизированной системы учёта может потребовать существенных организационных усилий по обучению персонала и даже реорганизации структурных подразделений предприятия. Принимая решения о создании автоматизированной системы управленческого учёта, нужно понимать, что на начальном этапе выгоды от автоматизации не всегда очевидны. В конечном же счёте это приводит к существенному повышению качества принимаемых управленческих решений и росту финансовых результатов предприятия.

Наиболее эффективна такая автоматизация, при которой программные компоненты, выполняющие аналитические функции в рамках управленческого учёта, являются подсистемой общей автоматизированной системы управления предприятием. Иначе говоря, наиболее эффективна комплексная информационная система, охватывающая все процессы и аспекты жизненного цикла предприятия. Эффект комплексной автоматизации достигается за счёт использования единой программной платформы, единой системы хранения данных и доступа к ним. Информация во всех подсистемах может использоваться совместно и не нуждается в дополнительном вводе вручную, а также в дополнительных проверках на аутентичность. К сожалению, наиболее распространенные типы таких ERP-систем (Enterprise Resource Planning) весьма дороги. Некоторые предприятия разрабатывают подобные комплексные системы самостоятельно, но это долгий и трудоёмкий процесс, требующий больших расходов.

Существуют разные методы автоматизации учёта. Один из возможных методов состоит в трансформации готовой бухгалтерской отчётности. Процесс трансформации включает в себя устранение влияния инфляции, уточнение стоимости основных средств, материальных запасов, задолженности и других статей баланса.

При использовании этого метода операция преобразования информации совершается после ввода данных в бухгалтерскую подсистему. Трансформация выполняется дискретно, в заданное время. Конечная структура данных управленческого учёта, полученная в результате преобразования, зависит от программных продуктов, используемых в дальнейшем для анализа этих данных. Основное достоинство данного метода - небольшая трудоёмкость – при условии, что все хозяйственные операции документально отражены в бухгалтерии.

Второй метод автоматически трансформирует информацию в момент её ввода и отражения в бухгалтерских проводках. Он позволяет осуществить в одной базе данных две схемы, содержащие информацию бухгалтерской и управленческой подсистем. Для этого используется специальная настройка бухгалтерской базы данных, которая позволяет на каждую проводку, сделанную по бухгалтерскому плану счетов, выполнить параллельную проводку по плану счетов управленческого учёта.

Оба рассмотренных метода разумно применять на малых и средних предприятиях при небольших объёмах информации. Это связано с тем, что программные продукты, выполняющие преобразование информации, трудно сделать универсальными. Их приходится либо разрабатывать для каждого предприятия отдельно, либо подвергать сложной настройке. Затраты на разработку или настройку программных продуктов возрастают вместе с размером предприятия и сложностью его структуры.

Во всех автоматизированных системах очень важны способ хранения информации и методы доступа к ней. Ещё один (третий) метод автоматизации учёта предусматривает использование единой базы данных, в которую заносится информация из всех подсистем. Такая интегрированная система генерирует финансовую, налоговую, управленческую и оперативную отчётность. Однако для внедрения и обслуживания подобных систем требуются специалисты высокой квалификации, поэтому такие системы обходятся весьма дорого.

Основной недостаток интегрированных систем, как и первых двух уже рассмотренных, состоит в том, что они хорошо работают при небольших объёмах информации. Следовательно, область их применения – средние по размеру предприятия.

При очень больших объёмах информации и аналитических операций для каждой подсистемы создают свою базу данных на отдельном сервере. Для выполнения анализа также создают отдельную базу данных со своей структурой, которая называется «хранилищем данных». Данные во всех базах и хранилище автоматически согласовываются через определенные промежутки времени с помощью специального механизма, называемого репликацией данных. Такой подход характерен для крупных предприятий, где информационные потоки и объёмы хранящихся данных весьма велики, а их анализ играет большую роль для выработки правильных управленческих решений. Основной недостаток такого подхода – большие затраты на его реализацию и эксплуатацию.

Для каждого из рассмотренных подходов к автоматизации управленческого учёта на рынке предлагается соответствующее программное обеспечение. Так, для трансформации отчётности многие предприятия успешно используют продукт Audit Expert.

Для ведения учёта в единой базе данных существует множество программных комплексов различной мощности и стоимости. Как правило, это сложные и дорогие корпоративные информационные системы, поддерживающие стандарты MRP/ERP, каждая из которых требует отдельного подробного описания.

В основе ERP-систем лежит принцип создания интегрированного банка данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого числа сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями.

Наиболее мощными универсальными ERP-системами, широко распространенными в мире, являются Oracle E-Business Suite, SAP/R3 и Baan. Однако такие продукты, как Oracle E-Business Suite и SAP/R3, для настройки на конкретное предприятие требуют больших усилий группы высококвалифицированных специалистов, да и сами они очень дороги. Велики также расходы на эксплуатацию таких систем. Универсальную систему можно настроить практически под любые требования, однако такая настройка представляет собой сложную задачу.

Среди других более или менее универсальных программных продуктов можно выделить отечественные и зарубежные системы среднего класса. Зарубежные системы - это Microsoft Dynamics AX, Exact, Platinum, Hansa Solutions, Scala, Accpac, SunSystems. Отечественные системы – БЭСТ, «1С: Предприятие».

В качестве программ непосредственно для управленческого учёта можно использовать небольшие зарубежные комплексы, например, MYOB Accounting, BS/1, Sage, либо специально настроенные «1С: Предприятие», «Инфо-Бухгалтер» или Access.

Внедрение новых программных продуктов зачастую вызывает сопротивление сотрудников, которое может стать серьёзным препятствием на пути получения эффективных результатов. Руководители предприятия в таких случаях должны:

- наделить руководителя проекта внедрения достаточными полномочиями;

- подкреплять решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов;

- оказывать максимальную поддержку рабочей группе;

- вести разъяснительную работу с персоналом предприятия.

На отдельных этапах проекта внедрения временно возрастает нагрузка на сотрудников предприятия. Это связано с тем, что помимо выполнения своих обычных обязанностей им нужно осваивать новые технологии. В таких случаях нужны организационные меры по сокращению переходного периода и усилению мотивации сотрудников к освоению автоматизированных информационных систем.


 

Рекомендуемая литература

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.

3. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/98.

4. Апчерч А. Управленческий учёт: принципы и практика: Пер. с англ./ Под. ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 952 с.

5. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник для вузов. – М.: ИКФ Омега-Л, 2006. – 576 с.

6. Волкова О.Н. Управленческий учёт: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 472 с.

7. Врублевский Н. Д. Управленческий учёт издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учёт», 2004. – 376 с.

8. Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 783 с.

9. Друри К. Управленческий и производственный учёт. Вводный курс: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 735 с.

10. Иванов В. В., Хан О. К. Управленческий учёт для эффективного менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 208 с.

11. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. – М.: Магистр, 2008. – 574 с.

12. Каверина О. Д. Управленческий учёт: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

13. Карпова Т. П. Управленческий учёт: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006. –350с.

14. Керимов В. Э. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. – М.: «Дашков и КО», 2006. – 460 с.

15. Кизилов А. Н., Карасева М. Н. Бухгалтерский (управленческий) учёт: Учеб. пособие, - М.: Эксмо, 2006. – 320 с.

16. Кондраков Н. П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 368 с.

17. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н.И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.

18. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред.

Н. Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. – 297 с.

19. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем./ Под ред. С. А. Николаевой. М.: – Финансы и статистика, 1993. – 96 с.

20. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 208 с.

21. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

22. Мизиковский И. Е. Бухгалтерский управленческий учёт: курс-минимум: Учеб. пособие. – М.: Магистр, 2009. – 110 с.

23. Мишин Ю. А. Управленческий учёт: Управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. – М.: Изд-во «Дело и Сервис»,2002. –176 с.

24. Николаева С. А. Управленческий учёт: Учеб. пособие. – М.: Ин-т проф. бухгалтеров России: Инф. агентство «ИПБ – БИНФА, 2002. – 176 с.

25. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.

26. Палий В. Ф. Организация управленческого учёта. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 224 с.

27. Теория управления. Терминология. Вып. 107. - М.: Наука, 1988. - с.56.

28. Управленческий учёт: Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. – 512 с.

29. Управленческий учёт: Учеб. пособие (Бакалавриат) / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Магистр, 2009. – 428 с.

30. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989 – 815 с.

31. Фридман П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. – 286 с.

32. Хорнгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учёт: управленческий аспект: Пер. с англ./ Под ред. Я. В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 416 с.

33. Хонгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учёт / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. – 1008 с.

34. Энтони Р., Рис Дж. Учёт: ситуации и примеры: Пер с англ./ Под ред.

А. М. Петрачкова. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 560 с.

35. Яругова А. Управленческий учёт: опыт экономически развитых стран / Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 240 с.


 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Этапы развития управленческого учёта…………….……………………..7

2. Место управленческого учёта в системе управления организацией….…16

3. Виды экономической информации и структура хозяйственного учёта....21

4. Цель и принципы организации и ведения управленческого учёта…….28

5. Сущность управленческого учёта………………………………………..35

6. Сравнительный анализ управленческого и финансового учёта……….40

7. Организация и структура управленческого учёта на предприятиях….42

8. Автоматизация управленческого учёта………………………………….51

Рекомендуемая литература……………………………………………….…..57

 

 


 

Учебное издание

 

Золотухин Олег Иванович

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА

 

Курс лекций

 

Редактор

Верстальщик

_________________________________________________________________

Сдано в набор. Подписано к печати

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л.. Тираж экз. Заказ

 


Редакционно-издательский центр ГУАП

190000, Санкт-Петербург, Б. Морская ул., 67

 

Date: 2015-06-08; view: 648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию