Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новогрудская Борисоглебская и Витебская Благовещенская церкви XII века





Новогрудская Борисоглебская церковь как памятник архитектуры Беларуси XII века. История возникновения и специфика постройки. Отражение традиций полоцкой архитектурной школы в Благовещенской церкви в Витебске. Специфика архитектурного образа храма.

Борисоглебская церковь (официальное название - Собор святых мучеников-страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба) - памятник готической архитектуры эпохи Великого княжества Литовского XVI века. Она относится к храмам, приспособленным к обороне.

Церковь была построена в 1519 году на месте древнего храма XII века. Фрагменты его фундамента были найдены во время раскопок в 1960-х годах. Храм XII века с 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новогрудской митрополии, при котором действовал мужской монастырь. В 1451 году храм посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

В 1517 году на месте древнего храма начались работы по возведению кирпичной церкви на средства крупного магната - гетмана Константина Острожского и митрополита Иосифа Солтана.

Борисоглебская церковь в 1620 году перешла к униатам. Через несколько лет митрополит Иосиф Руцкий основал при храме мужской и женский базилианские монастыри. В период с 1624 по 1632 году церковь была перестроена в стиле сарматского барокко на средства местного магната Александра Хрептовича. На фасаде появились башни с бойницами и винтовыми лестницами внутри, и храм приобрел воинственный вид.

В 1839 году церковь перешла к православным. В конце XIX века храм был снова реконструирован. Здание приобрело черты русского архитектурного стиля.

В середине XX века церковь была закрыта, а в здании разместился филиал государственного архива Гродненской области. Лишь в 1996 году храм был возвращен Православной церкви.

Борисоглебская церковь – яркий образец православной готики Великого Княжества Литовского XVI века. Первоначально он представлял собой трёхнефный четырёхстолпный храм с широкой пятигранной апсидой. Башни на фасаде были добавлены позже во время ренессансной перестройке. В архитектурном плане церковь очень напоминает ранние католические храмы княжества, но в исполнении готических элементов и оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийской традиции.

Витебская Свято-Благовещенская церковь - памятник древнерусского зодчества, один из самых древних храмов Витебска. Основана княгиней Ольгой. Именно здесь, у пониженного края Двинской возвышенности, в те времена располагалась пристань, куда прибывали торговые суда. Еще издали, подплывающие к городу купцы, замечали чудо земли Витебской – прекрасный храм. В святыне венчался новгородский князь Александр Невский с князёвной Параскевой, дочерью полоцкого князя Брачеслава.

Вначале храм, заложенный Ольгой, был деревянным, а в ХII веке стал каменным. При возведении церкви была использована оригинальная строительная техника: стены храма выложены из рядов белых тесаных известняковых блоков, перемежающихся сдвоенными рядами плинфы (плоских и широких кирпичей). Строилась церковь с участием приезжих мастеров. На протяжении пяти столетий храм был главным храмом города.

Около 1622 года церковь стала униатской и только в 1832 году опять была передана православным. За это время ее внешний облик подвергся значительным изменениям. Церковь частично была разрушена в годы Второй мировой войны. За повреждение этого ценного памятника архитектуры Германией была выплачена Беларуси большая контрибуция. Однако эти деньги не были использованы на восстановление храма. В поврежденном виде он простоял до 1961 года, когда по приказу городских властей был взорван. В 1977 году была произведена консервация руин. Церковь восстановлена в 1998 году. В 2005 году была проделана большая работа по обустройству и благоукрашению храма и к 7 апреля 2006 года была завершена роспись его стен.

2.5. Уникальный памятник архитектуры XIII века – «Белая Вежа».

Причины формирования новой государственности и влияние социально-политической обстановки на развитие монументальной архитектуры. Оборонительная архитектура как неотъемлемая часть белорусской культуры. Истоки белорусского военного зодчества. Башни-донжоны на территории Беларуси и их типологические особенности (волынский тип). История возникновения «Белой Вежы» и исторические события, с ней связанные. Конструктивные характеристики и основные стилистические элементы «Белой Вежы», характерные для раннеготических архитектурных форм.

Уникальным памятником оборонного зодчества второй по­ловины XIII в. является каменная башня, которая сохрани­лась до нашего времени в г. п. Каменец Брестской области.

Каменецкая башня (каменецкий столп) стоит на высоком песчаном пригорке, на левом берегу реки Лесной. История башни тесно связана с городом Каменец, который возник как пограничный опорный пункт. Здесь войска князя Владимира Васильковича не раз вступали в битву с отрядами литовского князя Тройдена. В 1276 г. После очередного примерения с Тройденом Владимир Василькович решил заложить град на реке Лесной. Для этого сюда был послан известный «градоруб» Алекса, срубивший немало «градов» ещё при отце Владимира Васильковича. Через некоторое время при участии местных жителей в Каменце соорудили «столп камен высотою 17 саженей, подобен удивлению всем зрящим на нь».

Точная дата возведения этого памятника древней архитектуры неизвестна. Исходя из сведений, приведенных в Ипатьевской летаписи, его «помуровали» между 1276 и 1288 г.

Толщина стен этого 30-метрового «столпа» достигает 2,5 м., внешний диаметр – 13,5 м. Башня возведена на мощном фундаменте (высота фундамента составляет около 2,3 м, а его внешний метр — около 16 м). Она сложена из брусчатого кирпича тёмно-красного и желтоватого колеров с чрезвычайно xopoшей перевязью швов. Величественная, монументальная башня вверху несколько более узкая, она не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных членений. Ствол ее сложен с легким наклоном к вертикальной оси.

В стенах башни прорезаны бойницы. В первом ярусе иx две во втором и третьем — по три, а в четвертом — две бойницы и один большой стрельчатый проем. Когда-то он выходил на балкон, устроенный на консольных балках. Бойницы четырех нижних ярусов узкие, щелевидные, они расширяются внутрь и завершаются полуциркульными арками. Пятый ярус имеет четыре бойницы. Форма их стрельчатая, но арки скруглённые и имеют незначительную стрелу подъема. Бойницы пятого яруса, в отличие от остальных, расширяются не только вовнутрь, но и вовне.

Между этими бойницами расположены четыре плоские ниши с полуциркульным завершением. Фотоснимки Каменецкой башни конца XIX — начала XX в., на которых видны эти ниши со следами древней побеленной штукатурки, свидетельствуют о том, что ниши сначала штукатурили, а потом белили. Это и давало строгому и величественному сооружению скромную броскую красоту. Над пятым ярусом башни сохранились остатки кирпичного купольного свода, который существовал ещё в середине XIX в.

С третьего яруса начинается кирпичная лестница, которую освещают два узких окошка. Она находится в толще стены и выходит на самый верх башни, на боевую площадку, прикрытую 14 зубцами. Каждый зубец имеет сквозное отверстие, которое по форме и размерам равно «тычку» или «ложку» кирпича. Отверстия, скорее всего, служили защитникам башни в качестве наблюдательных щелей во время интенсивного и жестокого обстрела.

 

Теперь Каменецкая башня стала филиалом Брестского об­ластного краеведческого музея, местом проведения многочис­ленных туристических экскурсий.

Что касается названия «белая вежа», которое прочно закре­пилось за Каменецкой башней, то оно ошибочное. Это название возникло в XIX в. благодаря местным краеведам, которые пола­гали, что башню в древности белили. На самом деле впервые ее побелили в начале 50-х гг. XX в.

 

2.6. Замки на территории Беларуси в XIV – XVI вв.

Замковая архитектура на территории Беларуси. Типы замков и их конструктивные особенности. Новогрудский замок. Старый замок в Гродно. Лидский замок. Замок в Креве. Замок в Любчи. Замок в Гераненах. Мирский замок. Трансформация деревянных укреплений городов в замковые комплексы (Витебск, Могилев). Изменения в строительной технологии и материалах. Реконструкция замковой архитектуры и ее основные этапы.

Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

В зависимости от типа материалов, использовавшихся при строительстве, замковое зодчество Беларуси делится на деревянное и каменное. В то же время камень и дерево часто дополняли друг друга в одном укреплении. Деревянные крепостные сооружения до нашего времени не сохранились. Некоторое представление о них дают описи имущества - инвентари и небольшое количество старых рисунков.

В зависимости от расположения замки делятся на две группы. К первой группе относят сооружения, построенные на возвышенностях. Это укрепления старого типа (до XV в.). Мощность и неприступность таких сооружений обеспечивались не только конструкцией, но и высотой, и крутизной холма, на котором они возводились. Ко второй группе относят замки более позднего типа (XVI в.). Преимущественно это феодальные замки, расположенные в низинах и опоясанные крепостными стенами с башнями. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры.

Древнейшими каменными замками Беларуси являются Лида, Крево, Новогрудок, Гродно. Лида и Крево - простейшие замки первой половины и середины XIV в., построенные на насыпном холме, имели мощные стены и низкие, малочисленные башни. Новогрудок и Гродно - замки, восходящие к XII-XIII вв. и перестроенные в XIV-XVI вв., расположенные на высоких холмах, с мощными многочисленными башнями.

Замок в Лиде (Гродненская обл.) - оборонный форпост на пути крестоносцев - заложена при великом князе литовском Гедимине в 1323 г. При осадах были повреждены стены, разрушены башни, полностью уничтожена деревянная застройка внутри. Полностью разрушены и имевшиеся в замке две башни, которые располагались в углах по диагонали.

Замок в Новогрудке (Гродненская обл.) древнейший на белорусской земле. Установлено, что с начала XI в. и до середины XIII в.на валах древнего Новогрудка стояли деревянные стены разной конструкции, которые возобновлялись не менее пяти раз. Крепостные стены и башни в течение веков модернизировались. Стены, построенные позднее, образуют многоугольник, объединяющий несколько башен. В XVI в. Новогрудский замок был семибашенным и считался одним из самых мощных для своего времени. Замок сильно пострадал в период войны России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Во время Северной войны в 1706 г.он был взорван шведами.

Старый замок (или Гродненская крепость) - исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений - возник на месте поселения XI в. на высоком и крутом холме, на правом высоком берегу Немана, при впадении в него речки Городничанки. С конца XIII в. на протяжении более ста лет существовавший здесь деревянный замок подвергался многочисленным осадам крестоносцев. В 1398 г. сооружения были уничтожены сильным пожаром. На их месте вырос новый, каменный замок. В 80-х годах XVI в. при короле польском и великом князе литовском Стефане Батории Старый замок подвергся коренному переустройству. Он был задуман как дворцово-замковый комплекс. Здесь по проекту итальянского архитектора Скотто построили новый королевский дворец в стиле ренессанса. В дальнейшем Старый замок претерпел многочисленные переделки.

Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов.

 

Термин «замок» происходит от слова «закрывать» и под нм понимают хорошо укреплённый оборонительный комплекс, который выполнял функции резиденции феодала. Их появление на Беларуси связано с усложнением общественных отношений, когда старая планировка города с детинцем, окольным городом и пасадом перестала соответствовать изменившимся условиям. Появилась необходимость в небольших, но мощных каменных цитаделях, которые бы контролировали целые районы. Образцом для них стали замки крестоносцев в Прибалтике. По композиции они относились к типу «кастелей», что в переводе с французского языка означает – небольшой замковый комплекс. В Беларуси их возведение начинается по приказу великого князя Гедимина.

В начале XIV века замок-кастель был возведён в д. Крево Сморгоньского района. Он был расположен на искусственно созданной насыпи в месте слияния рек Кревянка и Шляхтянка и в плане напоминал четырёхугольник (85-109-72-97). Его стены были 3 м толщиной и 13 м высотой, имели каменную основу и кирпичную боевую галерею в верхней части. Две башни были расположены по диагонали и были возведены поздней. Северная 5-ти пятиэтажная «Княжеская» вежа-донжон выступала за общий периметр и имела большие размеры (18, 7\17 м). Вход в неё был возможен только с боевой галереи. Верхние ярусы предназначались под княжеские покои и имели большие оконные проёмы со стрельчатыми завершениями. Вторая четырёхэтажная «Малая» вежа (11\10, 7) была пристроена к стенам изнутри. После Гедимина Кревский замок принадлежал Альгерду и Ягайло. В 1382 году по приказу последнего был убит великий князь Кейстут. В 1385 году в замке была заключена Кревская уния. В 1503 – 1506 гг. его осаждали крымские татары, а в 1519 г штурмом взяли московские войска. В дальнейшем замок утратил стратегическое значение и пришёл в упадок. В годы первой мировой войны линия фронта проходила через Крево и замок был разрушен русской артиллерией. Несмотря на это, ещё и теперь в Крево сохранились большие фрагменты стен и остатки башен.

2.7. Архитектура периода формирования белорусской народности (XIV – первая половина XVII вв.).

Проникновение на территорию Беларуси основных художественных стилей западной Европы: готики, ренессанса и барокко. Новый тип православного храма на территории Беларуси (стиль белорусской готики). Храмы оборонительного типа в Сынковичах, Маломожейкове, в Супрасли и Заславье. Причины возникновения ренессанса в Великом княжестве Литовском (династические браки, распространение идеологии реформации). Распространение реформационного движения. Зависимость архитектуры протестантских сборов от специфики вероисповедования. Склонность к формам местного ренессанса (Заславье, Сморгонь, Кутичи, Жодишки, Замостье) как средство идейной борьбы конфессий. Соединение и самобытная трактовка в местной архитектуре форм итальянского и северного возрождения (Гольшаны, Смоляны). Дом-крепость в Гайтюнишках и дворец в Рогачеве. Ренессансные синагоги (Быхов) и католический собор (Несвиж).

В Западной Европе готичный стиль начал формироваться в XII веке во Франции и достиг своего развития в XV - XVI веках, когда существовала так называемая «пламенная готика» с повышенной декоративностью. В Беларуси исследователи выделяют раннюю (конец XIII – первая половина XIV вв) и позднюю (середина XIV – первая половина XVI вв) готику. Наиболее ранним проявлением готики на Беларуси можно считать особые архитектурные элементы Каменецкой вежи.

Ренессанс зародился в Италии. Его общеевропейская периодизация состоит из 3 этапов:

· проторенессанс (XIV – XV вв.)

· высокое Возрождение (конец XV – середина XVI вв.)

· позднее Возрождение (другая половина XVI – XVII вв.)

Т.о. под влиянием ренессанса белорусские города стали постепенно изменять свой внешний вид на западноевропейский манер, что положило начало созданию новых городских ансамблей.

Новый архитектурно – художественный стиль зародился в Италии во второй половине XVI века. В это время в культурной жизни Европы господствовал Ренессанс, который и стал основой для барокко. На Беларусь барокко распространился в конце XVI века непосредственно из Италии.

Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляют церкви в Сынковичах, Супрасле и Мурованке (Маломожейкове). Это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. Их планировка родственна четырехстолпным храмам западнорусских областей XII- XIII вв., что свидетельствует о продолжении традиций древнерусского строительства, непрерывном процессе развития белорусского зодчества. Вместе с тем у них были отличительные черты, обусловленные местными особенностями.

Сынковичская церковь (Гродненская область) является древнейшим оборонным храмом в Белоруссии. Наиболее вероятным временем ее строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Система оборонных устройств церкви в основном повторяет подобные приспособления в крепостном зодчестве того времени. Массивные стены, башни и помещение над сводами с бойницами сближают ее с небольшим замком. План представляет собой слегка вытянутый пе рекошенный прямоугольник с трехнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину.

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Зальность интерьера чувствуется и во внешнем объеме церкви, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой двухскатной крышей.

Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви (начало XVI в.) в Вильнюсе, что подтверждает гипотезу о единстве многих характеристик архитектуры православных храмов в Великом княжестве Литовском.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества.

Церковь Благовещенского монастыря в Супрасле (XVI в.) также имеет много элементов готической архитектуры. В интерьере они представлены разнообразными сводами - крестовыми, звездчатыми, сетчатыми или сотовыми; снаружи - формой апсид, высокой щипцовой крышей, стрельчатыми окнами, круглым проемом над входом. Устремленная вверх композиция постройки усиливается высоким барабаном центрального купола и стройными угловыми башнями. Объемная целостность храма, четкость архитектурных членений и богатый декор наделяют памятник большой художественной силой.

Во всех рассмотренных церквах крутые крыши вызвали необходимость возведения высоких щипцов-фронтонов, в которых строители проявили умение соединять конструктивные принципы с богатой и изобретательной декоративностью. Можно предполагать, что этот прием послужил источником для ренессансного аттика грядущих столетий.

МУРОВАНКА(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы). Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. Церковь четырехстолпная, одноапсидная, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера. В целом же конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры XVI в. Во второй половине XIX — начале XX в. Маломожейковская церковь подверглась перестройке: к западному фасаду был добавлен притвор, башни надстроены.

Заславль. Спасо-Преображенская церковь - памятник архитектуры ренессанса конца XVI - начала XVII вв. Строилась она Николаем Глебовичем на территории Заславского замка в окружении валов как кальвинистский сбор. Это был храм оборонительного типа с массивными стенами, бойницами, мощной башней-колокольней. Интерьер церкви скромен и прост.

Духовная жизнь Великого княжества Литовского в XV–XVI cтолетиях испытывала на себе влияние идей Возрождения. В этот период расцветала ренессансная культура. Суть ее состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, проникновении гуманистических идей в культуру, распространении реформационных идей и движений, возникновения книгопечатания. В этом же ряду стоит углубление государственного, национально-патриотического сознания во всех слоях общества – духовенства, шляхты, и «посполитного» люда.

На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.

Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.

В середине XVI в. на белорусские земли начали проникать идеи Реформации. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, чтобы она стала дешевой для прихожан, за богослужение на родном языке, высказывали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических богослужений. Реформационное движение в Великом княжестве Литовском охватило только высшие круги общества — в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, потому что хотели обособиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Наиболее ярким представителем реформационного движения в Беларуси стал один из самых знаменитых представителей известного магнатского рода канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Чёрный. Его образно называют «отцом Реформации в ВКЛ».
Показательным примером реформатского храма является Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине XVI в. Расположение на высоком холме, подножие которого огибает извилистая речка, создало хорошие условия для организации круговой обороны. Земляные валы и бастионы по углам удачно завершили холм, создавая труднопреодолимую систему обороны. Преображенская церковь - бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто высокой щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипяти метровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами, так как общий характер церкви с системой земляных укреплений не вызывает сомнения. Башня была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки на уровне венчающей части стен церкви. Эта часть храма трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии.

Церковь в Сморгони (1553) является оригинальным памятником архитектуры ренессанса. План церкви представляет собой растянутый восьмигранник. Внутреннее пространство решено в виде цилиндра, перекрытого высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами и гирьками. В противоположность аттику большая часть церкви выполнена в строгих формах. Монументальная приземистая башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет оборонное значение. Заслуживает внимания и небольшая полукруглая башенка с узкими окнами - бойницами, поставленная в месте примыкания основной башни к храму. Подобное устройство оборонного характера можно встретить в белорусской и литовской архитектуре. Такой композиционный прием стал традиционным. В каждом конкретном случае он приобретал свое выражение, исходя из прямого назначения здания, и в какой-то мере перекликался с цилиндрическим фланкированием культовых и замковых памятников XVI в. Реформатские храмы своеобразны по своей архитектуре. Они не похожи на костелы, но и значительно отличаются от православных церквей. С последними их сближают некоторые черты планов и общий оборонный характер. Церкви в Осташине, Заславле, Сморгони представляют собой новый этап в развитии бесстолпных храмов Белоруссии, пришедших на смену многопролетной готической системе. По своей планировке, конструкциям и архитектуре они многообразны: с алтарем (Осташин) и безалтарные (Заславль), с коробовым сводом с люнетами (Деревна) и куполом (Сморгонь), с башней у главного фасада (Осташин) и безбашенные (Заславль, до реконструкции).

В их архитектуре заметно влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса. Контрфорсы, граненые апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы, характерные для готики, уживаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчлененными фасадами - типичными для ренессанса чертами.

Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств.

В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. католицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей.

Гольшанский замок был построен в первой половине XVII века в качестве резиденции подканцлера Великого княжества Литовского Павла Стефана Сапеги – двоюродного брата автора знаменитого Статута 1588 г. Льва Сапеги. Павел Стефан не оставил наследников, а потому, оставшись без хозяина, замок стал переходить из рук в руки.

В исторической литературе XIX века сообщается, что замок был сильно поврежден во времена Северной войны в начале XVIII века. Однако прямых подтверждений этому нет. При владельце Горбаневе, который приобрел замок в 1880 году, часть замка разобрали на постройку корчмы. Однако замок оставался жилым вплоть до 1939 года. В советское время из кирпичей замка строили новые здания в деревне. Однако, несмотря на все злоключения, руины выжили и получили статус Государственного памятника архитектуры БССР.

Замок сохранился плохо (cохранились остатки стен и башен, а также арочные перекрытия), к тому же исследователи не располагают достаточными сведениями о том, как выглядел замок в XVII веке. Поэтому архитекторы, которые занимаются разработкой проектов восстановительных работ в Гольшанском замке, справедливо считают, что полная реконструкция здания чревата потерей уникальности объекта. Есть предложение накрыть руины чем-то вроде купола из стекла и бетона, защитив таким образом руины от негативного воздействия климатических условий.

Замок ”Белый Ковель” - памятник архитектуры оборонного зодчества середины 17 века, сочетающий черты западноевропейской архитектуры и белорусского народного зодчества. Возведен по приказу князя Семена Андреевича Сангушко. Замок представлял прямоугольное сооружение с башнями по углам и искусственными водоемами вокруг. Композиция замка была идентична Мирскому. Замок сложен из крупных кирпичей и небольших камней. Все строения замка были оштукатурены и покрашены в белый цвет. Вокруг были насыпаны высокие валы с угловыми бастионами, где в укрытиях были установлены дальнобойные пушки. Под замком находились обширные подвальные помещения с несколькими тайными подземными ходами, ведущими далеко за территорию комплекса.

Смолянский замок имел и свое имя, что было не совсем характерно для белорусских земель: его называли «Белый Ковель». Слово «Ковель» появилось в названии замка потому, что именно это местечко, которое находится недалеко от Бреста, поменяли Сангушки на Смоляны, принадлежавшие тогда князю Андрею Курбскому. А «Белый» – потому что стены и башни замка были полностью выбелены. Кстати, эта черта тоже выделяла замок среди прочих – не было на белорусских землях другого такого белого замка. Известно, что на склоне жизни хозяин замка князь С. А. Сангушко приказал закрасить светлые и жизнерадостные фрески в покоях и расписать стены картинами на религиозные сюжеты, преимущественно на темы смерти и забытья.

Белый Ковель неоднократно подвергался разрушениям в ходе многочисленных войн. Сильно пострадал во время русско-польской войны и в Северную войну. В настоящее время cохранились остатки главной пятиярусной башни, примыкающего к ней жилого корпуса, фрагменты фундамента по всему периметру комплекса и подвальные помещения, засыпанные на данный момент землей.

Дом-крепость в Гайтюнишках - памятник оборонительной архитектуры начала 17 века, единственная сохранившаяся в Беларуси сооружение подобного типа. Был построен за один год в 1612(3) году известным архитектором оборонительных сооружений Петром Нонхартом для собственного проживания. Представляет собой миниатюрный замок (15х34 м) с четырьмя круглыми башнями по углам. Как и все постройки оборонного типа того времени, дом в Гайтюнишках имеет стены внушительной толщины (около 1,5 м) и сводчатые перекрытия. Архитектурный декор на фасадах минимальный. Дом окружали наполненный водой ров и вал, немного дальше — система искусственных прудов. Они также имели оборонное значение. Широкие водоемы делали невозможным подвоз к крепости на близкое расстояние осадных пушек для прицельного огня и затрудняли подход войск непосредственно к стенам крепости. Для автономного водоснабжения в подвале крепости сделали колодец. Во времена Северной войны дом-крепость выдержал осаду шведов. Сейчас в здании расположена республиканская психиатрическая больница для лиц, совершивших преступления в состоянии психического расстройства.

Дворец в Рогачеве. В период правления СигизмундаI, Великого князя литовского и короля польского – начало 16 века, он дарит Рогачев своей жене королеве Бона Сфорца д,Арагон. По распоряжению Боны в Рогачеве был построен замок. Замок не сохранился: частично он был разрушен в 1780 годы, а последнее каменное строение в период Великой Отечественной войны. То место, где стоял замок, и сейчас называют замковой горой.
В 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой все левобережье страны с Рогачевом отходит к Российской империи. Решено построить в городе крепость, сносится половина замка, но крепость так и не построили.

Быховская синагога - памятник архитектуры позднего ренессанса, построена из кирпича в 40-50 годы XVII столетия. Располагалась в северной части исторической планировки Старого Быхова, в отдельном квартале, относительно недалеко от торговой площади и городского вала с расположенными на нем Могилевскими воротами. В интерьере - двухъярусная трибуна-бима, декоративное убранством интерьеров, когда-то было украшено разнообразной лепкой и росписью. Построение форм Быховской синагоги своими корнями восходит не столько к сакральным, сколько к замковым строениям. Быховская синагога активно использовалась при защите города в середине XVII – начале XVIII века. Синагога являлась центром религиозной и гражданской жизни евреев Быхова, которые в начале ХХ века составляли около половины городского населения.

Несвижский костел. Костел Божиего Тела (Фарный костел, костел иезуитов) - памятник архитектуры раннего барокко — первая постройка этого стиля на территории Речи Посполитой, возведен в конце XVI века итальянским архитектором Джованни Мария Бернардони на средства владельца Несвижа князя Радзивилла Сиротки. Прототипом костела является римский храм Иль Джезу. Украшают здание глубокие ниши со скульптурами святых (Николая, Христофора, Франциска и Ксаверия). Интерьер костела имеет пышный декор, купол и своды расписаны фресками. Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Хески. Украшают костел и скульптурные произведения - алтари Иисуса Христа и Девы Марии из мрамора, а также несколько памятников светской мемориальной пластики: памятники основателю храма Радзивиллу Сиротке и его детям. Храм является родовой усыпальницей Радзивиллов. В подземелье под костелом, в крипте в гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году.

 

Date: 2015-06-08; view: 1471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию