Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 3. Смысл и цель жизни
⇐ ПредыдущаяСтр 104 из 104
При изучении философской антропологии невозможно обойти вопрос о смысле ицели человеческого существования. Если вопрос о соотношении духа и природы,мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос о смыслежизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задаетсебе, наверное, каждый человек, не только философ.На данный вопрос разные философские учения отвечают по-разному. Представителиидеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям,представители материализма концентрируют внимание на объективнойдействительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопросостается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личностьдолжна решить и будет решать его по-своему.Применительно к жизни отдельной личности данный вопрос имеет реальный смысл изначение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этотвопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным.Ф.М.Достоевский по этому поводу сказал, что без твердого представления себе,для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чемостанется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».Преобладающим направлением античных исследований является направление «Смыслжизни - в самой жизни человека». Первоначально размытые, нечеткие контурыэтого направления по мере развития философской мысли становятся все болееопределенными. Процесс их внутренней дифференциации постепенно приобретает всеболее очевидное выражение. Выделяют подходы:ü Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход)ü Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)ü Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)ü Человек живет, чтобы страдать и быть пассивнымПоследний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока.В античности считалось, что человек – существо природное. Этим и объясняетсяпреобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек, подобнорастению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять своепредназначение – продолжить цикличность жизни.В чем, на наш взгляд, отрицательная сторона жизни ради удовольствий: безстраданий, бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, человек оказываетсярабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем к разврату идругим порокам. Насладившись одним, человек испытывает потребность в болеесильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть сопряжены с затратойзначительных ресурсов, что может приводить к очень серьезным последствиям.Каков тут выход? Данная парадигма имеет право на существование, необходималишь поправка на «духовность» наслаждений.Например, Эпикур, говоря об удовольствиях и наслаждении как цели жизни человека,предлагает средство их достижения – добродетель. Так как добродетель – этосредство в отношении к удовольствию, то необходима организация этих средств иискусное подчинение их желаний цели. А это и есть дело разума, задача науки имудрости. Эпикур и Сократ единодушно признают тождество знания с добродетелью.Эпикур усматривает в знании конкретное и осязаемое благо – удовольствие. Добродетель, знание, мудрость – все они одинаково потеряли бы всякий смысл,если бы перестали доставлять удовольствие.Жить и действовать сегодня – жизнь и есть цель в каждый данный момент, отмечаетавтор учебника «Основы философии»[2].Никакой будущий рай на небе или блага на земле не могут сами по себе придатьей смысл. Вместо того чтобы поклоняться кумиру прогресса, а это уже мысльА.И.Герцена, - «не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб,не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился иродился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ниполучать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни – вне жизничеловека». Социальным основанием, благоприятным для развития этой парадигмы, явилоськризисное состояние средневекового общества, когда четко проявиласьдисгармония между личным и общественным, препятствующая упованиям человека наобщество как надежную опору в жизни.Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего можетреализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностнойориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либостремление ее изменить.И в том, и другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к поискампотусторонних средств для оправдания его бытия.В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея ипр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось христианскоеучение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы «Смысл жизни – внежизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать».Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах,Фейербах, Спенсер.«Смысл жизни в служении высшему существу» видели Декарт и Спиноза.Самопознание и самосовершенствование – вот истинная цель жизни человека. УСпинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия – путь кобретению человеком высшего блага – путь к самосовершенствованию человека.Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкойклассической философии с ее утверждением самопознания и самореализации.И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании миллионовлюдей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и светские цели, втом числе самосовершенствования и самореализации, правда в религиозномаспекте.«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальноеравенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организацииобщества.В ХХ веке получает развитие парадигма «Смысл жизни – в самореализации». Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным самвыработать свой смысл жизни и «сделать себя».В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчествочеловека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если доэтого личность воспринималась как данность, то философия Нового временисчитает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищетсмысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев,В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.Поскольку человек по своей сути – существо общественное, поэтому и смысл егожизни может быть найдет только на пути сопряжения интересов и целей общества иличности, считают авторы учебника «Философия» под ред. В.Н.Лавриненко иВ.П.Ратникова[3]. «Общность индивида ирода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытиечеловека в мире и смысле его жизни. Трагизм индивидуальной смертипреодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своейдеятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков».Замечательные слова, воодушевляющие на добрые дела. Но вот что по этомуповоду сказано у Германа Гессе: «.Всегда так было и всегда так будет, что время и мир, деньги и властьпринадлежат мелким и плоским, а другим, действительно людям, ничего непринадлежит. Ничего, кроме смерти. - И ничего больше? - Нет, еще вечность. - Ты имеешь в виду имя, славу в потомстве? - Нет, волчонок, не славу – разве она чего-то стоит? И неужелиты думаешь, что все действительно настоящие и в полном смысле слова людипрославились и известны потомству? - Нет, конечно. - Ну, вот, значит, не славу! Слава существует лишь так, дляобразования, это забота школьных учителей. Не славу, о нет! А то, что я называювечностью. Верующие называют это Царством Божьим. Мне думается, мы, люди, мывсе, более требовательные, знающие тоску, наделенные одним лишним измерением,мы и вовсе не могли бы жить, если бы, кроме воздуха этого мира, не было длядыханья еще и другого воздуха, если бы, кроме времени, не существовало еще ивечности, а она-то и есть царство истинного. В нее входит музыка Моцарта истихи твоих великих поэтов, в нее входят святые, творившие чудеса, претерпевшиемученическую смерть и давшие людям великий пример. Но точно также входит ввечность образ каждого настоящего подвига, сила каждого настоящего чувства,даже если никто не знает о них, не видит их, не запишет и не сохранит дляпотомства. В вечности нет потомства, а есть только современники. Это царство поту сторону времени и видимости. Там наше место, там наша родина, тудаустремляется наше сердце, и потому мы тоскуем по смерти [4] ». Достичь вечности, или Царства Божьего, непросто. Сделать это можно путемвсестороннего развития своей личности, путем самосовершенствования. Как писалКант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой,насколько это в его силах, он может подчинить всю природу[5]». Так же считали и многие наши современники. «Николай КонстантиновичРерих всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни – этосамоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижениямогут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самогочеловека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство –только пособники самоусовершенствования[6]». Л.Н.Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результатеон пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствованииличности. Вместе с тем ему было ясно, что смысла жизни отдельной личностинельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.В заключение нам хочется обратиться к творчеству Андре Моруа. «Люди живут, едят, любят, рожают детей, трудятся. Зачем? Гёте отвечал: «Чтобыпирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась какможно выше». Попытаться сделать из своей жизни шедевр – занятие достойное. Ваш выбор может пасть на предметы, которые другие сочли бы недостойными.Достаточно, если они удовлетворяют вас. Друзьям Фабра и Флеминга, вероятно,казалось странным, что можно посвятить жизнь насекомым или бактериям; друзьяВалери не понимали, зачем этот молодой человек годами отшлифовывает никому непонятные стихи. Стихи и открытия обретают бессмертие, а с ними и их творцы.Впрочем, быть может, вам не суждено войти в славную когорту гениев. Неважно.Что бы вы ни избрали, правила остаются прежними. Нужно «уметь быть великим ив малом».Можно быть великим торговцем или промышленником, здесь тоже необходимысосредоточенность, четкость, обдуманное сочетание осторожности и смелости.Понимаете?Главное не «преуспеть» в смысле «блистать». Это приложится – или неприложится – в зависимости от обстоятельств. Главное – отдать все силыизбранному делу. Делайте свое маленькое дело, но овладейте им в совершенствеи относитесь к нему как к делу великому. В своей области вы станете великимчеловеком. И о Вас пойдет молва. Ибо совершенство – редкость. Я знал ремесленников,которые трудились в полной безвестности, не помышляя о славе, и, пройдя черезмножество испытаний, получили в конце концов признание. Я не хочу сказать, что счастливая развязка – правило. Я не могу поручиться зауспех Ваших начинаний. Случай играет здесь не меньшую роль, чем труд и талант.Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. «Бессмертье жалкое,увенчанное лавром». Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькуювечность» [7].
Date: 2015-06-08; view: 519; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|