Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Понятие личности, ее структура и природа





Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, местечеловека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философиидревнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философскогомышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, ачеловек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человекнесвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко ивраждебен. Идеальное существование человека - это жить в согласии с этиммиром.Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умениичеловека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложеныосновы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека каксущество уникальное, высшую ценность и цель общества.В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения,представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бограссматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно изего многочисленных созданий.Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему итем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в Бога.Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание навнутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки дляотрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенногопротивопоставления ему.В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила человека впредмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм какспецифический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход отрелигиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическаяориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрожденияутверждала идею всемогущества и всесилия человека.Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человеканад остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничногоиндивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала,что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственнойдеятельности.В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характернопротивопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма какфилософского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тожеесть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы,плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это егоразумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощьюсилы знания.В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход кпониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте). Историяобщества рассматривалась как история становления свободы человеческого родапосредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояниечеловечности, преодоление отчуждения и обретения свободы. И.Кант заложилантропологию- учение о человеке. Гегель разделял кантовскую антропологию,стремился к познанию целостного человека, его духовной природы. Л.Фейербахсделал человека предметом своей философии, создал человеческую религию.Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупностиобщественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма -идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемойматериалистически и конкретно-исторически (сущность человека - совокупностьобщественных отношений).Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, онаобращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории,добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Главная проблема длянее - усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегдапризывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованиюи обретению высокой нравственности, выраженной в совести.Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этотмир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные инравственные ценности. Русская философия всегда была нравственноориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчествачеловека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертиичеловека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижениигармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к темечеловека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблемсовременной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией вмире.В 20-30-х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как «философиячеловеческого существования». Основной темой в этой философии стала темасуществования человека в отчужденном мире общественных отношений.Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желаетумереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее, только есличеловек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир,делая его более человечным.Современная научная философия, системный, научный, комплексный подходоперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научныхзнаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.Человек не только материально-социальная система, которую можно изучить иизмерить, но духовная вселенная, уникальный мир, “микрокосм” управляемыйценностями и смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является,во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различныхмировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и инымипричинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы осущности и природе человека, смысле его существования.Для исследования человека как весьма сложного объекта научного познанияфилософская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полнои развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле егосуществования.Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятиеродовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированногочеловека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные чертычеловека.Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяетсяпонятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимыечерты и качества, присущие данному индивиду.Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессевоспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности ивзаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовнымикачествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишьим самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична.Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение,преодоление рабства и обретение свободы.Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва определить самопонятие “личность” в его социологическом аспекте и проанализироватьсовременные трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой личностьи общество.Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств,реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, болеешироко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничточеловеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чистобиологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку,не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в техпроявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид, соответственно, -это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность -это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный исознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность можетбыть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.Проблема “личность и общество” рассматривается в двух основных относительнонезависимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах: а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроенасоциальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целомсоотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могутвыражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительнособственной логике развития.Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так илииначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальныеинституты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечномсчете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институтвыражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретаетопределенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикойразвития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества рольв конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в периодыкардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда сами людистремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культурус тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формыорганизации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск болеерациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека радисамого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданскоеобщество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщейдекларации прав человека. Результатом таких исторических сдвигов явилосьгражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная воВсеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д.На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессысоциальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимостьсоциальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глазатот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующиесоциальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своемуразумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периодыстабильности занимают большую (подавляюще большую) часть человеческогообщества. б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личностьвзаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявитьсвою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институтыдостаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности,ее взлеты и падения.В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что неполучили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости,уникальности конкретной личности. И это стало серьезным моментом,сдерживающим развитие как социологических, так и философских знаний.Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при описанииличности, связаны не только и не столько с тем, что социологическая и другиенауки долгие годы не обращала внимания на проблемы автономии личности, ееиндивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит гораздо глубже - в рамкахподхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии ииндивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть дажекак помехи, но не как изначальные и во многом решающие моменты.Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как совокупностьобщественных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает сколокобщества, его индивидуальную проекцию. Активность личности, ее автономия,воображение, предпочтения в этом случае - явления производные, вторичные,полностью определяемые средой, ее культурой и т.д. Это активность адаптации,приспособления, заимствования, подражания. Функции, роли личности, ихтипичное для данной исторической среды, социальной группы и т.д., содержаниево многом “продавливает” в духовных структурах человека определенныетипологические свойства.Сейчас же взаимодействие личности и социальной среды в самом общем видепонимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующегосвои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначеговоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о еесамостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент,подчиненный задачам самореализации личности.В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, втой мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельствсвоей жизни.Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностьюиз предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личностипроявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий,требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимаетпо-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном,благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современнойличности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек- эточеловек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Онне отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.По природе своей человек является существом активным, деятельным. Взначительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он - автористории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика,познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека вкачестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не толькоокружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способностилюдей носят конкретно- исторический характер, т.е. они изменяются в ходедеятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувствчеловека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельностичеловек является существом пластичным, гибким. Он- вечная незавершеннаявозможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойнойдуховной и физической энергии.Человек обладает механизмом не только биологического, но и социальногонаследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходесоциализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельностион может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека иэмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многомзависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.При философском исследовании человека существует и биосоциальная проблема.Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризуетприроду человека.Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия социальногои биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого»в человеке.Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силычеловека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальностичеловека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формыреакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человекусаму возможность существования в мире.Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способностимыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение квнешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силычеловека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е.приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опытачеловечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического.Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф.Гальтон).Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, чтоесть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственнымигенетическими данными.Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовкучеловека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью отрицаютбиологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение.Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать вышеназванные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматриватьчеловека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров- природногои социального. Но подчеркивается, что основные качества (способность мыслитьи практически действовать) имеют все же социальное происхождение.В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активнымвоздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологическихфакторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его социальныхкачеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобыостаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основусуществования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное исоциальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.З.Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримымисилами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указываетименно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Впредставлении, согласно которому личность является динамической конфигурациейпроцессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена сутьпсиходинамического подхода. Понятие динамики применительно к личностиподразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чемпроизвольным или случайным. Это подчеркивает значение бессознательныхпсихических процессов в регуляции поведения человека.Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее какнекоторые процессы, чем как особые «структуры» личности. Ид означаетисключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Идфункционирует целиком в бессознательном. Эго - это компонент психическогоаппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить иудовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешниммиром. Это помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Длятого, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметьсистему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты вего окружении. Все это приобретается в процессе социализации – посредствомформирования суперэго. Это последний компонент личности, представляющийинтернализованную версию общественных норм и стандартов поведения.Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальныедетерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистическогонаправления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято тольков свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Сточки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействиямежду врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Онподчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных иантропологических факторов в формировании личности.С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоитболезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических,религиозных, экономических ограничений потребовала компенсации в виде чувствабезопасности и чувства принадлежности к социуму. Пропасть между свободой ибезопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческомсуществовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьбавызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том,чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им такженеобходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.Многие люди избавляются от одиночества путем абсолютного подчинениясоциальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть собой,он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, ипоэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят еговидеть». Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочноукоренилась в социальном характере большинства современных людей. Какживотные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятсянеотличимыми от своего окружения.Однако Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряяпри этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Этот вид свободы онназывал «позитивной свободой». Достижение такой свободы требует от людейспонтанной активности в жизни. В своей книге «Искусство любви» Фроммподчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которыхосуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтаннойактивности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, нежертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.В качестве альтернативы психоанализу Фрейда и бихевиоризму под руководствомА.Маслоу была разработана в начале 60-х годов гуманистическая психологияличности. Она уходит корнями в экзистенциальную философию, разработаннуюС.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж-П Сартром.Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственныхфакторов, либо влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею отом, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чемстановимся. Каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачейнаполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Люди осознают, что они вответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество итревогу. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.Очень важна у гуманистических психологов концепция становления. Человекникогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинногосуществования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологическихпотребностей. Будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделатькаждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявитьсвои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойнуюжизнь, совершает предательство. Тот, кто предал свою человеческую сущность,не в состоянии решить основные вопросы своего существования.Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своейсудьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и ониответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободыи ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, вконце концов, жить в отчаянии безнадежности.

 

 

Date: 2015-06-08; view: 552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию