Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ





Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзяпротивопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявлениеего жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной формеколлективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступатьи как самобытная индивидуальность.В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности вобществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникаетпроблема свободы и ответственности личности перед обществом.Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимостиее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, которыйопределил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободуволи». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким,каков он есть. Тем не менее Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы,особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободедуха и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению междурациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственновозникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественногосредства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентныеприроде как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в«повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческимииндивидуумами.Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма,но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей.Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое совершенствованиеи приносимая им свобода для всех человеческих существ?Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости сидеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит изпризнания объективной необходимости как первичного, а воли и сознаниячеловека - как вторичного производного.В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждыйчеловек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересамиобщества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должнапоступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, впротивном случае ему грозит наказание от имени общества.В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личностистановится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций ввиде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящеевремя становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, таккак это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный моментисчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы,права и свободы.Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода невседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несетответственность перед обществом по закону, принятому обществом.Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальноеи морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом.Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальнуюжизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом иисторическому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременносоциальной и моральной ответственности каждого.В праве гражданская, административная и уголовная ответственностьустанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, нои с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степенисознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовуюответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества вцелом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможностидля того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению.Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир,выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этойвозможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедийчеловека, всех его взлетов и падений.Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), спроизволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазонсвобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др.свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чистоотрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,нарушающим законы природы и социальной жизни.Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждыйчеловек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво,неоднозначно. Человек свободен и несвободен.Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиводиктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Оннесвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровеньфизических сил и умственных способностей, технических возможностей, характеробщественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует такназываемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена исуществует в различных формах.Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под егоконтроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждениеозначает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- этокак бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжениечеловека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря,свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает егоосвобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так исоциальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии сосвоими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор. «- Выбор. Волшебный резец, при помощи которого жизнь обретает форму. Но еслимы боимся выбрать что-нибудь иное, чем то, что уже имеем, какая от него польза? - Кто боится его применять? Что в нем такого страшного? - Он делает нас другими! - Да ладно. - Хорошо, откажись от выбора. Всю жизнь делай только то,что делают другими. Как это будет выглядеть? - Я иду в школу. - Да. И? - Я получаю образование. - Да. И? - Я устраиваюсь на работу. - Да. И? - Я женюсь. - Да. И? - У меня появляются дети. - Да. И? - Я помогаю им делать уроки. - Да. И? - Я выхожу на пенсию. - Да. И? - Я умираю. - Подумай, какими будут твои последние слова. Он подумал. - «Ну и что?» - Верно, хоть ты и делаешь все, чего от тебя ожидаютдругие, ведешь себя, как подобает законопослушному гражданину, идеальному мужуи отцу, голосуешь на выборах, принимаешь участие в благотворительности, любишьживотных. Ты живешь так, как от тебя требуют, и умираешь с вопросом «Ну и что?» - Хм. - Потому что в твоей жизни не было выбора, Дикки! Ты никогдане хотел что-либо изменить, никогда не искал то, что на самом деле любил,поэтому никогда этого не имел, ты никогда не бросался очертя голову в мир,который значил для тебя больше всего, никогда не сражался с драконами, боясь,что они тебя съедят, никогда не взбирался по скалам, изо всех сил удерживаясьнад тысячефутовой пропастью разрушения, потому что это была твоя жизнь и тыдолжен был ее сохранить! Выбор, Дикки! Выбери то, что любишь, и преследуй этона максимальной скорости, и я – твое будущее – обещаю, что ты никогда не умрешьсо словами «Ну и что?» - Что из этого, если я научусь делать свой выбор,независимо от мнения других, и это приведет мой корабль на рифы. Спасет ли менятвой волшебный меч? - Дикки, когда это безопасность стала твоим основнымстремлением? Бегство от безопасности – вот единственный способ превратить твоипоследние слова из «Ну и что?» в ДА! Отказ от безопасности не означаетсаморазрушение. Никто не садится в боевой самолет, вначале не научившись летатьна учебном. Маленькие решения, незначительные приключения до того, какперейдешь к важным. И в один момент ты вспомнишь: это мой выбор! Я построил этужизнь! Я хотел ее больше всего на свете, я полз, я шел, я бежал к ней, и вотона здесь! [1]» Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметьпределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие ианархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативнуюсвободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальныхгрупп и общества в целом, а также и природы как естественной основысуществования общества.При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятиесвободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей.Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощиэкономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государствообязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценностьчеловеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д.Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека.Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, какличности, так и общества.Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, вкотором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата занее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего онанеизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, вразрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна,в пределах его компетентности и диапазона возможностей.Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработкапривлекательного социального идеала, включающего как основной момент своегосодержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должнапониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в которомучтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей дляудовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствованияодновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального феноменабудут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод личности наоснове развитой экономики и политического плюрализма.Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основнымпринципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенствавсех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободыличности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства иличности создадут новый вариант демократического и гуманного общества,способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннееразвитие человека.

 



 







Date: 2015-06-08; view: 615; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию