![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Общая характеристика понятия. Понятие и слово
Разнообразие окружающего нас мира обусловлено существованием множества отдельных материальных предметов, обладающих различными свойствами и находящихся между собой в определенных связях. Познание природы этих, предметов, выявление их сущности и оперирование ими в реальной жизни требует идеальных средств, которые заменяли бы эти предметы объективного мира и служили бы инструментом развития человеческого знания и наук. Одним из таких средств являются понятия. Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.
Чтобы познать сущность предметов и явлений объективного мира, необходимо получить знание об их главных, необходимых свойствах и отношениях и отвлечься от множества второстепенных и несущественных свойств и отношений. Это достигается с помощью такой формы мышления, как понятие. Понятие - форма мышления, с помощью которой обобщаются предметы по их существенным признакам. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в сознании человека и заменяют предметы и явления объективного мира, являясь их идеальными образами. Каждый предмет и классы предметов имеют множество свойств, черт, состояний, находятся в различных отношениях с другими предметами. Эти множества свойств и отношений называются признаками предметов. Признак предмета - то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга (любые свойства, стороны, состояния предметов). Среди множества признаков предметов можно выделить существенные признаки - такие, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, и несущественные признаки - такие, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать предмету и не выражают внутреннюю природу предмета. Например, каждый отдельный человек обладает множеством индивидуальных свойств. Но мысленно их можно обобщить по существенным признакам, таким как «способность трудиться», «способность мыслить» и «способность говорить словами». Эти существенные признаки отличают класс живых существ, который можно назвать словом «человек», от всех других живых существ. Иметь понятие о предмете - значит осмыслить, логически освоить изучаемое явление, выделить его существенные признаки, уметь отличать данный предмет (или класс подобных предметов) от всех других, подняться до уровня абстракций и закрепить знание в языке. Если этого нет, то человек, в лучшем случае, остается на уровне представления о предмете, явлении, которое трудно «выразить словами», как и любой чувственный образ. Для образования понятий необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, необходимо осуществить ряд логических операций: установить сходство и различие предметов (сравнить); мысленно выявить наиболее важные свойства различных частей класса предметов (проанализировать); мысленно соединить части класса предмета по общим признакам (синтезировать); мысленно выделить наиболее важные признаки предмета и отвлечься от других признаков (абстрагироваться); объединить отдельные предметы на основе общих свойств в группы предметов (обобщить). Например, иметь понятие о преступлении - значит понимать, чем отличается данное деяние от всех других человеческих деяний. Благодаря понятиям мышление человека имеет обобщенный, абстрактный характер. Различия между понятиями и представлениями видны из следующей таблицы:
Таким образом, понятие лишено наглядности, глубже отражает сущность предметов, неразрывно связано с языком. Понятия выражаются с помощью слов и словосочетаний, которые называются именами (простые имена: «право», «закон», «человек»; составные: «студент первого курса», «человек, совершивший преступление»). Каждое понятие состоит из двух частей: имеет содержание и объем. Объем понятия - совокупность предметов, которые мыслятся (обобщаются) в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все возможные преступления, которые когда-то совершались, совершаются и будут совершаться. Объемы понятий можно изобразить с помощью кругов Эйлера. Например, объем понятия «ученик» (А) - это множество всевозможных учеников, а объем понятия «ученик нашего класса» (В) - это множество всех учеников, которые учатся в нашем классе. Объем второго понятия - меньше, и его можно изобразить как круг предметов - составляющих более широкого круга предметов - учеников вообще. Содержание понятия - совокупность существенных признаков предметов, по которым происходит обобщение предметов в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость. Содержание и объем тесно связаны друг с другом. Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «преступление») добавить новый признак («хозяйственное»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («хозяйственное преступление»). И наоборот, уменьшение содержания понятия ведет к образованию нового понятия с большим объемом (сравните понятия «генеральный прокурор» и «прокурор»). Эта взаимосвязь между содержанием и объемом понятий выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Данный закон лежит в основе ряда логических операций с понятиями. Date: 2015-06-08; view: 1746; Нарушение авторских прав |