Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка и градации качества. СортАмент товаров





Градация, класс, сорт - категория или разряд процессов или систем, имеющих одинаковое функциональное применение, присвоенные различным требованиям к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Ниже приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества - градаций и классов качества.

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак (отходы).

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному показателю или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, то он относится к нестандартному. Сортамент товаров - совокупность сортов, относя­щихся к одноименному товару. Как уже указывалось ранее, сорт — категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой катего­рии значениями показателей. Различают сортамент природный и товарный.

Природный сортамент — совокупность сортов одно­именной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками.

Например, природный сортамент яблок включает бо­лее 200 сортов, отличающихся формой, основной и покров­ной окраской плодов, другими показателями. Каждый при­родный сорт имеет свое, только ему присущее название. Например, сорта яблок: Ренет Симиренко, Джонатан, Белый налив. Природный сортамент характерен для пище­вых продуктов растительного происхождения.

Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота — «породы», для птицы — «кроссы». На­пример, куры мясных и яйценосных кроссов различаются анатомо-морфологическими признаками.

Непродовольственные товары на природные сорта (по­роды и пр.) не делятся, так как в отличие от ряда продук­тов питания, используемых в пищу без существенной пере­работки, промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства. При этом исходные свойства природного сырья значительно изменяются.

Товарный сортамент — совокупность товарных сор­тов, различающихся значениями регламентированных НД показателей качества.

Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1-й, 2-й и 3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра.

Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1-й, 2-й и 3-й. Сорта ржаной муки — обойная, обдирная и сеяная— присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.

На формирование товарного сорта влияют, различные факторы; сырье, технология, условия и сроки хранение В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.


Сырьевой принцип основан на том, что различия в зна­ниях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья.

Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий. Так, мясо высшего сорта можно получить только от задней и лопаточной частей и невозможно — от пашины, голяшки и других частей, мясо которых относится к низшим сортам. Различия между сортами колбас обусловлены в первую очередь сортами мяса, предопределяющего подбор вспомогательного сырья.

При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмала. Так, из одного и того же зерна можно при трехсортном помоле получить муку высшего, 1-го и 2-го сортов, что обусловлено такими операциями, как дробление зерна, разделение образовавшихся частиц на фракции по содержанию отрубей и размол каждой фракции по отдельности. Сорт крупы и крахмала зависит от тщательности отделения примесей.

Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения. Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег (флешь) и меньше его длина (от верхушечной нераскрывшейся почки), тем выше качество сырья. Однако для получения чая высших сортов необходимо, кроме того, строго соблюдать технологический режим отдельных операций (скручивания, ферментации и др.) При хранении происходит старение чая за счет окислительных процессов, вследствие чего сорт чая изменяется. Чем дольше хранится чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит старение. За год хранения при комнатной температуре чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица.

Пересортица — один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъек­тивный характер. Так, пересортица, происходящая при хра­нении, не зависит от работников фирмы и является объек­тивной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пере­сортица носит субъективный характер и объясняется либо злоупотреблениями, либо нарушениями технологии произ­водства, включая некачественный приемочный контроль сырья.

Кроме деления на товарные сорта, ряд товаров подраз­деляют по основным и частным признакам на группы — сложности или качества, марки, номера и др.

Группы сложности — градации, отличающиеся по тех­ническому уровню показателей качества. Эти градации при­сущи бытовой радиоаппаратуре в зависимости от величины акустических параметров.

Группы качества применяются для характеристики ту­алетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обусловливает различные свойства их.

Марки, номера — градации качества товара, отличаю­щиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей. Так, марки манной крупы (М, МТ и Т).раз­личаются цветом, консистенцией крупинок, а главное — сырьем (мягкие пшеницы — М, или твердые — Т, или их смесь — МТ). Марки цемента характеризуются разной прочностью.

Деление на номера применяется для ячменных и пше­ничных шлифованных круп в зависимости от размера кру­пинок, для писчей бумаги — в зависимости от ее состава. Крупу рис делят на типы в зависимости длины, ширины и стекловидности крупинок.

Следует отметить, что принципиальной разницы меж­ду товарными сортами, группами сложности и качества, марками, номерами и типами нет. Все они являются града­циями качества товара одного наименования. Разные тер­мины сложились исторически, но, по сути, обозначают одно и то же.

Date: 2015-06-08; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию