Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения стиля конструктивизм
В качестве ведущего стиля модерн просуществовал недолго. Уже в первом десятилетии XX в. начался его постепенный упадок. Тому были разные причины, но главная заключалась в том, что новое время требовало воплощения в новых образах и формах. Наступал век мощной индустрии, функционализма, массового производства и, как следствие, неминуемой стандартизации изделий. Возрождение ремесел, культ ручного труда, на котором зачастую строилась эстетика модерна, никак не могли удовлетворять новые запросы и никак с ними не согласовывались. Кризис художественной промышленности периода модерн наступил довольно скоро в результате пересмотра эстетического отношения к технике, к машине и к художественным формам, которые ими порождались. Эти изменения наиболее ярко проявились в отношении к предметному миру, бытовой среде. Появлению нового стиля способствовала индустриализация самого быта; новые предметы быта (пишущая машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы, новейшая телефонная аппаратура, радио-аппаратура и т. д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной эстетикой. Идеолог авангардного направления М.И. Гинзбург выделял основные предпосылки нового стиля («новый потребитель, новые архитектурные задачи, новая психология и вкусы») и его экономические причины («экономическая бедность и необходимость удовлетворить архитектурой массы трудящихся»). В начале века были сформулированы отправные принципы новой эстетики вещи. Теоретическое обоснование «вещности» дал известный венский архитектор и публицист Адольф Лоос. В своих книгах он беспощадно обрушивался на всякие излишества в строительной и художественно-промышленной практике; по его мнению, применение орнамента равносильно преступлению. Жилой дом начинает трактоваться, как «единая форма», не терпящая никакого декора; развитие идет в сторону полной «вещности»: от форм, порожденных фантазией художника, к «необходимым», «истинным» или «чистым» формам. Новым критерием, которым стали измерять эстетическую ценность вещи, стала целесообразность. Отсюда возникает новое - конструктивное - направление в искусстве. Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, должен был означать, прежде всего, обнажение этой формы, очищение ее от декоративной ручной художественной отделки. Наиболее простой и прямой путь этого обнажения технической формы лежал через отказ от орнамента. Поэтому «антиорнаментальные» тенденции стали наиболее характерным формальным признаком этого этапа в развитии художественной промышленности. Рождение новой эстетики началось с бунта против орнаментации, изобразительности, архаичности формы. Пионерами новой эстетики выступили архитекторы Л. Салливен, А. Ван де Вельде, А. Лоос и др. Они боролись за освобождение вещей от излишней орнаментации, противоречащей функциональному назначению вещи, за красоту обнаженной целесообразной формы. Они исходили из того положения, что форма вещей и их украшения, свойственные ремесленным поделкам, неуместны в век машинной индустрии. Уникальные предметы и украшательский подход к утилитарной вещи вытеснялись по-новому осмысленной, очищенной от посторонних примесей формой, создаваемой на основе триединства конструкции, материала и техники. Это новое направление получает название конструктивизм (фр. constructivisme от лат. constructio – построение), ставшее одним из главных направлений авангарда ХХ в. и поставившее в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции, которая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Основой этого направления является воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом. Новый стиль был начисто лишен таинственно-романтического ореола. Он был сугубо рационалистичен, подчинялся логике конструкции, функциональности, целесообразности. В книге «История дизайна, науки и техники» В. Ф. Рунге определяет конструктивизм, как концепцию формообразования, основанную на акцентировании внутренних структурных связей между теми же, что и в супрематизме, абстрактными геометрическими элементами, подчеркивании особенностей материалов, выразительности их сочетаний. В отличие от поиска нового стиля в супрематизме через геометризацию форм и цвет, создание системы новых внешних форм, в конструктивизме главенствовало конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри. В высказывании «Дом – машина для жилья» Ле Корбюзье предельно четко формулирует цели и задачи конструктивизма. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить возможности новой техники, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Возникнув в России, а затем и в Западной Европе в среде материалистически и сциентистские ориентированных архитекторов и художников, активно приветствовавших научно-технический прогресс, а в России и коммунистическую революцию, конструктивизм выдвинул конструкцию в качестве принципиально нового научно-технологического понятия в противовес традиционной художественной категории композиции. В среде конструктивистов прошла бурная дискуссия по выявлению смысла понятия «конструкция». Если обобщить их представления, то в целом они склонялись к тому, что композиция – это некая вкусовая, т.е. основанная на художественном вкусе, система принципов организации неутилитарного произведения искусства, а конструкция – целесообразная (нередко основанная на рациональных основаниях) организация (организация – тоже значимая категория в конструктивизме) элементов художественной структуры, имеющей конкретное утилитарное или функциональное назначение, и ориентированная на оптимальное сопряжение функции, возможностей соответствующего материала и художественного облика; это – художественно техническая целесообразность конкретной организации элементов некоего целого; некий рационалистически обоснованный тип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигается функция (функционализм), а не художественно эстетическая значимость. Однако в понимании конструкции и вообще искусства у конструктивистов не было единства. Особенно резко расходились здесь западные и советские конструктивисты 1920-х гг. В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы, которые исторически вылились в две линии его развития: 1. неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции, так называемое отвлеченное конструирование. Для этой фазы характерна идущая еще от Сезанна и кубистов тенденция к выявлению реальной конструкции внутри архитектонической структуры предмета и ее закреплению в пластических (плоскостных или объемных) формах. Эта фаза, впервые проявилась в угловых рельефах (1913-1914 гг.) В. Е. Татлина - родоначальника конструктивизма, где поиски пластической выразительности из плоскости картины были выведены в «реальное» пространство экспонирования с использованием «реальных» материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета. Фактически первые «рельефы»В. Е. Татлина – это кубофутуристические структуры, вынесенные с плоскости холста в пространство. На первом плане здесь остается (как и в абстрактном, или "беспредметном", искусстве) еще чисто эстетическая функция. Эта фаза была продолжена Н. Габо, А. Певзнер и многими западными конструктивистами. 2. прикладной конструктивизм, «производственно проектный», принципиально утилитарный. Здесь уже создание "конструкции" подчинено конкретной утилитарной цели - воплощению идеи прогрессивной социально-политической роли в истории III (коммунистического) Интернационала. Эта фаза конструктивизма приходится уже на послереволюционный период в России, и она также связана с именем В. Е. Татлина. Ее знаменует всемирно известный проект 4 метрового памятника III Интернационалу, разработанный по заданию отдела ИЗО Наркомпроса (1919—1920). Татлин не пытался сделать изобразительный скульптурный памятник. Он исходил из глубоких национальных традиций, когда исторические события отмечались строительством архитектурных сооружений. Был предложен проект грандиозного архитектурного сооружения, предназначенного для размещения в нем главных учреждений всемирного государства Будущего. Это был один из наиболее ранних и, в то же время, наиболее органичных проектов периода конструктивизма — полностью утилитарный и строго функциональный. Он нес в себе, при этом, огромный динамический заряд и создавал небывалый художественный образ, не пользуясь при этом изобразительными средствами. С этого момента, русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков и уже до конца своего существования в России (конец 1920-х гг.) сохраняет свою привязанность к этой идеологии. Date: 2015-06-08; view: 1444; Нарушение авторских прав |