Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декоративно-прикладное искусство и дизайн





Декоративно-прикладное искусство развивается параллельно с архитектурой, а также с художественным конструированием (дизайном) и оформительским искусством. Эти отрасли определились в своей специфике и получили научную основу.

Вокруг проблем этого жанра в 1960-70-е гг. шли горячие споры. Одни ратовали за строгую целесообразность изделий, другие отстаивали свободу формотворчества, возможность эксперимента. Обе линии в разных сферах этого жанра принесли свои результаты. Они разделились между прикладным искусством и дизайном. Дизайн, связанный с промышленностью, ищет форму наиболее целесообразную и художественно выразительную — машин, станков, приборов, предметов быта. Использовалась наука о труде эргономика.

ВХУТЕМА́С, ВХУТЕИ́Нтворческие организации, созданные в советской России в начале XX в. Высшие государственные художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС — организованы в Москве в 1920 г. на базе Свободных художественных мастерских, возникших сразу же после революции в 1918 г. На волне революционной романтики и социального нигилизма были упразднены Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановское училище — учебные заведения, замечательные своими художественными, демократическими и просветительскими традициями. Было объявлено о "слиянии" и организации на их основе Свободных художественных мастерских, где без конкурса, "рутинной дисциплины" и отжившей академической методики могли заниматься искусством "представители рабочего класса и крестьян". Возникший хаос постепенно преодолевался, и ВХУТЕМАС превращался в научно-исследовательский и учебный центр по подготовке архитекторов, дизайнеровконструктивистов и функционалистов. С 1921 г. во ВХУТЕМАСе работал выдающийся художник, гравер и теоретик искусства В. А. Фаворский, с годами его ректорства (1923—1925) связаны новаторские разработки в области преподавания искусства (см. московская школа ксилографии). Разрушение старой школы и уход опытных художников-педагогов частично возмещались привлечением к преподаванию молодых живописцев и архитекторов-конструктивистов. Среди них были А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург, И. А. Голосов, К. Н. Истомин, А. М. Лавинский, Л. М. Лисицкий, Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко. В 1921—1924 гг. по приглашению Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал русский ученый, священник и теоретик искусства П. А. Флоренский. Теорию учебного рисунка разрабатывал В. Франкетти, деканом графического факультета в 1921—1924 гг. был замечательный гравер П. Я. Павлинов. Фаворский вел курсы теории графики и композиции. Возвращались старые мастера: А. Е. Архипов, Д. Н. Кардовский, П. В. Кузнецов, И. И. Машков. Были организованы факультеты: художественные — живописный, скульптурный, архитектурный; и производственные — полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. На структуру и методику преподавания во ВХУТЕМАСе оказала влияние немецкая школа Баухауз. В основу преподавания, как и в Баухаузе, был положен "объективно-формальный метод". Преподаватели менялись и не должны были оказывать влияния на учащихся своей индивидуальной манерой. Было создано "основное" (подготовительное) отделение, где читался общий пропедевтический курс "формальной композиции". Его авторы — Фаворский, Павлинов, Истомин. На архитектурном факультете Н. А. Ладовский применял "психоаналитический" метод обучения, основанный на исследовании формы "с точки зрения ее самостоятельного бытия и восприятия" (сравн. гештальт;психология искусства). Курс архитектурной композиции, включающий формальные упражнения с метро - ритмическими структурами, разработал В. Ф. Кринский. Он опубликован в 1934 г. отдельной книгой (в соавторстве с И. Ламцовым и М. Туркусом). Художественно-педагогическая концепция ВХУТЕМАСа отличалась ограниченностью, формализмом, но, как вспоминал один из выпускников, архитектор Г. П. Гольц, "всем руководила удивительная радость и вера в будущее. Здесь был большой подъем работы, и уже не в классике, а в конструктивизме"1. В Петрограде в 1922 г. вместо распущенной Академии художеств был создан ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, призванный готовить мастеров производственного искусства. В 1926 г. московский ВХУТЕМАС также переименовали во ВХУТЕИН. Обе организации переживали соперничество "станковистов" и "производственников", "объективистов" и "интуитивистов", конструктивистов и рационалистов, аналитиков и синтетиков, правых и левых, "староваторов" и "новаторов". Петроградский ВХУТЕИН постепенно склонялся к подготовке художников-станковистов, московский — производственников, дизайнеров и проектировщиков-конструктивистов. В 1930 г. в ходе политической кампании "борьбы с формализмом в советском искусстве" обе организации были закрыты (см. "социалистический реализм"). В 1931 г. в Ленинграде создана Всероссийская Академия художеств и при ней — Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 г. — им. И. Е. Репина) консервативного направления (см. также ИНХУК).


 


Конструктивизм. Новый стиль на этапе своего становления в 1920-е годы характеризовался подчеркнутой унификацией, упрощением и бездекоративностью форм, особенно в таких основных стилеобразующих областях творчества, как архитектура и дизайн. Новый стиль в то время как бы отрабатывал фундаментальную основу стилеобразования, некий устойчивый к внешним влияниям стилевой каркас. Он еще и сейчас, видимо, не вышел из архаической стадии и явно не успевает с отработкой детализированных слоев своей художественно-композиционной системы, которая сложно встраивается в многослойные пласты культуры.

Важной особенностью появления нового стиля было то, что он возник не как узкое стилевое течение, постепенно расширяющее амплитуду своих средств и приемов, а уже на этапе становления имел развитый комплекс средств и приемов, хотя еще и не связанных между собой, но уже обозначивших общие контуры стиля. Это была как бы ветвистая крона дерева без четко выявленного «ствола» – стилевого стержня. Борьба в 1920-е годы, собственно, и шла за то, что признать за этот «ствол». Причем имели значение не только стратегические, но и тактические соображения. Необходимо было учитывать те условия в существовавшей тогда предметно-пространственной среде, в которых предстояло формироваться новому стилю.

Теория конструктивизма возникла в начале прошлого века в среде левых живописцев и «идеологов массового действа», бунтовавших против засилья эклектики. Одни исследователи отмечали, что «его истоки следует искать в архитектуре начала ХХ в., когда архитекторы братья Веснины создавали проекты банка Юнкера, дома «Динамо», а Ф. Шехтель строил доходный дом Строгановского училища». Другие считали, что элементы конструктивизма зарождались в недрах модерна. Очевидно, что конструктивизм был, прежде всего, отражением социальных преобразований в обществе и предвосхищением применения новых материалов и конструкций.

Конструктивизм формировался в борьбе творческих идей и мнений о различных путях развития современной архитектуры, полиграфии и дизайна. Теоретические искания в сфере конструктивизма сопровождали весь процесс его становления и развития.

Конструктивизм – это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на советскую архитектуру1920-х гг. Яркими представителями советского конструктивизма были: братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников, В.Татлин, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др.







Date: 2015-06-08; view: 695; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию