Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 54. Последствия двух войн за одно десятилетия для Чечни





Поведение операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики являлось наиболее крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса внутри России.
Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной техникой формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного состава. Кроме того, Д.Дудаев не погнушался привлечь наемников и добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как вне населенных пунктов, так и при овладении ими.

В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов управления и подготовка подразделений и частей.
Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской Республике с приходом к власти Д.Дудаева, мер, принимавшихся российским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формирований позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог бы существенно облегчить решение задач, аналогичных тем, которые пришлось решать в Чечне.
В основе возникновения вооруженного конфликта лежит постепенное обострение различных противоречий (политических, территориальных, экономических, межнациональных и др.) В своем развитии он претерпевает несколько этапов (зарождение, обострение, кризис), что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его разрешение - общегосударственная задача, а не только военных. Она должна решаться применением комплекса дипломатических и военных мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на военную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основным узким местом в организации предотвращения конфликта остается отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существующего законодательства.
Политическим руководством, органами государственной власти Российской Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заключались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституционных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию действенных политических мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были. Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовленные и оснащенные вооруженные формирования.
Руководством России практически не была проведена работа по формированию общественного мнения населения страны относительно необходимости применения силы для разрешения чеченского кризиса. Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законодательной - с другой, противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в отношении Чечни, а также убежденности в необходимости применения войск для разрешения кризиса.

Кроме того, развернутая к этому времени в средствах массовой информации кампания, формирующая извращенное представление о роли и месте армии в решении задачи по разоружению незаконных вооруженных формирований Чечни,выступления руководителей ряда регионов России и депутатов Госдумы, протесты комитетов солдатских матерей и некоторых других общественных организаций крайне негативно сказались на морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил, войск (сил) других ведомств, принимавших участие в восстановлении конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики.
Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с проявлениями вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана. Это выразилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с Чечней районах, воспрепятствовать продвижению российских войск вплоть до проведения открытых вооруженных акций против некоторых подразделений. Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых структур указанных автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого высокого ранга.
Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда общественно-политических, религиозных и других сил и движений на Северном Кавказе, в Закавказье, странах ближнего и дальнего зарубежья, которые на лозунгах исламской солидарности, горского братства и им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму Д.Дудаева.
Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть задачей как политической, так и юридическо-правовой и даже, в какой-то мере, силовой. Ее решением должны заниматься, главным образом, федеральные и местные административные органы власти, органы юстиции, правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить из того, что на территории Российской Федерации недопустима безнаказанная деятельность любых организаций, выступающих в поддержку антиконституционных сил против территориальной целостности российского государства.
Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других северо-кавказских автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значительной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком доверившись национальным администрациям.
Чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная память о ней не оставляет нас. Война возвращается: телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня – контрастная фотография, образ времени. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.
Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы – страшный итог этой войны. Но есть и другой список – погибших иллюзий. И на первом месте в нем стоит престиж нынешней российской власти. Конечно, к осени 1994 года мало кто обольщался по поводу этой власти: на ее счету уже были повальная коррупция, выстрелы по Белому дому и многое другое. Но то, что она способна развязать кровопролитную войну на территории собственной страны – этого никто не мог ожидать.
Другое отрезвляющее открытие: ничтожно малой оказалась возможность общества влиять на политику государства. Ведь вроде бы прошли в стране демократические реформы; вроде бы действовала свобода слова (единственная из свобод, не дарованная сверху, а завоеванная нами самими); вроде и парламент мы избирали по демократическим правилам. Да и сам Президент со всеми его министрами и помощниками – разве не плод нашего демократического волеизъявления? И все же мы не сумели остановить преступные действия власти. Не сумели, хотя непопулярность чеченской войны с самого начала была настолько очевидна, что казалось – вот-вот сейчас они, в Кремле, поймут, в какую чудовищную авантюру ввязались, и немедленно прекратят кровопролитие. Ничего подобного. Понадобилось два года бойни и реальная угроза потери власти, чтобы заставить наших правителей отказаться от этого безумия.
Третье, что нам пришлось осознать и принять, – это иллюзорность наших надежд на солидарность западных демократий с демократией российской. Энергичное и своевременное давление лидеров Запада на российское правительство, несомненно, смогло бы помочь нам остановить катастрофическое развитие событий и тем самым повысить шансы на успех демократических преобразований в стране. Да, для этого Клинтону, Колю, Миттерану, Мейджеру пришлось бы проявить толику политического идеализма и альтруизма, отказаться от узко понятого прагматизма, от избирательного отношения к нарушениям прав человека в зависимости от сиюминутных конъюнктурных предпочтений. Да, скорее всего, Россия, последовательно осуществляющая демократические и либеральные реформы, стала бы более сильным, более независимым – но ведь и более надежным и предсказуемым партнером! Но руководители западных держав предпочли ограничиваться ни к чему не обязывающими выражениями “озабоченности”, одновременно заверяя российское правительство в невмешательстве во внутренние дела. Как будто массовые убийства могут в конце XX столетия оставаться чьим-либо внутренним делом! Увы, нам, по-видимому, следует отказаться от наивных упований на западных политических деятелей и впредь полагаться лишь на себя самих и на наших единомышленников в среде международной демократической общественности.



Билет 25:

Вопрос 25.Развитие промышленности в Чечне в условиях монополизации(нач. XX века)

К началу XX в. территория Чечни превратилась в один из крупнейших в России и во всем мире центр добычи и переработки нефти. При этом в борьбе за грозненскую нефть иностранный капитал уверенно теснил российских предпринимателей в объеме инвестиций. В 1914 г. 90% грозненской нефти принадлежало английским, французским и бельгийским фирмам. Постоянный приток капиталов обеспечивал быстрое развитие отрасли, однако почти полное отсутствие антимонопольного законодательства в России позволяло нефтяным монополиям извлекать дополнительную прибыль за счет манипуляций с ценами. Пользуясь растущим спросом на нефть на российском рынке, корпорации только за период с 1910 по 1913 г. увеличили цены втрое.

Формирование крупного промышленного центра в Грозном не могло бесследно пройти для всей Чечни и во многом способствовало экономическому развитию чеченских селений. Начинается постепенный упадок некоторых видов традиционных народных промыслов, которые не выдерживали конкуренции с фабрично-заводскими товарами. Так, большинство равнинных селений, хорошо обеспечиваемых промышленными товарами, перестало нанимать кузнецов, которые сохранились только в горских обществах. На смену гончарному производству пришло кирпично-черепичное. Появились механизированные лесопильные предприятия.

Продолжался процесс развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве Чечни. В частности, расширялось использование наемной рабочей силы крупнейшими хозяйствами. Больше всего сезонных рабочих нанимали казаки, так как они владели наибольшим количеством земли. Чеченские крестьяне, страдавшие от «земельного голода», были вынуждены арендовать недостающую землю, в первую очередь, у казачьих станиц. В отдельных случаях арендовали землю у чеченских владельцев или селений. Цены на аренду земли росли год от года.


Распространенным видом отхожего промысла для чеченцев стало выполнение охранных функций. Рост волнений среди крестьянского населения центральной части России в первые годы XX в. привел к тому, что терские власти начали организованную вербовку горцев в отряды стражников, направлявшихся в охваченные волнениями губернии. Популярность этой службы среди горцев объяснялась ее доходностью: рядовой стражник получал в год до 460 рублей жалованья, а также верхового коня, оружие и довольствие.

Представители горской интеллигенции (в частности, депутат 1-ой Государственной думы Т.Эльдарханов) горячо протестовали против подобной практики использования безработных горцев. К этим протестам вскоре присоединились крестьянские сходы аулов и духовенство, не желавшие, чтобы чеченцы использовались для экзекуций в русских деревнях центральных областей. Все это привело к массовому отзыву «стражников». Правда, горцы (после событий в России 1905-1907 гг.) потянулись в 1910-1912 гг. в Персию, в наемную гвардию шаха, где использовались в борьбе с революцией.

К началу XX в. некоторые чеченские фамилии уже дали для русской армии по два-три поколения офицеров, среди которых было немало генералов. В частности, большим авторитетом в Чечне пользовались офицерские семьи генерал-майора К.Курумова, полковников Ш.Эльмурзаева и Ибрагим-бека Саракаева. Последний был к тому же весьма способным публицистом, опубликовавшим ряд статей, посвященных положению чеченцев в Российской империи. Большую известность в армейских кругах приобрел генерал артиллерии (полный генерал) Эрисхан Алиев, выдающийся артиллерист, отличившийся в русско-японской войне, автор ряда учебников для офицерских школ.

 

О престижности службы вообще среди чеченцев говорит постоянно отмечаемое командованием служебное рвение рядовых милиционеров Терской стражи и всадников добровольческих иррегулярных соединений. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в составе Чеченского конно-иррегулярного полка воевало свыше 800 чеченских добровольцев. Все они проявили высокое воинское мастерство, храбрость и мужество. Многие чеченские участники русско-турецкой войны были награждены орденами, медалями и досрочным присвоением очередного воинского звания. В годы Первой мировой войны прославился Чеченский полк «Дикой дивизии»

Вопрос 55.Чечня в послевоенный период (экономика, культура, социальная сфера)

90-е годы 20-го столетия оказались роковыми для чеченской культуры. Процесс ее разрушения, уничтожения начался еще до войны, в результате развала советской системы, когда система образования и культуры практически перестала финансироваться, а Чеченская Республика оказалась в политической и экономической блокаде.

Совершенно изолированной оказалась и сфера культуры, образования и науки в Чечне, что сказалось самым отрицательным на ее развитии и общем уровне.

 

Отсутствие финансирования привело к текучести кадров, к распаду творческих коллективов, работающих в области искусства (театра, народного творчества, эстрады), республику покинули высококвалифицированные специалисты: ученые, преподаватели, технические работники.

Из-за отсутствия ремонта обветшали корпуса зданий, в которых находились объекты образования и культуры, в то же время началось расхищение материально-технической базы, что было обусловлено общим распадом судебно-правовой системы в республике и совершенной безнаказанностью при совершении преступлений, связанных с хищением государственной собственности. Именно в это время было совершено ограбление краеведческого музея: были похищены уникальные экспонаты, (в том числе золотое и серебряное оружие), представлявшие собой большую историческую и материальную ценность.

Но две войны нанесли невосполнимый ущерб чеченской культуре и образованию. В результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов федеральными силами городов и селений Чеченской Республики была уничтожена полностью вся материально-техническая база системы образования и культуры: разрушены учебные корпуса и лаборатории, здания театров и филармонии, уничтожены вместе с книжным фондом библиотеки, музеи, дома культуры, парки культуры и отдыха, детские сады и парки. В результате бомбардировок и пожара был уничтожен Национальный архив Чеченской Республики; фото-, аудио-, видеоматериалы, связанные с историей чеченского искусства: театра, музыки, танцевального и вокального искусства; личные архивы и рукописные материалы ученых, писателей, картины художников.

Уничтожена полностью издательская база, прекратили существование несколько газет и журналов, несколько телевизионных каналов и радиостанций.

Полностью уничтожен один из красивейших городов Кавказа - Грозный, с его парками, садами, памятными и историческими местами, разрушены все здания в городе, которые представляли историческую и культурную ценность.

Подверглись обстрелам и разрушениям средневековые архитектурные памятники в горной Чечне, которые представляют большую ценность для мировой культуры.

Невосполнимый ущерб нанесен живой природе Чечни.

Но самый страшный ущерб нанесен войной чеченской духовной культуре и нравственности. Очередной раз было прервано эволюционное развитие чеченского общества, преемственность духовных и культурных связей поколений, что не может не отражаться на духовном здоровье нации.

Образование:

1. Чеченский государственный университет

2. Чеченский государственный педагогический институт

3. Чеченский государственный нефтяной институт

4. Научно-исследовательский институт социологии и филологии

Музеи:

1. Чеченский государственный краеведческий музей

2. Чеченский государственный музей изобразительного искусства

Библиотеки:

1. Национальная библиотека Чеченской Республики им. А.П.Чехова

2. Библиотека Чеченского государственного университета

3. Республиканская детская библиотека им. А. Гайдара

4. Центральная научно-техническая библиотека

5.библиотеки Республиканского научно-исследовательского института истории, языка и литературы

Театры:

1. Чеченский государственный театр им. Х. Нурадилова

2. Русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова

3. Чеченский кукольный театр

Билет26:







Date: 2015-06-08; view: 713; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию