Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий основных терминов и понятий





 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность и... логия) - учение о ценностях.

АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - специфическая социально-коммуникативная общность. Под аудиторными аспектами массово-коммуникационной деятельности в широком смысле понимаются те из них, которые обусловлены внутрен­ними характеристиками различных групп аудитории СМИ, формирующихся чаще все­го как по объективным, так и по субъективным критериям. К числу этих критериев мож­но отнести, например, такие, как усвоение и присвоение общих качеств, чувств, потреб­ностей, интересов, жизненных целей, а также особенности личности субъектов, входящих в данную группу, систему их диспозиций и т.д. Причем сущность таких групп определя­ют прежде всего механизмы самосознания: из числа относительно устойчивых - нормы, традиции, стереотипы, ценностные ориентации и установки, потребности, «опредмеченные» в продукции СМИ в форме «примеров из жизни» и систематически транслируе­мые; из числа подвижных — общественное мнение.

АФФИЛИАЦИЯ (от англ, to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление че­ловека быть в обществе других людей. Данный процесс могут динамизировать аудитор­ные эффекты масс-медиа. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъек­та в потенциально опасную стрессовую ситуацию. В известных пределах близость дру­гих или массово-коммуникационное сопереживание приводят к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стрес­са. Блокирование же, напротив, вызывает чувство одиночества, отчужденности, порож­дает фрустрацию.

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ) - помехи, меша­ющие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципи­ентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

БИЛЬДИЗАЦИЯ (от нем. Bild - рисунок, картина) - наглядность, яркость и ясность в пода­че материала. Бильдизация - общемировой процесс в печатных и электронных СМИ, до­шедший до России. Газету можно не только читать - ее можно рассматривать. Серые, не­ясные безликие снимки не могут больше иллюстрировать материалы - они не интересны. Зато читателя можно заинтересовать всякого рода таблицами, графиками, схемами - гра­фическим изображением сути материала. Картинка должна не просто иллюстрировать -необходима дополнительная смысловая нагрузка, самодостаточность «картинки».

ВДОХНОВЕНИЕ. В журналистике - психологическое состояние своеобразного напряже­ния и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи журналистского произведения. При всей своей кажущей­ся самопроизвольности вдохновение является, как правило, результатом предваритель­ного напряженного труда.

ВНУШЕНИЕ (или суггестия) (от лат. suggestio) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприя­тии и реализации внушаемого содержания. Характеризуется также отсутствием целена­правленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в со­отношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

ВНУШАЕМОСТЬ. В психологии журналистики - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и в определенной мере подчи­ниться внушающему воздействию средств массовой информации. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, и ряд других.

ВОСПРИЯТИЕ - целостное прямое или опосредованное масс-медиа отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раз­дражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощуще­ния В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени свя­зано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определен­ную аффективно-эмоциональную окраску.

ТЕНДЕР. В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина». Тендерные роли в журна­листике - набор ожидаемых образцов массово-коммуникационного поведения комму­никаторов (мужчин и женщин).

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ (от сращения англ, global и local) - глобальные проблемы страны и мира, поданные в местном измерении. Читателя беспокоит, как проблемы мирового масштаба отразятся на его жизни. Причем все «полезные» материалы обязательно снабжаются разнообразными советами. Утилитарность подобного рода публикаций помогает журна­листам быть в диалоге с читателями не только «советчиками», но еще и «простыми людь­ми», которые также попадают в различного рода житейские ситуации.


ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в груп­повых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Проявляется в том числе и как аудиторный фактор - при воспри­ятии массовой информации.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ - неэффективный, неплодотворный, разрушающий сложившуюся структуру.

ДИАЛОГ (от греч. dialogos) - попеременный обмен репликами (в широком смысле репли­кой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии журналистики - это не только вопросно-ответная форма мышления, как диалог подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры, а если брать более узкое значение -способ реализации функций журналистики. Именно в диалоге с аудиторией происходит выбор наилучшего варианта, наиболее оригинальной формы выражения смысловой по­зиции, взглядов, чувств, установок коммуникатора. В демократическом обществе одной из характеристик диалогизма как принципа взаимоотношений СМИ и аудитории явля­ется избирательность. Индивидуум пытается найти свои газеты, журналы, каналы элек­тронных СМИ, своих индивидуальных коммуникаторов, какие-то отдельные произве­дения, как ему кажется, адресованные только ему. Таким образом, диалогичность явля­ется необходимым атрибутом, собственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. В коммуникативистике - образование многоотраслевых коммуни­кативных комплексов, а также вложение средств в различные сферы информационной индустрии.

ДИСКУРС - сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста еще и экстра­лингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта), необхо­димые для понимания текста.

ЖУРНАЛИСТИКА - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и периодическому распространению с помощью технических средств актуальной социаль­ной информации.

ЗАРАЖЕНИЕ - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (ком­муникатора) другому или в целом аудиторной группе СМИ, помимо или дополнитель­но к собственно смысловому воздействию. При наличии обратной связи 3., как способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций, может обладать различной степенью произвольности. В журналистской прак­тике для 3., как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия.

ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвое­ние общественного опыта. Игрореализация в массово-коммуникационной деятельности имеет ряд специфических особенностей.

ИМИДЖ (от англ. - изображение, отражение, копия, подобие, образ). В психологии жур­налистики - стереотипизированный образ реального факта, события, явления, лица, конкретного коммуникатора, существующий в массовом сознании. Он формируется спонтанно, под воздействием масс-медиа, а также с помощью профессиональной деятель­ности специалистов-психологов (имиджмейкеров). В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами харак­тера, индивидуальными особенностями и данными, одеждой и т. п. При формировании имиджа человека реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписыва­ются ему окружающими или аудиторией СМИ.


ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ. В психологии журналистики - использование возможно­стей техники и новейших технологий для организации диалога человека (коммуникато­ра) с другим человеком (реципиентом), в результате чего на запросы друг друга они мо­гут немедленно реагировать.

ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ - научная дисциплина, отслеживающая влияние новейших тех­нологий сбора, обработки, передачи, хранения и использования информации, а также различных продуктов информационного творчества на социумы и отдельного человека.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ. В психологии - конформизм, возникающий вслед­ствие принятия суждений других людей о реальности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - сфера общества с достаточно развитой се­тью информационных коммуникаций.

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-состояние защищен­ности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, соци­альных субъектов различных уровней общности, масштаба и организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы.

ИНФОРМАЦИЯ. В обыденном понимании - сведения, сообщения. В современной психо­логии журналистики можно выделить следующие основные значения понятия «инфор­мация»:

передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и жи­вой природы);

сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксичес­ких, семантических и прагматических характеристик;

сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений.

ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - содержательный аспект социальной коммуникации: знания, сообщения, сведения о социальной и ряде других форм движения материи, вклю­ченные в коммуникативный, межличностный процесс (которые воспринимаются, изме­няя уровень знаний людей, а также преобразуются и используются в различных сферах деятельности).

Огромную роль в образовании социальной информации играют формы ее воплощения: орудия труда и другие предметы «второй природы»; социальная информация, запечат­ленная в документальной (книги, журналы, газеты, аудио-видеоматериалы, СД-ромы, ар­хивы и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства, с опреде­ленной оговоркой - журналистское творчество) и устной форме.


ИНФОТЕЙМЕНТ(1шЪ1а1теп1-от сращения английских слов Information и entertainment) — информируя - развлекай. Сухая подача информации не интересна читателю. Иногда нужно находить разные грани вопроса, не столько важные, сколько занимательные.

КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ - способ, которым передается сообщение (лицом к лицу, пись­менно, через теле-радиоэфир, с помощью Интернета или каким-либо другим образом).

КОММУНИКАТИВИСТИКА - новая сфера обществознания, пристально изучающая гу­манитарные функции информационных средств связи на разных этапах цивилизации.

КОММУНИКАТИВНАЯ ТРИАДА - устойчивая система коммуникативных взаимосвя­зей между тремя коммуникантами (участниками коммуникации).

КОММУНИКАТОР. В психологии журналистики - безличный (группа лиц, СМИ в целом) или индивидуальный (отдельное лицо, творческая личность) инициатор коммуникатив­ных/информационных связей.

КОММУНИКАЦИЯ. Под коммуникацией принято понимать процесс, в ходе которого ком­муникатор информирует коммуникантов (индивидов или аудиторию в целом, если ис­пользовались технические средства) о событиях, принятых где-то управленческих ре­шениях, обменивается с реципиентом различными представлениями, идеями, интереса­ми, настроениями, чувствами, установками и т.д. Материальным носителем социальной информации является слышимое или видимое слово. Именно этот универсальный сиг­нал позволяет облечь логическое содержание человеческой социальной информации в материальную форму, благодаря которой она может формироваться, развиваться, вос­приниматься, храниться и передаваться. Может использоваться людьми в разнообраз­ной деятельности, в том числе и деятельности массово-коммуникационной.

КОНФЛИКТ - воспринимаемая несовместимость действий или целей.

КОНФОРМИЗМ - изменение поведения или убеждений в результате реального или вооб­ражаемого давления группы.

КРЕАТИВНЫЙ - способный творить.

ЛАТЕНТНЫЙ - скрытое, внешне незаметное развитие какого-либо процесса, явления.

ЛИЧНОСТЬ - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную струк­туру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде.

МАНИПУЛЯЦИЯ В СМИ - вид целенаправленного или ситуативно обусловленного пси­хологического воздействия при посредстве масс-медиа, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей ауди­тории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению опре­деленных действий.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - целостный процесс, включающий наряду с информа­цией (содержательным аспектом) также языково-символические формы выражения, технические каналы и современные, постоянно модернизирующиеся средства выявле­ния, обработки, хранения и распространения информации.

МОДЕЛЬ КОММУНИКАТОРА. Понятие модели в целом определяется как описание изучаемого объекта языком символов и терминов, отражающих его содержательные и прогностические характеристики. Особенность моделей массово-коммуникационной дея­тельности как специфического образа, отражающего реальные объекты практики, состоит в их формализованности и оперативной функциональности, что делает данные модели гибким и эффективным методом познания, ибо сегодня, как никогда, актуализирована проблема прогнозирования тенденций развития средств массовой коммуникации.

ОПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ СМИ - технически и творчески осуществленные, планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доверительных отношений и взаимопонимания между журналистом (ком­муникатором) и конкретным представителем аудитории, группой или всей аудиторией; а также способствующие формированию его имиджа и, в конечном итоге - реализации коммуникативной функции СМИ в обществе.

ПОДРАЖАНИЕ - следование какому-либо примеру, образцу. Один из наиболее эффектив­ных социально-психологических механизмов массово-коммуникационной деятельности. Иногда проявляется в качестве элемента научения.

ПОЛЕМИКА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - конфронтация, противо­стояние двух или более участников спора. Спора, в ходе которого каждая из сторон ста­рается не только доказать с помощью логично выстроенной системы аргументации ис­тинность своей точки зрения на ту или иную проблему и необоснованность взглядов противника, но и одержать над ним психологическую победу, а в конечном итоге - при­влечь на свою сторону в споре широкие слои аудитории СМИ, сформировать соответ­ствующим образом общественное мнение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Основой возникновения и становления профес­сиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и професси­ональной культуры. Можно выделить три группы определений этого понятия: 1) профес­сия как род трудовой деятельности, служащий основным источником доходов; 2) про­фессия как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку; 3) профессия как совокупность людей, занятых тем или иным видом труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональ­ной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп. В ее структуре можно выделить две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксеологическую и ментальную.

Праксеологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта профессио­нальной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его го­товности к осуществлению конкретного вида деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения. Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой состояния коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.

ПСИХИКА - инструмент познания человеком явлений, закономерностей и механизмов в субъективном отражении объективной действительности.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА. В рамках теории и практики журналистики, психологии журналистики - область психологических исследований творческой деятельности ком­муникаторов различного типа. К специфической проблематике психологии творчества относится: изучение социально-психологических особенностей личности, проявляющих­ся в процессе творчества (способности, талант); роли воображения, мышления, интуи­ции, вдохновения; влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий кол­лектив редакции СМИ; факторов, способных динамизировать, стимулировать и, напро­тив, ограничивать творческую активность.

РОЛЬ. В психологии журналистики - набор норм, определяющих как должны вести себя коммуникаторы в данной социальной или профессиональной позиции.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индиви­дом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация мо­жет происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоя­тельств жизни, так и в условиях системного образования и воспитания. Важнейшую роль в социализации на всех этапах жизни человека, начиная с самых ранних, играют средства массовой коммуникации.

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЖУРНАЛИСТИКЕ позволяет сфор­мулировать стратегическую цель моделирования массово-коммуникационной деятель­ности как практическую разработку и реализацию четырех концепций развития взаимо­действия индивида (производителя и потребителя продукции СМИ) и средств массо­вой коммуникации:

1. Создавать только такую продукцию, которая насущна, социально необходима аудито­рии средств массовой коммуникации.

2. Внутри самих средств массовой информации создать максимально возможные усло­вия для истинно творческой самореализации как отдельных индивидов, так и коллекти­ва, аудитории в целом.

3. Социально-психологическая концепция позволяет индивидуальным коммуникаторам освоить аппарат прагматически обусловленных технологий эффективного взаимодей­ствия с аудиторией. А также повысить готовность к решению проблемных ситуаций в профессиональной, внутриличностной и межличностной сферах.

4. И, наконец, четвертая концепция — когнитивно-гуманистическая. Она предполагает по­становку профессионально-этических проблем, преодоление стереотипов, развитие целос­тного, синергетического образа мышления. А по большому счету предполагает создание в среде журналистов, менеджеров сферы средств массовой коммуникации социокультурного слоя людей, стремящихся к творческому самоутверждению, а не к саморепрезентации.

СОЦИОЖУРНАЛИСТИКА - способ углубления качества публицистичности продукции масс-медиа, расширения в связи с этим диапазона творческой деятельности коммуника­торов, а ее методы можно систематизировать как разновидность социальных исследова­ний. Социожурналистика нередко использует методы, инструментарий, приемы органи­зации и проведения социологических, социопсихологических, социоинженерных иссле­дований. Таким образом, появляется возможность исследовать одновременно проблемы, связанные как с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, так и с их обще­ственными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журна­листа, пиармена.

СТЕРЕОТИП - упрощенное, схематичное представление (мнение) о действительности или части действительности.

СУГГЕСТИЯ - внушение, воздействие на воображение, подсознание.

ТВОРЧЕСТВО - в общеметодологическом плане: деятельность по созданию качественно но­вых, никогда ранее не бывавших продуктов. Индивидуальный процесс открытия и преоб­разования духовного и материального мира составляет содержание процесса становления личности. Творчество как «одухотворенное действие», сущностная характеристика чело­века поднимает личность на качественно новый уровень. Следовательно, творчество мож­но определить как форму самодеятельности и саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы; как приобщения к высшим смыслам бытия. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество в целом и жур­налистское творчество в частности, имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаются произведения, отличающиеся новизной, ориги­нальностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое со­держит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.

Профессиональное мышление во многом обуславливается сегодня технологией и объек­тивной логикой массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве орга­низующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальней­шего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. В одном ряду с профессиональным самосознанием журналистов стоит профессиональ­ное мировоззрение как специфический срез общего мировоззрения и элемент профес­сиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения высту­пает не только общая или специальная, но и социальная картина мира.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - принятие «чужой» инаковости. Она есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действия другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и по­следний морально не был бы согласен с ними.

УБЕЖДЕНИЕ. В журналистике - способ вербального (словесного) влияния, который вклю­чает в себя систему доводов, выстроенных по законам развития речи и формальной ло­гики, обосновывающих выдвигаемые субъектом информационной деятельности тези­сы. Успешное убеждение в журналистике ведет к принятию и последующему включе­нию отдельным индивидом или аудиторной группой новых сведений в сложившуюся систему взглядов и к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком ка­ких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно - на основании представленных фактов и сведений, так и вслед за коммуникатором, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования возможностей раз­нообразных жанров, приемов, способов аргументации, тогда как внушение может про­исходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в публицистике как виде массово-коммуникационной деятельности.

УСТАНОВКА - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Большую роль в формировании установок отдельной личности и аудиторных групп иг­рают в целом СМИ и индивидуальные коммуникаторы.

ФИНИШИНГ (от английского finishing - процесс доведения до конца, до совершенства, окончательная отделка продукта). В аспекте психологии журналистики - доведение темы до ее логического завершения. Любой материал, имеющий продолжение, способный вызвать отклики читателей не должен ограничиваться единственной публикацией дол­жен иметь продолжение. Подразумевается перманентный диалог с читателем - и на уров­не информирования, и на уровне обсуждения с ним той или иной проблемы.

ФОКУСИРОВАННАЯ ПОЛЕМИКА представляет собой чаще всего дискуссию, в ходе которой аудитория СМИ получает не только определенный объем информации концеп­туального характера, но и информацию о ее ожиданиях, преломленных через индивиду­альный опыт конкретных людей, относительно проблемы, предложенной для полемики.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт). В психологии журналистики - один из основных (наряду с наблюдением) методов системного познания современной прак­тики вообще, ее психологического исследования в частности. Отличается от наблюде­ния активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляюще­го планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта - отдельно­го потребителя продукции СМИ или аудиторной группы.

ЭМОЦИИ (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, про­являющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жиз­ненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потреб­ностей. Эмоции в журналистике служат одним из главных механизмов психической ре­гуляции массово-коммуникационного поведения аудитории СМИ.

ЭМПАТИЯ - самозабвенное (иногда внешне беспричинное) переживание чувств другого; попытка поставить себя на его место. Особая форма - эмпатия по отношению к индиви­дуальному коммуникатору (журналисту конкретного СМИ).

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность способностей и характеристик человека, обус­лавливающих создание и восприятие им речевых текстов. В психологии журналистики термин используется для описания как коммуникаторов различного типа, так и отдель­ных коммуникантов и аудитории СМИ в целом.

 

При составлении словаря использованы следующие источники: Д. Майерс. Социальная психология. — СПб., 1999; В. Ф. Олешко. Моделирование в журналистике: теория, практи­ка, опыт. — Ек., 2000; В. Ф. Олешко. Журналистика как творчество. — М., 2005; Р. Харрис. Психология массовых коммуникаций. — М.-СПб.,2001; Ф. И. Шаркав. Основы теории ком­муникации. — М., 2002; Краткий психологический словарь Института психологии Акаде­мии педагогических наук; Интернет-ресурсы, Б. Н. Лозовский. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург, 2004.

 

Контакты с автором: Vladimir.Oleshko@usu.ru







Date: 2015-05-04; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию