Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вместо заключения. Во всех учебниках по журналистике пишется, что слово «газета» произошло от итальянского «гадзетта»: в старой Италии была такая мелкая монета
Во всех учебниках по журналистике пишется, что слово «газета» произошло от итальянского «гадзетта»: в старой Италии была такая мелкая монета. Тогда именно столько стоил лист бумаги, на котором печаталась, говоря современным языком, свежая информация. Но, оказывается, есть и второе значение у слова «гадзетта». Профессор Лиана Фадда, когда мы разговорились на эту тему в Генуэзском университете на Via Vivaldi, 5, обвела рукой своды старинной аудитории: - Вот здесь многие годы шли дискуссии, да и до сих пор спорят по поводу слова «гадзетта». Какого смысла там больше - экономического или собственно содержательного? Ведь есть и второе значение у данного слова - «сорока», собирающая всё блестящее и не всегда чистоплотная в смысле еды. Вспомнил однажды об этом разговоре в студенческой аудитории на лекции по «Психологии журналистики». И вот в связи с чем. Кто-то предельно жёстко сформулировал главное противоречие развития нашего сообщества: «Журналистика — профессия творческая, её определяет или, по крайней мере, должно определять в идеале служение обществу, а развитие СМИ определяет рынок». Студенты тут же подсказали, что в одном из вариантов нового закона о СМИ предлагается это противоречие устранить, мол, пусть будет только рынок. Понятно, что различные проекты закона ещё обсуждаются, по этому поводу идут дискуссии, но раз есть такой вариант, следовательно, есть коллеги, считающие такое положение естественным. Толерантность для них - та самая терпимость: привыкнут журналисты, куда денутся, и к такому развитию событий. Позднее возникла на эту тему дискуссия уже с коллегами по кафедре периодической печати Уральского государственного университета. Прежде всего по поводу того, что российская система журналистского образования довольно жёстко делит большинство предметов, даже из общепрофессионального цикла, - на теоретические и практические. Правильно ли это? Привёл другие примеры. Как водится -из зарубежной практики. В Швеции, в городе Кальмаре, где я был в 2005 году на стажировке в Институте повышения квалификации журналистов (FOJO), в этом же здании, буквально за стеной, располагается факультет журналистики Высшей школы. Конечно же, неоднократно были и у них. Спрашивал у коллег, в частности у Элизабет Идермарк, а также нашего тренера, известного шведского писателя и публициста Класа Тора: «А как у вас»? Выясняется, в программе много курсов, не просто развивающих креативность сознания будущих журналистов, но и перебрасывающих «мостки» к освоению на первый взгляд сугубо теоретического материала. К примеру, в изучении шведской и зарубежной литературы обязательно делается акцент и на публицистическое творчество писателей. Ведь практически все из них с этого начинали или, наряду с созданием литературных произведений, активно сотрудничали с периодическими изданиями. Кстати, многие шведские писатели ведут практические спецкурсы для журналистов - кто как не они может научить создавать оригинальные тексты.
История журналистики активно «сопряжена» с курсами профессиональной этики и права. В их рамках, считают здесь, как нельзя лучше, можно наблюдать взаимоотношения общества и СМИ в развитии. Курс «Креативные коммуникации» предполагает освоение студентами практических основ владения родным языком, стилистикой, а также риторики и психологии. «Основы культурологии» взаимосвязаны с обязательными для освоения курсами профессиональной фотографии, графического дизайна и...музыки. На мои удивлённо поднятые брови реакция была незамедлительная: - Интонации теле-или радиоведущего, раздражающие аудиторию, неумело подобранные интершумы или музыкальное сопровождение - это от того, что у выпускников-журналистов элементарно не развит музыкальный слух. Не согласиться с этим я просто не мог, потому что от многих коллег давно слышу о подобной взаимосвязи: ещё и на уровне неверных ударений в словах, стремлении к повышению модуляции голоса и т.д. Вообще, система подготовки будущих работников СМИ Швеции, Италии, Германии, многих других стран имеет не только ярко выраженную практическую направленность, но и «подпитана» новейшими исследованиями в области психологии. А разве у нас в России не так? Спросите у коллег: что они читают на досуге? Загляните в любой книжный магазин. Какая литература самая востребованная? «Зайдите» на любой психологический сайт и выясните число посещений... Продолжать не нужно: не только журналисты, но и представители других профессий активно постигают науку правильной организации межличностных коммуникаций, пытаются разобраться в своем внутреннем мире. А еще занимают «круговую оборону» от манипуляций и манипуляторов, число коих вокруг нас сегодня не счесть. У журналистов же есть одно лекарство от манипуляций и от соблазна найти «обходной» путь к уму и сердцу аудитории - организация с ней по-настоящему диалоговых отношений и развитие профессиональной культуры. А еще развитие креативности сознания и постоянный поиск и повседневная разработка своих авторских технологий творческой деятельности. Как определить их результативность? Первый признак - удовольствие, получаемое от ежедневной работы. Каким путем к этому идти? Секретов нет, есть личный опыт и отбор лучших вариантов достигнутого другими. Мне дважды в течение 2005 года довелось участвовать семинарах Класа Тора, и могу сказать, что это была ежедневная непередаваемая атмосфера творчества. Пробуждение творческой фантазии, визуализация окружающего твоего читателя, телезрителя пространства постоянно должны были конкретизироваться в текстах, образах, метафорах. А ещё мы много дискутировали, проводили ролевые игры, проектировали и моделировали... Коллеги с журфаков - из МГУ, Ростова-на-Дону, Иркутска, как и я, конечно, удивлялись тому, как методически тонко и умело втянул нас Клас в этот процесс сотворчества. Из тех предметов, которых нет пока в наших учебных планах, особо заинтересовали лично меня «бильд-редактирование», «креативные коммуникации», «новостная журналистика» и отдельно изучаемый курс «интервьюирования», «публицистическое мастерство», «посткоммуникационные исследования», «проективный медиа-менеджмент» и ряд других. Все они в такой формулировке и акцентировании, на
мой взгляд, свидетельствуют опять же о сближении учебных планов шведских вузов и методик преподавания конкретных дисциплин с потребностями реальной журналистской практики. FOJO известна в мире хотя бы потому, что в обучении журналистов-практиков здесь не просто подстраиваются под рынок, но отдают предпочтение анализу реализованных творческих методик, развитию креативности работников масс-медиа. Отдельно взятую технологию, к примеру, борьбы за аудиторию, привлечения её внимания можно освоить за пару недель. Но и всей оставшейся жизни порой не хватит на то, чтобы все-таки сказать новое слово в нашей профессиональной деятельности. Этому нельзя научить, к этому человек приходит через состояния: неудовлетворённости собой, своим творчеством, преломления своего «Я» сквозь призму чужого опыта, разочарования и достижения и т.д. Вот почему девиз Школы: учиться нужно прежде всего друг у друга, а когда не хватает конкретных знаний -пригласим эксперта или добившегося профессионального успеха коллегу. Все вышеперечисленное тоже, на мой взгляд, должно включаться и в отечественный вузовский курс «Психологии журналистики». Я, как и многие другие коллеги, все более убеждаюсь в том, что массовая коммуникация - это область, в которой вполне применимы теории и исследовательские методологии, используемые в экспериментальной психологии и других отраслях науки. Сухие схоластичные теории не прикладного характера, а также хоть и продуктивная практика, но практика вчерашнего дня должны уйти с авансцены нашего профессионального образования. Иначе ее займут скороспелые коммерческие вузы и специалисты, дающие под видом журналистского образования нечто, попахивающее пропагандой и другими отнюдь не диалоговыми по сути видами массовой коммуникации. Я уже неоднократно повторял, что в творческих профессиях, и в журналистике прежде всего, надо не столько учить, набивая порой студента огромным количеством не всегда востребуемых знаний, а разучать от установок, с которыми они потом приходят в профессию - бронированными и панцирными, то есть несвободными людьми. Несвободными от стереотипов, коим несть числа, от творческой «зажатости». Установка заработать любым образом (и желательно быстро!) большие деньги - тоже сегодня не редкость. Но ведь наша профессия особая, она, словно линза, многократно увеличивает на газетных страницах или на телеэкране недостатки воспитания или образования конкретного журналиста, неумелость человека, и воспроизводит потом эти качества у аудитории. А приобрести состояние внутренней творческой свободы, истинный профессионализм (ведь творчество и есть суть личности) - значит войти, по выражению писателя Андрея Бито-ва, в сердце профессии. На журфаковских лекциях, семинарах практиков у нас в России преподаватель чаще всего апеллирует к знаниям аудитории. Но ведь знания в информационный век столь объемны и многомерны, что тот же университет должен не столько учить чему-то, сколько указывать путь - где это можно взять. А еще задача преподавателя — подключать мотивационную сферу, если хотите - этически просвещать и программировать поведение личности журналиста на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации. Зачастую, и тогда, когда журналист один на один остается с проблемами.
Обо всём вышесказанном, уважаемые коллеги, можно много дискутировать. А можно поступить по-другому: для начала добросовестно освоить предлагаемый курс «Психологии журналистики». А в диалог давайте вступим на страницах наших газет и журналов, в эфире радио и телевидения. И не только друг с другом, а прежде всего с нашим читателем и зрителем - образованным, пытливым, по-настоящему свободным. Только прежде мы его должны воспитать таким. С уважением.
Автор. 24 марта 2006 г.
Date: 2015-05-04; view: 502; Нарушение авторских прав |