Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хэппенинг и другие эффективные технологии





 

Процессуально обусловленная коммуникативная ситуация игрореализации на телевидении может быть описана как хэппенинг, то есть некое «представление», в котором сюжет вариативен, а действие разворачивается как бы в зависимости от случая («хэппен» — случай, случайность) — от степени участия в нем не только «актеров», которые сами, помимо режиссера, достраивают сюжет, но и зрителей, которые могут быть, согласно замыслу, вовлечены в действие. Словом, все участ­ники «действия» являются одновременно (или по крайней мере, могут чувство­вать себя) и режиссерами, и актерами, и зрителями81.

Говоря о хэппенинге как форме и способе деятельности безличного коммуни­катора (газеты, телеканала, словом, СМИ в целом), мы его противопоставляем иг-

_______________________________________

81Концепция разработана Владимиром Лепехиным. См. подробнее: Среда. — 1995. — № 4. — С. 40-3.

 

рореализации индивидуального коммуникатора (конкретного журналиста). Суть выделения в каждом случае — прагматическая заданность или отсутствие таковой. Классический хэппенинг предполагает прямое участие, прямую коммуникацию телезрителей в действо.

Хэппенинг — это прерванный (прерываемый), неполный сюжет. Или несколь­ко как бы не связанных между собой сюжетов. С завязкой, но не обязательно с куль­минацией или развязкой. Это «представление», которое домысливается, дорежиссируется, доигрывается, а самое главное — домысливается, к примеру, теми же теле­зрителями за счет затекстового пространства, в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств, от поведения участников игры.

Примером хэппенинга могла служить видимо памятная каждому журналисту программа «Пресс-клуб». Константой в ней являлись условия и обстоятельства, сопутствующие началу «представления» (состав участников, заявленные сюжеты, политическая ситуация в стране...), переменные — варианты поведения «актеров», модератора, «зрителей», их предрасположенность (или, напротив, непредрасполо­женность к конкретной программе) к полемике, к сотрудничеству или противосто­янию, вариативность действия и результата и т. д.

Особенно наглядно, на наш взгляд, процессуально обусловленные коммуника­тивные ситуации проявляются при реализации СМИ той или иной концепции дея­тельности. Имидж издания, прямая ориентированность на свое читательское ядро, задачи, решаемые в связи с поиском взаимопонимания с управленческими структу­рами общества, — все это и еще многое другое ставит газету или журнал перед выбо­ром некоей роли, которую они призваны играть в процессе практической работы.

Так, например, литературовед П. Басинский даже выстроил концепцию «об эстетических отношениях «старых» и «новых» газет к действительности». Успех или неуспех деятельности того или иного издания он связывал ни больше ни мень­ше, как с умением «быстро создать среди публики свою секту, то есть коллектив своих поклонников, которые предпочитают исключительно его другим изданиям»82. Если не принимать во внимание терминологию автора, то это будет не что иное, как одна из составляющих прагматически обусловленной игрореализации СМИ.

В целом же, среди планируемых СМИ коммуникативных ситуаций можно вы­делить, например, следующие элементы:

контекст публикации (политическая или экономическая ситуация в обществе);

участники коммуникации (журналист, предполагаемая аудитория конкрет­ной публикации или передачи);

оформление и решение организационных задач (жанр, язык, форма подачи, предметы обстановки, паралингвистические элементы коммуникации и т. д.);

предполагаемый психологический эффект (результативность коммуникатив­ного акта).

Данное выделение в принципе, конечно, определяется не только и даже не столько задачами прагматического характера, а прежде всего взятой на себя (мо-

__________________________

82 Басинский Павел. Загадка Сисоя // Литературная газета. - 1994. - № 22.

 

жет быть, даже ситуативной) ролью того или иного СМИ, а также опытом, знания­ми, профессиональными умениями отдельных журналистов, в целом редакцион­ного коллектива.

Так, проведенный автором книги контент-анализ показал, что каждый из выше­названных элементов, как правило, взаимосвязан с «ролевым оформлением» дея­тельности СМИ. Проиллюстрируем это положение примерами из «Независимой газеты», роль которой мы условно определили как «газета для самоидентификации».

Контекст большинства публикаций «НГ», состав авторов публикаций и их «ге­роев», а также оформление и подача материала на страницах газеты, как мы выяви­ли, тесно взаимосвязаны и предопределены данной ролью. Так, в 211 публикациях аналитических жанров83, проанализированных нами, присутствуют характерные черты того, что мы называем «признаком коммуникационной роли». В данном слу­чае это прежде всего оригинальная и творчески нестандартная трактовка конкрет­ных политических и экономических событий (в 122 из всех 211 публикаций или в 58 % случаев из ста), а сравнение мы производили на примере публикаций по тем же поводам «Известий», «Комсомольской правды», газеты «Труд». Примечатель­но, что данные издания в среднем лишь в 18-20 % публикаций продемонстрирова­ли трактовку, отличную от официальной или свойственной всем остальным. Авто­ры из числа нештатных работников редакции в «НГ» также представлены весьма своеобразно: свыше 80 % из них, во-первых, нигде, кроме данной газеты, не печата­лись в течение анализируемого периода, во-вторых, их чаще всего (в среднем в 65 % случаев из 100) можно было назвать экспертами в данной сфере. В то время как в других анализируемых газетах в подавляющем большинстве публикаций (свыше 80 %) авторами были штатные сотрудники, делавшие акцент в материалах на ин­формационную сторону событий. И наконец, оригинальность жанров, формы пода­чи материала, стиля и т. д. публикаций таких рубрик «НГ», как «Идеи и люди», «Про­гноз», «Стиль жизни» и ряда других, позволяют сделать вывод о том, что и в данном случае налицо представлены характерные признаки коммуникационной роли.


Данный конкретный пример, как нам кажется, позволяет наглядно увидеть ре­ализованную на практике одну из технологий моделирования деятельности СМИ. Не учитывать данный аспект игрореализации безличного коммуникатора в сегод­няшней практике значит, на наш взгляд, во многом односторонне подходить к ра­боте по прогнозированию деятельности того или иного периодического издания, теле- радиоканала.







Date: 2015-05-04; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию