Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-этические проблемы информационной деятельности





 

Детальная разработка основных положений философии новостей проходит в кабинете редактора. И задача редактора принять ту философию, которая будет близ­ка большинству сотрудников информационной службы или отдела информации газеты, и организовать их работу и службы новостей или отдела в целом. Имеется в виду, к примеру, развитие общей философии новостей в программе, планирование потребностей отдела новостей, набор и подготовка репортеров, работа с бюджетом, создание и развитие системы работы с ньюсмейкерами, сбор новостей, обеспече­ние эффективного управления в отделе — все это в итоге должно обеспечить созда­ние качественного новостного продукта. Поэтому для создания эффективного со­временного отдела новостей требуются не только мощные технические возможно­сти, но и в значительно большей степени неординарное мышление редактора или заведующего отделом информации.

Одно из главных положений философии новостей, которое отдается на откуп редактору — определить критерии новости, то есть четко сформулировать, что счи­тать «новостью» при отборе информационных поводов для программы новостей или информационной подборки. Новость — это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, близость (физическая и географическая). Новости условно можно разделить на четыре разных вида:

• это то, что аудитория вашего СМИ должна знать;

• это то, что ей необходимо знать;

это то, что люди хотят знать;

это то, что интересно знать («необязательные» новости).

При отборе информационных поводов для программы новостей «4 канала» ре­дактор по заданиям, который ежедневно отбирает темы для выпуска и распределяет сюжеты между репортерами, относительно каждого информационного повода зада­ет себе несколько вопросов. Должен ли зритель узнать об этом? В данном случае речь может идти о таких сюжетах, как, например, срыв из-за отсутствия кворума (не­сколько депутатов не пришли на заседание без уважительной причины) важного за­седания городской думы, где должны были принять бюджет на текущий год. В прин­ципе зритель мог и не узнать этого, ведь заседание все равно состоится через несколько дней, однако редактор по заданиям Службы новостей «4 канала» принял решение, что зрителю будет важно узнать о подобной «работе» депутатов. Необходимо ли зри­телю знать об этом? В категорию «необходимых» сюжетов входят «бытовые» темы: повышение цен на бензин и на проезд в транспорте, грядущее отключения горячей воды и т. п. Будет ли эта новость интересна, и будут ли ее обсуждать?

Кроме того, редактор всегда должен помнить о «долгоиграющих» темах. Допу­стим, это сюжеты о СПИДе, наркомании, вреде курения. Возможно, журналисты уже просто не выносят тему СПИДа как таковую, редактор всегда должен помнить, что в тот момент, когда репортерам Службы новостей эта тема уже что называется до смерти надоела, какой-то телезритель только-только начинает обращать на нее

 

внимание. К тому же аудитория, как свидетельствуют социологические опросы, любит сюжеты с продолжением.

И еще одно. Редактор или заведующий отделом при формулировании основ­ной философии новостей СМИ обязательно должен обратиться за советом к со­трудникам отдела. Ключевое преимущество таких контактов заключается в том, что они создают атмосферу доверия и согласия. И, кроме того, если на первый план будут выдвинуты их идеи, сотрудники будут относится к философии новостей как к чему-то важному, реальному, а не эфемерному, поддерживать и развивать ее.

Мы рассмотрели, как и из чего складывается философия новостей. Теперь мож­но попытаться кратко сформулировать ее практические составляющие. Сделаем это опять же на конкретном примере:

В новостях «4 канала» новость определяется как информация полезная для телезрителя. Полезность, в свою очередь, определяется двумя факторами:

• это событие, которое может повлиять на жизнь зрителя (информация о по­вышении тарифов, отставка президента и т.п.)

• это событие, которое поднимает социальную значимость зрителя (то есть об этой новости назавтра он сможет рассказать, к примеру, коллегам по ра­боте или в транспорте).

Такой подход помогает редакции избегать инициированных новостей и псевдо-новостей.

По сути такого же мнения относительно определения «новости» придержива­ется известный исследователь СМИ Иосиф Дзялошинский:

 

«На мой взгляд, любой нормальный человек — подчеркиваю, нормаль­ный — воспринимает новость как образ новой ситуации, по отношению к которой он должен занять какую-то позицию или принять какое-то реше­ние. Скажем, обвалился мост — это новость, так как мне по нему надо зав­тра ехать. Или, к примеру, премьер-министра отправили в отставку. Это тоже новость, поскольку это событие сказывается на жизни людей, в том числе и на моей. Вот и получается, что новость — это то, что касается не­посредственно реальной жизни. Если человек живет настоящей жизнью, если ему надо принимать решения и определяться, то его интересуют те события, которые действительно могут повлиять на его жизнь»62.


 

Итак, сделаем несколько выводов. Философия новостей, безусловно, является действующей «доминантой» формирования диалоговых отношений с аудиторией средств массовой информации. Она определяет содержательную модель новостей и их информационную направленность. Владелец (учредитель, соучредитель, ак­ционеры) СМИ определяет общую стратегию формирования данной философии. К примеру, такие важные пункты, как экономическая или политическая независи­мость, или форма зависимости от кого-либо и суть подобного рода отношений. Он определяет также общие принципы менеджмента СМИ, командной работы и уро­вень взаимоотношений между сотрудниками.

_______________________________________

62 Техника кино и телевидения. — 2000. — № 1.

 

Чаще всего владелец определяет, будет ли та или иная философия новостей иметь финансовую состоятельность. Владелец и рекламодатель (рынок) опреде­ляют формат издания или информационной программы. Исходя из этого, редак­тор новостей, заведующий отделом, в свою очередь, определяют задачи информа­ционной редакции. И вместе с работающими в ней репортерами — принимаемые всеми принципы деятельности. Совсем необязательно, чтобы они были записаны или оформлены в некий внутренний этический кодекс СМИ, но о принятых в ре­дакции журналистских принципах должны знать все сотрудники. Причем они мо­гут меняться и дополняться с течением времени. И эти принципы, безусловно, яв­ляются формирующими философию новостей факторами.

Именно философия новостей определяет аудиторию программы, информацион­ной подборки, а зачастую и СМИ в целом. Ведь именно по ней, даже не осознавая это­го, судят прежде всего об основных принципах работы средства массовой информации и конкретных журналистов. Следовательно, если владелец, редактор новостей, отдель­ный журналист знает и четко может сформулировать основные постулаты филосо­фии новостей своего СМИ, ему легче работать с аудиторией, он будет знать, что за люди смотрят, читают, слушают мои новости, на кого они прежде всего рассчитаны. Знание своей аудитории и умение ее грамотно, с привлечением научных принципов формировать фактически поможет увеличить рейтинг СМИ и объемы продаж эфир­ного времени или газетных площадей под рекламу, то есть принесет немалый доход.

Следовательно, можно порекомендовать каждой редакции сформулировать свою философию, учитывая, что она всегда практически предопределена практи­ческой деятельностью СМИ. Философия новостей — это необходимая сегодня синкретика, и здесь соединены сразу несколько понятий: этические принципы, инфор­мационная политика, принципы работы с персоналом и многое-многое другое. Четко сформулированная философия новостей поможет информационным службам, от­делам, редакциям, да СМИ в целом ритмично, ответственно, без череды бесконеч­ных «консультаций» работать в нештатных ситуациях, которые могут быть не опи­саны во внутреннем кодексе или законодательных актах. Она позволит и руковод­ству, и репортерам мыслить одними категориями и одинаково понимать, что является хорошим новостным продуктом.


7.5.Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»

Аккумулирование и распространение эффективного опыта позиционирования и продвижения газет на информационном рынке тоже является одной из приклад­ных задач курса «Психологии журналистики», поэтому остановимся на некото­рых эффективных технологиях данного рода.

Жажда тиража — так, к примеру, можно определить вектор дискуссии, состо­явшейся недавно в Лас-Вегасе на 75-м Всемирном конгрессе Международной ас­социации газетного маркетинга (INMA). О ней подробно рассказал на страницах журнала «Журналист» редактор газеты «Челябинский рабочий» Б. Н. Киршин63.

________________________________________

63 Киршип Б. Н. Читатели — как вороны, но мы обязаны их слушать // Журналист. — 2005. — № 8.

 

Чтобы увереннее идти к цели практического воплощения философии новостей, газетам нужно быть гибче. Мы живем в эпоху эксперимента. Газеты должны ме­няться в соответствии с изменяющейся потребительской средой. Главное, по мне­нию практиков, — прислушиваться к читателю, реагировать на его запросы.

Одна из главных современных тенденций, по словам известного газетного ди­зайнера Марио Гарсиа: на остро конкурентных рынках люди хотят читать не о том, что происходит вокруг них, а о том, к чему они стремятся. Этот тезис со всей оче­видностью подтверждает сегодняшняя российская практика: гораздо лучше дру­гих у нас чувствуют себя газеты, отдающие свои полосы рассказам о богатых (зна­менитых).

Так или иначе, данную точку зрения подтверждали и другие участники конгрес­са. Например, исполнительный директор «The Times of India» Рави Даривал. По его словам, эта самая крупная в мире газета на английском языке (2,5 млн. экз.), осве­щая самый широкий круг тем и представляя самые различные точки зрения, стре­мится всегда демонстрировать оптимизм, всячески избегая акцента на смерть, раз­рушение, угасание. Даже рассказывая о последствиях цунами, журналисты искали положительные моменты: например, говорили о поразительной выносливости че­ловеческого тела.

Сравнивая содержание деловой и массовой газеты, бельгийский издатель Ян Ла-мерс отметил, что главная проблема массовых газет — низкое качество информации. Массовые издания нередко перевирают факты. Если это допустила деловая газета, кто-то из ее читателей мог потерпеть крах. По мнению Яна Ламерса, тираж газеты будет расти тогда, когда она войдет в быт конкретного человека, станет частью его жизни.

Развеивая один из мифов современной газеты о том, что есть постоянные чита­тели, которые каждый день прочитывают ее от корки до корки, один из участников конгресса заметил, что подавляющее большинство сегодняшних читателей — эпи­зодические. Они не читают всю газету, а, как сороки, ищут на ее страницах блестя­щие вещи. Поэтому нужно отказываться от традиционной иерархии новостей, эпи­зодические читатели сложившуюся в редакциях систему их подачи не восприни­мают. Журналисты должны учиться работать и с такой аудиторией.


И еще один универсальный рецепт повышения тиража для газетчиков любой страны предложили участники дискуссии: надо рассказывать истории. Предпоч­тительнее истории простых людей, живущих рядом с читателями, лучше — герои­ческие. Эту аксиому сформулировал вице-президент американской «The McClatchy Company», у которой, вопреки мировой тенденции, газетные тиражи в последние 20 лет не сокращаются, а неуклонно растут.

Разумеется, собрание лучших газетных маркетологов мира продемонстриро­вало в данной сфере массу блестящих идей, в том числе и учитывающих психоло­гию реальных и потенциальных читателей газет.

Так маркетолог из Стамбула рассказал о промоушн-войнах, которые еще не­давно вели турецкие газеты. Зачинщиком их выступила редакция, занимавшая на национальном газетном рынке примерно третью-четвертую позицию. Она стала публиковать в своей газете купоны, собиратели которых бесплатно получали весь­ма ценные призы — кофемолки, микроволновые печи, телевизоры. Поскольку ти­раж газеты стал очень быстро расти, ее примеру последовали все другие издания.

В стране развернулась настоящая промоушн-гонка. Представитель одной из газет, например, постоянно жил в Китае и на Тайване, закупал там дешевые това­ры, которые редакция раздавала своим читателям. Собрав купоны, можно было получить обувь, велосипед, холодильник, даже квартиру...

Одна газета раздала своим подписчикам 25 миллионов томов «Британской энцик­лопедии», один миллион компакт-дисков, дала пять миллионов бесплатных обедов. Ее тираж за короткий срок взлетел от 400 тысяч до 1,4 миллиона экземпляров. Однако спустя несколько лет он опять упал до 400 тысяч экземпляров. Примерно с такими же итогами завершили промоушн-гонку другие издания. Оказалось, что масштабный бес­платный промоушн не дает лояльных читателей. Интересно, что реклама в турецких газетах, несмотря на их моментально вздувшиеся тиражи, дороже стоить не стала.

В ходе этой безоглядной гонки, разумеется, случались курьезные вещи. Сотрудни­ки одного скромного (две звезды) стамбульского отеля каждый день покупали по 50 эк­земпляров местных газет и вырезали из них купоны. В итоге они без особых затрат обеспечили свой отель телевизорами и холодильниками и благодаря этому подняли его статус до трех звезд. Кончилось это тем, что турецкое правительство запретило подобные акции. Теперь газетам разрешается использовать для своего продвижения только не очень дорогие товары из области культуры — книги, диски и т.п.

На другом полюсе — сегодняшняя практика испанской «El Pais», которую спе­циалисты обозначают как феномен платного продвижения. Тут все иначе: тираж газеты увеличился на 15 % (с 400 до 463 тыс. экз.), только за счет промо-акций доходы газеты увеличились на 20 % (на $ 69 млн). Согласитесь, впечатляющие ре­зультаты.

До недавнего времени отдел маркетинга газеты, как все, распространял вместе с газетой всякие безделушки — ручки, кружки, бейсболки и т.д. С 2000 года здесь используют специальные программы, в ходе которых вместе с газетой продаются высококачественные товары. Это, к примеру, набор книг — 20 лучших художествен­ных произведений XX века. Первый том бесплатно выдается каждому, кто получа­ет газету (в этот день выпускается двойной тираж газеты и обычно он полностью расходится). Остальные книжки, опять же вместе с газетой, нужно уже покупать, правда, по небольшой цене — один евро за штуку. Акция сопровождается массиро­ванной рекламой по всем существующим каналам.

Директор по маркетингу газеты Мигель Перейра назвал условия успешной ре­ализации программы платного продвижения:

• хороший бренд издания;

• высокое качество содержания газеты;

• эксклюзивность;

• учет момента (лучше в начале года);

• эффективная реклама, хороший дизайн;

• простота (без купонов, книга стоит один евро);

• хорошая система распространения и сбыта (владельцы киосков — агенты газеты);

• поддержка редколлегии.

 

При этом он заметил: приобретенных таким образом читателей нельзя считать по-настоящему верными газете. Наверное, поэтому «El Pais» проводит такие ак­ции непрерывно: следом за собранием лучших художественных книг продаются шедевры испанского кинематографа на DVD, потом подборка кулинарных книг, диски с лучшими произведениями классической музыки и т.д.

Особым вниманием участников конгресса была отмечена тема так называемых легких газет.

У большой ежедневной газеты в США, например, нередко появляется спут­ник — 20-страничная бесплатная газета формата А-3. Она предназначена людям, которые хотят читать не много и не утомительно, поэтому называется легкой. Это своеобразное дополнение к основной газете, в которой те же материалы, но поко­роче, снабженные инфографикой, тут есть новости, о которых говорят. Но не все. Хочешь знать всё — читай основную газету.

Легкая газета распространяется в местах, где люди обедают (при этом они чи­тают, дополняя сведения, почерпнутые из утренней газеты), на дискотеках, где пре­обладают любители облегченного чтения. У легкой газеты немалый тираж (200 тыс. экз.), поэтому она неплохо собирает рекламу. Но главный психологический расчет тут на то, что ее читатели когда-нибудь заинтересуются основной газетой.

А в активе норвежской газеты «\/6» много интересных акций, состоявшихся бла­годаря использованию новых коммуникационных каналов. Она, например, напеча­тала фамилии тех читателей, которые решили бросить курить и сообщили об этом редакции. И многие ведь действительно бросили — неудобно было перед теми, кто прочитал газету. Очень популярной оказалась акция, в ходе которой читатели сооб­щали редакции о продавцах клубники, выставивших на нее чрезмерно высокие цены. Использование современных мультимедийных технологий (к примеру, возмож­ностей той же мобильной связи или Интернета) также помогает по-новому, значи­тельно эффективнее выстраивать отношения с аудиторией и рекламодателями. Но об этом разговор в следующей главе.

 

ТЕМА 8







Date: 2015-05-04; view: 573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию