Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникация как личностная проблема
Используя СМИ, чаще всего навязывают пассивному большинству образцы-эталоны, создают новую иллюзорную реальность, ложный мир, дающий забвение и возможность удовлетворения примитивных желаний. Да, аудитория СМИ это прежде ____________________________ 12 Подробнее об этом: The Business of Media. Corporate Media and the Public Interest. The Media Reader: Continuity and Transformation. Sage Publications; Croteau, D. 2001.
всего совокупность индивидов, обладающих личностными характеристиками. Но коллективное восприятие информации привносит в данный процесс принципиально новое значение. При этом возрастает роль лидеров мнения, эмоциональных состояний группы и т.д. СМИ также порой способны выявить наши скрытые психические отклонения. Следовательно, задачи курса «Психология журналистики» еще и в том, чтобы попытаться выделить и описать возможности и технологии формирования диалоговых отношений масс-медиа не только в целом с аудиторией, но и с отдельной личностью; а также рассмотреть главную проблему сегодняшнего времени: как не стать реципиенту заложником средств массовой коммуникации и противостоять манипуляторам. Что в данном контексте есть публичная коммуникация, способная соединить людей в коллективном потрясении, осознании, объединить коллективный разум и коллективное бессознательное13? Е.Е. Пронина отмечает, что универсальным механизмом творческого мышления считается «АГА-переживание» (догадка, открытие, прозрение, откровение), то есть момент, когда, как говорят психологи, «бессознательное переходит порог сознания» и в понимании человека складывается новый, более адекватный образ реального явления и своего существа. Песня, трагедия, поп-шоу, политическая демонстрация, продукция газет, радио, телевидения — по сути явления массовой коммуникации одного порядка. Но средствами массовой информации процесс коммуникации не только многократно усиливается. Он приобретает деятельностный характер, так как переход познавательного плана в эмоциональный порождает у аудитории в целом и отдельного человека чувство убежденности (катарсис как расширение границ индивидуального сознания до всеобщего). Расширение же со-сознания в новом свете представляет индивидуальный опыт, прошлое человека, помогает увидеть отклонения и их пагубные последствия и, как ему кажется, «освещает» будущее, «показывая» жизненные перспективы. Из этого же ряда сенсация, которая, потрясая воображение, выключает рациональный опыт и открывает путь для неконтролируемых сознанием эффектов мышления, чувствования и поведения. В психологическом плане массовая коммуникация — личностная проблема. Как свидетельствуют современные исследования (Дж. Розен), интеллектуальная жизнь современного человека состоит в основном в кодировании и декодировании массовых символов, а его жизненный успех зависит от скорости и адекватности понимания медийных образов. СМИ же запускают первую версию символизации, да еще, что очень трудно и ответственно, практически синхронно развитию события. Различного рода антиномии (политические, экономические, социальные), иначе говоря «злоба дня», ощущаемые людьми как безотлагательная потребность обратиться к СМИ — психологический импульс журналистского творчества. Но разумно ли требовать от журналиста правильных ответов, если антиномия в том и состоит, что зачастую решения не имеет? Однако личные интеллектуальные и творческие
способности, логика профессии, профессиональные возможности и технология массовой коммуникации позволяют журналисту продвинуться в разрешении антиномий так далеко, как ни в каком другом виде творчества (литературном, изобразительном, музыкальном, педагогическом, политическом и т.д.). Но бывают и перегибы: ощущение журналистом личной влиятельности, информационного и даже социального могущества. Социальная ориентация теряет адекватность. Американский социолог Том Купер такую форму утраты профессионального самоконтроля, псевдотворческую эйфорию назвал «непреодолимым магнетизмом свободы слова», который ставит творческую мысль журналиста под импульсивную цензуру личных амбиций, самовосхищения, перемежающегося с депрессивными состояниями, а также под такого же рода цензуру корпоративных установок или откровенного цинизма и продажности. В связи с чем, сегодня в массовой коммуникации как никогда актуальна техника психологической безопасности. Причем не только аудитории масс-медиа, но и самих субъектов информационной деятельности. Ведь наш опыт общения со СМИ во многом обуславливает так называемый когнитивный подход к СМИ, когда знания или приобретенная ментальная реальность становятся основой установок и моделей поведения личности или группы. Масс-медиа всё больше превращаются в реальность, с которой люди сравнивают окружающий мир. Они для многих даже нечто большее, чем реальная жизнь. Сакраментальный вопрос: а что же делает массовую коммуникацию массовой? Во-первых, аудитория (большая, анонимная, гетерогенная). Во-вторых, то, что субъектами коммуникации чаще всего являются определенные институты и организации (телесети, средства массовой информации, агентства). В-третьих, основная экономическая функция СМИ — привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию. Обнаружить же и описать в системе проявление данных тенденций в практической деятельности средств массовой коммуникации можно лишь с помощью междисциплинарных исследований. В этом и состоит главная трудность.
ТЕМА 2 Date: 2015-05-04; view: 437; Нарушение авторских прав |