Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология журналистики и смежные науки
План темы: 2.1. Личность и личностные «пространства». 2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика. 2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение. 2.4. Психологические исследования в журналистике. 2.5. Теории массовой коммуникации.
Индивидуальность (уникальность) человека — есть проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию. В. Франкл в числе наиболее важных и возможных измерений человеческого бытия назвал витальную (от латинского vita — жизнь) основу, которую изучают биология и психология, социальное положение человека — предмет социологического анализа и личностную позицию индивида, его установку, личное отношение к любой витальной основе и к любой ситуации. Эта установка, по его мнению, не может быть предметом вышеназванных наук, а существует как бы в особом измерении14. 2.1. Личность и личностные «пространства»
Понятие «личность», описывающее социальную сторону человека и обозначающее человеческого индивида как субъекта отношений (в том числе прежде всего диалогичных) предполагает в первую очередь сознательную деятельность. А также устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Все это конкретизируется в огромном массиве научной, специальной и популярной литературы15. Мы выделим лишь те характеристики, которые важны для журналистов-практиков при организации диалоговых взаимоотношений с аудиторией СМИ. ________________________________ 14 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С.109. 15 См., к примеру: Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990; Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Том 7. Человек. Индивид. Личность. — М., 2QQ5; Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983; Личность: определение и описание // Вопросы психологии. — 1992 — № 3-4; Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М., 1974; Коссов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. — М., 1997; Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода// Вопросы психологии. — 1997. — № 6; Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека//Вопросы психологии. — 1995. — № 2; Ломов Б. Ф., Сурков Е. Я. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986; и др. Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных философских, социологических, психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Д. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Айзенк и др.), то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде. Акцент также делается на то, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему отношений, определяемых мотивами и потребностями и опосредующих взаимодействия (в том числе и массово-коммуникационные) субъекта и объекта. В отечественной психологии также существует несколько направлений, взаимовлияние которых способствует ее развитию: теория отношений В. Н. Мясищева, теория сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, теория основной жизненной направленности Б. Г. Ананьева, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория установки Д. Н. Узнадзе, теория типологических черт личности Б. М. Теплова, теория динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, теория интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина и т. д. Так, В. С. Мерлин описал следующие иерархические (то есть в порядке «подчинения» и перехода от низшего к высшему) уровни большой системы интегральной индивидуальности любой личности. 1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы: • биохимические (наследственные факторы); • общесоматические (физиологические свойства организма); • нейродинамические (свойства нервной системы). 2. Система индивидуальных психических свойств со следующими подсистемами: • психодинамическими (свойства темперамента) • психологическими свойствами личности. 3. Система социально-психологических индивидуальных свойств с входящими в нее подсистемами: • социальных ролей в социальной группе и коллективе • социальных ролей в социально-исторических общностях16. Личности, по образному выражению А. В. Петровского и В. А. Петровского, «явно тесно "под кожей" индивида, и она выходит за пределы его телесности в новые "пространства"»17. К числу таких «пространств», в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить ее, по мнению авторов, можно отнести «пространство» психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутрен- ____________________________________________ 16 Мерлин В. С. Указ соч. - С. 49-50. 17 Петровский А. В., Петровский В. А. Будущее науки. Вып.20. — М., 1987. — С. 239-251.
ний мир. Второе «пространство» — это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). И, наконец, третье «пространство» реализации индивидом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных связей с другими людьми (метаиндивидуальное пространство). На наш взгляд, феномен средств массовой информации как явления, характеризующего определенные тенденции развития общества, во многом обусловлен спецификой СМИ и их изначальным стремлением вторгнуться в каждое из этих трех «пространств». С определенными оговорками, конечно, масс-медиа, как нам кажется, можно даже отнести к четвертому «пространству», для которого наиболее характерна идеальная представленность (персонализация) субъектов и объектов массово-коммуникационной деятельности при посредстве СМИ в других людях. Целенаправленное преодоление «границ» каждого из трех вышеназванных «пространств» иногда может быть обусловлено задачами социально-политических манипуляций аудиторией средств массовой информации. Date: 2015-05-04; view: 556; Нарушение авторских прав |