Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение в теорию психологии журналистикиСтр 1 из 458Следующая ⇒
Библиотека профессионального журналиста В.Ф. ОЛЕШКО ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Учебное пособие Допущенорегиональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»
Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург УДК 159.9 ББК 88.4 Олешко В. Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров; доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.
Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного университета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг. Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журналистики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект. ISBN 5-8016-0288-7 © Олешко В. Ф. © Издательство Михайлова В. А. СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6
ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8 1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8 1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма.............................................................9 1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11 1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики..............................................................................14 1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19
ТЕМА 2 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22 2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22 2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24 2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26 2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28 2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28
ТЕМА 3 ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32 3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32 3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34 3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36 3.4. Аксиология творчества....................................................................................39 3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42 3.6. Есть вариант!...................................................................................................43
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46 4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46 4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50 4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52 4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57 4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60 4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66 4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68
ТЕМА 5 ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71 5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71 5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72 5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74 5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76
ТЕМА 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79 6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79 6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80 6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81 6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83 6.5. Его величество тендер.....................................................................................84 6.6. Синергетика пола...........................................................................................90
ТЕМА 7 ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94 7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94 7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96 7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99 7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности..............101 7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103
ТЕМА 8 СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107 8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107 8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109 8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112 8.4. Мобильные возможности СМ И....................................................................113 8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114 8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116 8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа..........................119
ТЕМА 9 ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127 9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127 9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128 9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131 9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133 9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139 9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142
ТЕМА 10 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146 10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146 10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149 10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152 10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154 10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158 10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161
ТЕМА 11 ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ: ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ.........................................................................164 11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164 11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168 11.3. Форма журналистского материала...............................................................170 11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173 11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179
ТЕМА 12 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185 12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185 12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188 12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227 ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано: • во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология журналистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена; • во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии; • в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глубокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики; • в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосредственного учебно-методического и личностного общения студентов (особенно заочной формы обучения) с преподавателем; • в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психологические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет. XXI век — не только век информационный, но и век системных междисциплинарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций характерно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологические методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня массовой коммуникации. Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ. Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными социально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными компонентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массовой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массового взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышления и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-
ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям реальной коммуникационной практики. Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, психологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналистика» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психологии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы. Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая студентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информации», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с помощью тестовых заданий. Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачастую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психологии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных пособий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не только могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формированию психологической и коммуникативной культуры личности.
ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ План темы: 1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности. 1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма. 1.3. Проблема, предмет, метод. 1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики. 1.5. Коммуникация как личностная проблема.
Сегодня бесспорен тот факт, что без полноценной объективной информации невозможно эффективное управление любым современным социумом, принятие оптимальных решений в любом виде деятельности, что информация является наиболее рентабельным продуктом и товаром. Нынешнее общество, в котором Интернет и другие средства массовой коммуникации играют все более заметную роль, принято называть информационным — в противовес вчерашнему индустриальному. Главным продуктом в нем является не сталь и уголь, и не машины и механизмы, а информация. Date: 2015-05-04; view: 576; Нарушение авторских прав |