Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные задачи нижнего уровня управления. Производственный менеджмент





Процесс управления производством реализуется в рамках системы управления организацией. В системе управления выделяется производственный процесс (нижний уровень) и управленческие службы (верхний уровень) (рис. 2.7). Управленческий аппарат объединяет сотрудников, которые фор­мулируют цели, разрабатывают планы, устанавливают требования к при­нимаемым решениям и контролируют их выполнение.

 

 

Рис. 2.7. Структура системы управления

Задачей управления производственным процессом (производственного менеджмента) является выполнение планов, разработанных управленческим аппаратом. Например, в отделах, цехах, на участках преимущественно решаются производственные задачи, та­кие как оперативный учет, бухгалтерский учет, составление сводных ве­домостей учета материальных и нематериальных ценностей и прочее. Производство обеспечивает измене­ние состава, формы, конфигурации или внешнего вида используемого материала. Реализуется это через использование современных технологий, которые приводят к значительной экономии ресурсов (материальных, экономических и др.) и сокращению производственного цикла. Технология – это способ преобразования сырья в продукцию и услуги.

Внутренняя среда организации – это управленческая, экономическая и социальная ситуация. Характеристики внутренней среды: цели деятельности, внутренняя культура, производственная структура, трудовые ресурсы. Производственной структурой называется совокупность цехов и хозяйств, обеспечивающих предприятие. Структура организации как элемент внутренней среды характеризуется через взаимоотношение уровней и функциональных областей деятельности. В многоуровневой иерархической системе управления в функции низшего уровня входят следующие задачи:

- сбор и обработка информации и непосредственное управление рабо­той оборудования и технологическими процессами с учетом команд, поступающих с вышестоящего уровня;

- фиксация времени простоя оборудования с учетом причин простоя;

- контроль за состоянием инструмента и учет его использования, учет числа обработанных деталей;

- передача информации на уровень оперативного управления;

- анализ наличия ресурсов для выполнения сформированных зада­ний;

- оперативная корректировка режимов отдельных технологических про­цессов и выдача заданий по коррекции технических устройств низ­шего уровня;

- контроль качества изделий;

- прием и систематизация информации с управляющих устройств низ­шего уровня;

- координация работы всех элементов системы в соответствии с полу­ченным заданием, и как следствие, мотивация;

- передача информации на верхний уровень управления.

В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждая за­дача включает в себя значительное число отдельных задач, связанных с функцией учета. Оперативное планирование и управление производством неразрывно связано с оперативным учетом. Объектами оперативного учета являются:

· выпуск продукции в соответствии с производственной программой;

· материальные потоки для производственного процесса;

· объемы готовой продукции и незавершенного производства.

Управленческий учет информационно связан с бухгалтерский учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом и складским учетом. Управленческий учет представляет собой систему сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия управленческого решения. Он также является информаци­онным инструментом для контроля управленческой деятельности пред­приятия и реализуется следующими действиями:

- составлением плана реализации принятых решений;

- контролем реализации плана;

- анализом нового текущего состояния.

Оба компонента системы – верхний и нижний уровни – связаны пря­мой и обратной связью. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой управленческим аппаратом объекту управ­ления. Директивная информация формируется управленческим аппара­том в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде и о сложившейся внешней ситуации. Обратная связь выражается потоком отчетной информации о выполнении принятых решений. Отчет­ная информация формируется объектом управления и отражает внут­реннюю ситуацию объекта и степень влияния на нее внешней среды.

Обратная связь, увеличивающая влияние входа системы на ее выход, называется положительной. Обратная связь, уменьшающая влияние вхо­да системы на ее выход, называется отрицательной. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе, ко­гда оно нарушается внешним воздействием, положительная – вызывает большее отклонение, чем то, которое вызвало бы внешнее воздействие при отсутствии обратной связи.

Системы управления с обратной связью функционируют следующим образом. Выбирается управляющее воздействие, которое определяет требуемое состояние управляемого объекта. Информация о фактиче­ском состоянии управляемого объекта поступает по каналу обратной связи. Специальный орган сравнивает требуемое и фактическое состоя­ния и при несовпадении вырабатывает корректирующее управляющее воздействие. Системы, в которых управляющие воздействия каждого объекта управления влияют на реакцию управляемого объекта и на управляю­щие воздействия в других объектах управления, называются систе­мами многосвязанного управления.

Метод управления, основанный на использовании обратной связи, широко применяется в системах управления техническими объектами и в организационно-административных системах. Одним из главных его достоинств является работа элементов систем управления в условиях значительных изменений внешней среды, т. е. в условиях большого числа случайных воздействий различного вида.

По мере роста организации возникает необходимость в должностной иерархии менеджеров, менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. В практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда (специализацией между областями менеджмента) следующие группы:

- генеральные менеджеры (руководители) возглавляют подразделения организации и несут ответственность за общую деятельность организации или подразделений;

- функциональные менеджеры (специалисты) несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации (управление персоналом, маркетингом, производством и пр.);

- аппаратные менеджеры отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности организации (финансы, персонал, правовые вопросы, закупки);

- линейные менеджеры (служащие) несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой услуг потребителям.

Система управления функционирует на основе установленных доку­ментально или практически сложившихся правил (положения о подразделениях, должностные инструкции и пр.). На каждом уровне иерархии системы управления реализуется определенный набор функций управ­ления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении по обратной связи (от нижнего уровня к высшему) увеличивается количество и сложность задач по составлению планов, усложняется организация работы, повышается значение контроля. На нижнем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности работников, с ней тесно связана функция мотивации. Чтобы предприятие работало эффективно, необходимо заинтересовать в этом его сотрудников. Для этого руководитель должен следовать современным теориям мотивации – воздействовать на подчиненного через его реальные цели, жизненные установки и ожидания для создания эффективной мотивации производственной деятельности.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по сферам деятельности, которые образуют подсистемы организации. В процессе управления решаются определенные ком­плексы задач, основные из них: управление финансами, управление производством, сбытом и снабжением, внутренними службами, кадрами.

Вертикальное разделение труда приводит к выделению менеджеров верхнего уровня – руководителей организации; среднего уровня – передаточных звеньев между верхним и низшим уровнями и низшего уровня, которым подчинены непосредственно исполнители. Руководители низового звена называются операционными. Они осуществляют разнообразные функции оперативного, ситуационного характера, отвечают за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми. Средством достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, которое заключается в передаче полномочий сверху вниз лицам, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

Менеджеры нижнего уровня управления осуществляют управление первичными подразделениями: бригадами, сменами, цехами, участками.
К ним относятся мастера, бригадиры, менеджеры банков и др. Они несут ответственность за исполнение подчиненными ежедневных операций и участвуют в решении возникающих проблем. Нередко функции менеджеров нижнего уровня и непосредственного труда не разделяются. В этом случае ответственность по планированию или контролю за некоторыми видами деятельности возлагается на исполнителей.

Менеджеры, ответственные за управление прямыми рабочими операциями, заняты умственным и физическим трудом по организации производства и поставок товаров или услуг. Такой труд включает вспомогательную деятельность, квалифицированную или техническую работу, профессиональную или творческую деятельность. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров:

- понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;

- знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы;

- умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;

- владение искусством управления человеческими ресурсами;

- владение искусством налаживания внешних связей;

- способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.

Отечественные ученые предлагают требования к компетенции менеджеров условно разделить на две группы: первая группа – знания и умения (искусство) в области управления; вторая группа – способность работать с людьми и управлять ими.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности представляет собой циклическую последовательность следующих эта­пов
(рис. 2.8): прогноза, планирования, реализации планов, учета и анализа результатов, коррекции и прогноза планов.

 

Рис. 2.8. Схема функционального управления организацией

На верхнем уровне управления решаются стратегические задачи, например, составление прогнозов, которые определяют тенденции раз­вития предприятия на много лет вперед. На нижних уровнях, в цехах, отделах, на участках решаются преимущественно задачи тактические, такие как оперативно-календарное планирование, использование сис­тем стимулирования труда и пр. Такая дифференциация управленческих функций не отрицает уча­стия каждого из уровней в решении всех задач управления. Это объяс­няется тем, что стратегические и тактические задачи смыкаются с помощью реализации функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля исполне­ния. Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

.

11. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.

11. Сущность и классификация организаций

Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели.Для организации характерны следующие признаки:

комплексность, определяющ степень разделения труда в орг, уровень специализации, кол-во ур иерархии

формализация – разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников; соотношение централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения.

Каждая о имеет миссию –сформулированное утверждение отн-но того, для чего и по какой причине сущ.о.

Хозяйственные о. создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для о. среде. К хозяйственным организациям относятся: – юр. лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. п – неюр. лица всех форм, в том числе подразделения о., о. на базе индивидуально-трудовой деят-ти и т. д.

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

– по времени действия: бессрочные и временные. Можно зарег-ть о. на год, месяц и даже на день;

– по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т. д.

– по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;

– по специализации производства: специализированное и универсальное;

– по номенклатуре выпуска продукции; монономенклатурное и многономенклатурное производство.

Существует и другая классификация организаций:

1. Правительственные и неправительственные. К правител. организациям относятся официальные органы власти. К неправител. о. относятся все организации, не имеющие правительственного статуса.

2. Коммерческие и некоммерческие. К ком. относятся организации, чьей основной целью является получение прибыли. Основной целью неком. орг. является удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные. Бюдж о строят деят исходя из выделенных гос-вом средств, они освобождаются от уплаты мн налогов, в том числе ндс. Неб. о. изыскивают источники финансирования.

4. Общественные и хозяйственные. Общ о строят деят на основе удовлетворения потребностей своих членов общ-ва, а хоз – для удовл-ия потр и интересов человека и общ-ва во внешн для орг-и среде.

5. Формальные и неформальные. Ф. о.- это зарегистр в установленном порядке общ-ва, товарищва, кот выступают как юр. и неюр. лица. Неф о. – это незарегистр в гос. органе о.(ввиду малочислен-ти)

Различают о по отраслевой принадлежности: промышл, с/х, транспортные, торговые и др.

Жизненный цикл о – предсказуемые изменения с определенной последовательностью в течение времени.Деление ж цикла орг на определенные временные интервалы предполагает следующие этапы.

Этап предпринимательства: хар-ся врем отсутствием четких целей, определяется жизненный цикл продукции(сов-ть процессов, выполняемых от момента выявления потреб-ей общ-ва в прод-и до момента удовл-я этих потреб-ей и утилизации прод-та),дальн.сущ-е требует стаб.привлечения доп ресурсов.

Этап коллективности: характеризуется достаточно широким использованием инновац процессов, формированием миссии организации. Преобладают неформальное общение, высокие обязательства.

Этап формализации и управления: происходит формализация правил, структура компании стабилизируется, делается упор на эф-ть технологий и инноваций.На этом этапе становится важной роль руководства организации. Здесь уже выработаны определенные правила, механизмы принятия решений.

Этап выработки структуры: на данном этапе происходит усложнение структуры организации. Как правило, это связано с увеличением выпуска продукции. Решения принимаются децентрализовано. Для рук-ва наступает этап продумывания дальнейшего движ вперед, роста фир, развития новых направлений.

Этап упадка: наступает в рез-те роста конкур, неграмотного рук-ва, отсутствия заказчиков на продук или усл. На этом этапе для рук-ва важно найти новые рынки или стоит вопрос о смене направления.

Для описания тенденций изменений в орг наиболее часто используются модели ж цикла. В основе таких моделей лежит идея о том, что орг идет по пути из 3 этапов: рождение, юность и зрелость, старение организации. Фаза1 – рождение о. Опред главной цели; осн задача – выход на рынок; орг-я труда – стремление к макс увел прибыли.Фаза2 – детство и юность. Главн цель – кратковр прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого рук-ва; осн задача – захват части рынка;Фаза3 – зрелость. Главн цель – сбаланс рост и формир индивид имиджа; эффект рук-ва за счет делегирования полномочий; осн задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка; организация труда – разделение и кооперация, премия за инд рез-т.Фаза4 – старение о. Глав цель – сохранить достигнутые рез-ты; в области рук-ва эффект достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стаб-ть, свободный режим организации труда, участие в прибылях.Фаза5 – возрождение организации. Глав цель в обеспечении выживания по всем функциям; главная задача – омоложение; в области организации труда – коллективное премирование.

Date: 2015-06-08; view: 971; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию