Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональные задачи нижнего уровня управления. Производственный менеджмент
Процесс управления производством реализуется в рамках системы управления организацией. В системе управления выделяется производственный процесс (нижний уровень) и управленческие службы (верхний уровень) (рис. 2.7). Управленческий аппарат объединяет сотрудников, которые формулируют цели, разрабатывают планы, устанавливают требования к принимаемым решениям и контролируют их выполнение.
Рис. 2.7. Структура системы управления Задачей управления производственным процессом (производственного менеджмента) является выполнение планов, разработанных управленческим аппаратом. Например, в отделах, цехах, на участках преимущественно решаются производственные задачи, такие как оперативный учет, бухгалтерский учет, составление сводных ведомостей учета материальных и нематериальных ценностей и прочее. Производство обеспечивает изменение состава, формы, конфигурации или внешнего вида используемого материала. Реализуется это через использование современных технологий, которые приводят к значительной экономии ресурсов (материальных, экономических и др.) и сокращению производственного цикла. Технология – это способ преобразования сырья в продукцию и услуги. Внутренняя среда организации – это управленческая, экономическая и социальная ситуация. Характеристики внутренней среды: цели деятельности, внутренняя культура, производственная структура, трудовые ресурсы. Производственной структурой называется совокупность цехов и хозяйств, обеспечивающих предприятие. Структура организации как элемент внутренней среды характеризуется через взаимоотношение уровней и функциональных областей деятельности. В многоуровневой иерархической системе управления в функции низшего уровня входят следующие задачи: - сбор и обработка информации и непосредственное управление работой оборудования и технологическими процессами с учетом команд, поступающих с вышестоящего уровня; - фиксация времени простоя оборудования с учетом причин простоя; - контроль за состоянием инструмента и учет его использования, учет числа обработанных деталей; - передача информации на уровень оперативного управления; - анализ наличия ресурсов для выполнения сформированных заданий; - оперативная корректировка режимов отдельных технологических процессов и выдача заданий по коррекции технических устройств низшего уровня; - контроль качества изделий; - прием и систематизация информации с управляющих устройств низшего уровня; - координация работы всех элементов системы в соответствии с полученным заданием, и как следствие, мотивация; - передача информации на верхний уровень управления. В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждая задача включает в себя значительное число отдельных задач, связанных с функцией учета. Оперативное планирование и управление производством неразрывно связано с оперативным учетом. Объектами оперативного учета являются: · выпуск продукции в соответствии с производственной программой; · материальные потоки для производственного процесса; · объемы готовой продукции и незавершенного производства. Управленческий учет информационно связан с бухгалтерский учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом и складским учетом. Управленческий учет представляет собой систему сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия управленческого решения. Он также является информационным инструментом для контроля управленческой деятельности предприятия и реализуется следующими действиями: - составлением плана реализации принятых решений; - контролем реализации плана; - анализом нового текущего состояния. Оба компонента системы – верхний и нижний уровни – связаны прямой и обратной связью. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой управленческим аппаратом объекту управления. Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде и о сложившейся внешней ситуации. Обратная связь выражается потоком отчетной информации о выполнении принятых решений. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта и степень влияния на нее внешней среды. Обратная связь, увеличивающая влияние входа системы на ее выход, называется положительной. Обратная связь, уменьшающая влияние входа системы на ее выход, называется отрицательной. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе, когда оно нарушается внешним воздействием, положительная – вызывает большее отклонение, чем то, которое вызвало бы внешнее воздействие при отсутствии обратной связи. Системы управления с обратной связью функционируют следующим образом. Выбирается управляющее воздействие, которое определяет требуемое состояние управляемого объекта. Информация о фактическом состоянии управляемого объекта поступает по каналу обратной связи. Специальный орган сравнивает требуемое и фактическое состояния и при несовпадении вырабатывает корректирующее управляющее воздействие. Системы, в которых управляющие воздействия каждого объекта управления влияют на реакцию управляемого объекта и на управляющие воздействия в других объектах управления, называются системами многосвязанного управления. Метод управления, основанный на использовании обратной связи, широко применяется в системах управления техническими объектами и в организационно-административных системах. Одним из главных его достоинств является работа элементов систем управления в условиях значительных изменений внешней среды, т. е. в условиях большого числа случайных воздействий различного вида. По мере роста организации возникает необходимость в должностной иерархии менеджеров, менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. В практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда (специализацией между областями менеджмента) следующие группы: - генеральные менеджеры (руководители) возглавляют подразделения организации и несут ответственность за общую деятельность организации или подразделений; - функциональные менеджеры (специалисты) несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации (управление персоналом, маркетингом, производством и пр.); - аппаратные менеджеры отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности организации (финансы, персонал, правовые вопросы, закупки); - линейные менеджеры (служащие) несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой услуг потребителям. Система управления функционирует на основе установленных документально или практически сложившихся правил (положения о подразделениях, должностные инструкции и пр.). На каждом уровне иерархии системы управления реализуется определенный набор функций управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении по обратной связи (от нижнего уровня к высшему) увеличивается количество и сложность задач по составлению планов, усложняется организация работы, повышается значение контроля. На нижнем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности работников, с ней тесно связана функция мотивации. Чтобы предприятие работало эффективно, необходимо заинтересовать в этом его сотрудников. Для этого руководитель должен следовать современным теориям мотивации – воздействовать на подчиненного через его реальные цели, жизненные установки и ожидания для создания эффективной мотивации производственной деятельности. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по сферам деятельности, которые образуют подсистемы организации. В процессе управления решаются определенные комплексы задач, основные из них: управление финансами, управление производством, сбытом и снабжением, внутренними службами, кадрами. Вертикальное разделение труда приводит к выделению менеджеров верхнего уровня – руководителей организации; среднего уровня – передаточных звеньев между верхним и низшим уровнями и низшего уровня, которым подчинены непосредственно исполнители. Руководители низового звена называются операционными. Они осуществляют разнообразные функции оперативного, ситуационного характера, отвечают за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми. Средством достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, которое заключается в передаче полномочий сверху вниз лицам, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Менеджеры нижнего уровня управления осуществляют управление первичными подразделениями: бригадами, сменами, цехами, участками. Менеджеры, ответственные за управление прямыми рабочими операциями, заняты умственным и физическим трудом по организации производства и поставок товаров или услуг. Такой труд включает вспомогательную деятельность, квалифицированную или техническую работу, профессиональную или творческую деятельность. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров: - понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента; - знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы; - умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе; - владение искусством управления человеческими ресурсами; - владение искусством налаживания внешних связей; - способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию. Отечественные ученые предлагают требования к компетенции менеджеров условно разделить на две группы: первая группа – знания и умения (искусство) в области управления; вторая группа – способность работать с людьми и управлять ими. В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности представляет собой циклическую последовательность следующих этапов
Рис. 2.8. Схема функционального управления организацией На верхнем уровне управления решаются стратегические задачи, например, составление прогнозов, которые определяют тенденции развития предприятия на много лет вперед. На нижних уровнях, в цехах, отделах, на участках решаются преимущественно задачи тактические, такие как оперативно-календарное планирование, использование систем стимулирования труда и пр. Такая дифференциация управленческих функций не отрицает участия каждого из уровней в решении всех задач управления. Это объясняется тем, что стратегические и тактические задачи смыкаются с помощью реализации функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля исполнения. Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами. . 11. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах. 11. Сущность и классификация организаций Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели.Для организации характерны следующие признаки: комплексность, определяющ степень разделения труда в орг, уровень специализации, кол-во ур иерархии формализация – разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников; соотношение централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения. Каждая о имеет миссию –сформулированное утверждение отн-но того, для чего и по какой причине сущ.о. Хозяйственные о. создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для о. среде. К хозяйственным организациям относятся: – юр. лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. п – неюр. лица всех форм, в том числе подразделения о., о. на базе индивидуально-трудовой деят-ти и т. д. Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам: – по времени действия: бессрочные и временные. Можно зарег-ть о. на год, месяц и даже на день; – по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т. д. – по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство; – по специализации производства: специализированное и универсальное; – по номенклатуре выпуска продукции; монономенклатурное и многономенклатурное производство. Существует и другая классификация организаций: 1. Правительственные и неправительственные. К правител. организациям относятся официальные органы власти. К неправител. о. относятся все организации, не имеющие правительственного статуса. 2. Коммерческие и некоммерческие. К ком. относятся организации, чьей основной целью является получение прибыли. Основной целью неком. орг. является удовлетворение общественных потребностей. 3. Бюджетные и небюджетные. Бюдж о строят деят исходя из выделенных гос-вом средств, они освобождаются от уплаты мн налогов, в том числе ндс. Неб. о. изыскивают источники финансирования. 4. Общественные и хозяйственные. Общ о строят деят на основе удовлетворения потребностей своих членов общ-ва, а хоз – для удовл-ия потр и интересов человека и общ-ва во внешн для орг-и среде. 5. Формальные и неформальные. Ф. о.- это зарегистр в установленном порядке общ-ва, товарищва, кот выступают как юр. и неюр. лица. Неф о. – это незарегистр в гос. органе о.(ввиду малочислен-ти) Различают о по отраслевой принадлежности: промышл, с/х, транспортные, торговые и др. Жизненный цикл о – предсказуемые изменения с определенной последовательностью в течение времени.Деление ж цикла орг на определенные временные интервалы предполагает следующие этапы. Этап предпринимательства: хар-ся врем отсутствием четких целей, определяется жизненный цикл продукции(сов-ть процессов, выполняемых от момента выявления потреб-ей общ-ва в прод-и до момента удовл-я этих потреб-ей и утилизации прод-та),дальн.сущ-е требует стаб.привлечения доп ресурсов. Этап коллективности: характеризуется достаточно широким использованием инновац процессов, формированием миссии организации. Преобладают неформальное общение, высокие обязательства. Этап формализации и управления: происходит формализация правил, структура компании стабилизируется, делается упор на эф-ть технологий и инноваций.На этом этапе становится важной роль руководства организации. Здесь уже выработаны определенные правила, механизмы принятия решений. Этап выработки структуры: на данном этапе происходит усложнение структуры организации. Как правило, это связано с увеличением выпуска продукции. Решения принимаются децентрализовано. Для рук-ва наступает этап продумывания дальнейшего движ вперед, роста фир, развития новых направлений. Этап упадка: наступает в рез-те роста конкур, неграмотного рук-ва, отсутствия заказчиков на продук или усл. На этом этапе для рук-ва важно найти новые рынки или стоит вопрос о смене направления. Для описания тенденций изменений в орг наиболее часто используются модели ж цикла. В основе таких моделей лежит идея о том, что орг идет по пути из 3 этапов: рождение, юность и зрелость, старение организации. Фаза1 – рождение о. Опред главной цели; осн задача – выход на рынок; орг-я труда – стремление к макс увел прибыли.Фаза2 – детство и юность. Главн цель – кратковр прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого рук-ва; осн задача – захват части рынка;Фаза3 – зрелость. Главн цель – сбаланс рост и формир индивид имиджа; эффект рук-ва за счет делегирования полномочий; осн задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка; организация труда – разделение и кооперация, премия за инд рез-т.Фаза4 – старение о. Глав цель – сохранить достигнутые рез-ты; в области рук-ва эффект достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стаб-ть, свободный режим организации труда, участие в прибылях.Фаза5 – возрождение организации. Глав цель в обеспечении выживания по всем функциям; главная задача – омоложение; в области организации труда – коллективное премирование. Date: 2015-06-08; view: 1036; Нарушение авторских прав |