Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности разработки и использования психографических моделей





Информационная база Высказывания респондентов, образующих репрезентативную выборку, по поводу их отношения к тем или иным вопросам, их жизненных ценностей и т.п. Выборка, как правило, составляет несколько тысяч человек и зависит от величины генеральной совокупности. Также информация о демографических данных респондентов (пол, возраст, образование, род занятий, социальный и имущественный статус, место проживания и т.п.). Основные информационные элементы, на которых базируется психографическая сегментация, представлены в модели AIO (+ демография).
Методы сбора информации Опрос респондентов (как правило, письменный – самостоятельное заполнение анкет). Тип вопросов в анкете – оценочная шкала Лайкерта* («согласны ли Вы с утверждением …..»). Содержание вопроса разрабатывается на базе модели AIO (AIO-утверждения). Предварительно с целью разработки вопросов для анкеты могут быть проведены качественные исследования (фокус-группы, глубинные интервью), для того чтобы выдвинуть гипотезы о возможных жизненных ценностях потребителях и сформулировать соответствующие вопросы. Чаще формулировка вопросов вырабатывается исследователями на основе субъективных представлений. Для выяснения демографических данных используются стандартизированные закрытые вопросы (с предложением вариантов ответа).
Методы разработки модели Психографическая типология потребителей разрабатывается с использованием факторного анализа и кластерного анализа. Сначала изучается связь между жизненными ценностями респондентов, их образом жизни и демографическими переменными (факторный анализ). Далее применяется кластерный анализ для группировки респондентов, давших схожие ответы. В качестве базового принципа классификации потребителей используется та или иная мотивационная (или ценностная) модель (пирамида потребностей А.Маслоу, шкала ценностей М. Рокича, шкала ценностей Л. Р. Кайле и т.п.). Затем описывается демографический профиль каждого сегмента.
Структурные единицы модели Тип потребителя, демографические данные потребителя, жизненный ценности и образ жизни потребителя, потребительские предпочтения (предпочтительные товары, места и способы покупок, значимость цены и марки товара и т.п.).
Вид модели Типология потребителей может быть представлена в табличном, текстовом или графическом виде. В случае графического представления определяются два основных параметра, и строится соответствующая система координат, в которой каждый тип потребителя занимает свое место (например, «Жизненная ориентация – Ресурсы», «Активность – жизненные ценности» и т.д.).
Адекватность психографических моделей Зависит от количества и качества вопросов (формулировка утверждений, порядок следования, области выяснения мнений, тенденциозность вопросов и т.п.), а также от размера выборки. Модель может быть адекватна только для того объекта исследования, который принимался во внимание (места и времени исследования, типа товара).
Специфичность / универсальность психографических моделей Психографическая типология выясняется в привязке к определенному региону (одна или несколько стран), к определенному времени и иногда в привязке к определенной группе товаров (одежда, обувь, аксессуары и т.д.) или товару одного вида (машины, мебель, СМИ …). В связи с этим психографическую сегментацию невозможно абсолютно распространять на другие регионы, другое время, другие виды товаров. Необходима адаптация модели под другой объект анализа.
Цели использования психографических моделей Определение психографического типа потребителей на основе анализа измеряемых демографических данных. Определение основных жизненных ценностей потребителей для выработки возможного воздействия на них. В том числе: предложение определенного вида товаров, определения содержания и характера коммуникационных обращений, принятия решений по поводу цен, мест продажи и т.п.

 

 

Достоинства психографических моделей Достоинства процесса исследования: 1. Психографическое сегментирование на большой выборке имеет определенные преимущества перед традиционными качественными исследованиями, которое не предполагает изучения большого количества респондентов, и поэтому не является репрезентативным. 2. Вопросы структурированы и поэтому ответы на них легко интерпретируются. 3. Полученные данные легко могут быть подвергнуты статистической обработке. 4. В отличие от глубинных интервью и фокус-групп нет необходимости прибегать к помощи специально подготовленных интервьюеров и модераторов. Достоинства, связанные с использованием моделей для анализа потребителей: 1. Для сегментирования потребителей используются интегральные критерии, включающие в себя демографические переменные и ценностную ориентацию, что позволяет более полно и подробно охарактеризовать сегменты. Психографическое сегментирование – несомненный прогресс по сравнению с демографическим и социальным (Ламбен). 2. Если исследования проводятся регулярно, то данные могут быть очень полезны для анализа потребительского поведения и принятия решения по поводу позиционирования товара и элементов маркетинга-микс.
Недостатки психографических моделей Недостатки, связанные с процессом исследования: 1. Проблемы с идентификацией ключевых переменных, которые должны составить основу вопроса (о чем спросить). Подбор вопросов на субъективной основе (то, что кажется важным исследователю) не дает оснований полагать, что будут полностью описаны стиль и образ жизни потребителей. Подбор вопросов на основе предварительных качественных исследований – слишком дорог, длителен и также особых гарантий не дает. 2. Сложность формулировки качественного вопроса – такого, который позволял бы делать однозначные выводы о стиле жизни (как спросить). Соответственно, при некачественных вопросах возможны серьезные ошибки в определении ценностей человека. 3. Анализ стиля жизни по своей сути – это исследование каузального типа (выявление причинно-следственных связей), однако, такое исследование требует правильно спланированного и поставленного эксперимента, а также специальной процедуры верификации данных, психографическое же исследование строится на основе традиционного опроса. Делается попытка установления корреляции там, где ее, быть может, и нет, что ведет к ложным интерпретациям полученных данных. Недостатки, связанные с использованием психографических моделей: 1. Отсутствие строгой научной процедуры определения перечня вопросов и интерпретации данных не позволяет абсолютно опираться на модель и использовать ее без оглядки при принятии решений в условиях риска (Ламбен: это все равно, что опираться на результаты астрологических исследований). 2. Выбор критериев оценки жизненных ценностей эвристичен и субъективен по своей сути, что также не гарантирует правильности психографической модели (Ламбен: кто сказал, что выбранная конфигурация является удачным решением?). 3. Изменчивость жизненных стандартов и стилей (оригинал подвижен, модель – застывшая схема). Проблемы с распространением (адаптацией) моделей на другой объект анализа (других потребителей, другое время.). Опасность прямого переноса модели: «Нельзя использовать эталонные системы, если не соблюдены эталонные условия» (Дж. О’Шонесси).








Date: 2015-06-08; view: 739; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию