Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Кризис трех лет





Кризис трех лет — граница между ранним и дошколь­ным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой систе­мы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пы­тается установить с ними новые, более глубокие отноше­ния.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоя­тельности и активности требуют от близких взрослых своев­ременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоя­тельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношени­ях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характе­ристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Ре­бенок дает негативную реакцию не на само действие, кото­рое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избира­телен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послу­шен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. пря­мо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

Конечно, негативизм — кризисное явление, которое дол­жно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из дру­гих, более сложных и стабильных мотивов, является важ­ным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не по­тому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязы­вания образа жизни.



Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к са­мостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипер­трофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ре­бенка и вызывает дополнительные конфликты со взрос­лыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспо­тизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружаю­щими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает рев­ность: та же тенденция к власти здесь выступает как источ­ник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зре­ния юного деспота.

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, инте­ресно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предло­женную не вовремя (обесцениваются старые привязанно­сти к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потреб­ности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И.Божович).

Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваива­ет способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. К трем годам появляются лич­ные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта — «Я сам» — центральное новообразование это­го периода. Возникает эмоциональная завышенная само­оценка. В три года поведение ребенка начинает мотивиро­ваться не только содержанием ситуации, в которую он по­гружен, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.

Центральным направлением в проявлении кризиса трех лет является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления со стороны взрослого. Программа включает в себя такие формы поведения взрос­лого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать Друг Другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребен­ка; подчеркивание неправомерности действий ребенка: «Ты еще маленький!», «Ты не прав, ты этого не знаешь»; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование агрессии к другому...

Культурно-найденной и закрепленной формой преодоле­ния кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошколь­ному является сюжетно-ролевая игра...

Игра — особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство пол­ноты их события. В этой форме ребенок сразу же оказы­вается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (по­знает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладе­вал физическими действиями). Здесь же впервые зарож­дается специфическая форма сознания «Мы — Ты», в ко­торой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения [11. С. 260—261].



 

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства.

2. Особенности психического развития в раннем возрасте.

3. Эмоциональное развитие в раннем возрасте.

4. Особенности общения детей в раннем возрасте.

5. Кризис трех лет.

 








Date: 2015-05-04; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию