Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сексуальная культура
Главное препятствие на пути к пониманию нашей собственной сексуальности состоит в том, что мы находимся в плену старых представлений. И. Блох 2.1. «Ключ» к пониманию сексуальности Некоторые взгляды на секс и сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными, но многие современные представления резко отличаются от прежних. Чтобы разобраться в настоящем, полезно изучать прошлое. Несмотря на различные религиозные, социальные табу, эротическое переживание никогда не существовало как обособленная область человеческой психики. Напротив, разнообразные формы чувственности - важная характеристика целостного психического облика человека, этапов его исторического становления. Для исторических эпох и представленных в них культур, характерны формирования определенных эталонов сексуального поведения и эротических переживаний. Кроме того особенности сексуального поведения предполагают исследования брака и семьи, репродуктивного поведения (рождаемости и т.д.) и регулирующих его социально-культурных норм и стимулов. Понять сексуальность человека, — значит решить двуединую задачу: 1) понять как историческое время, социальные отношения и культура формируют и видоизменяют взаимоотношения полов, и 2) выяснить как сексуальность и конкретные формы ее проявления влияют на историческое время, социальные отношения и культуру. В большинстве обществ и культур сексуальность считается делом интимным и не поддается непосредственному наблюдению. Нельзя не учитывать и многообразие объектов ее исследования. Далеко не одно и тоже изучать: 1) характерные формы сексуальной активности мужчин и женщин или 2) их сексуальные установки, ценностные ориентации, отношения к сексуальному поведении, или 3) социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется половая жизнь, например формы брака и семьи, или 4) культурный символизм, в котором осмысливается значение сексуальности и ее проявлений, например религиозные представления о природе половых различий, сущности полового акта и т. п., или, наконец, 5) обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники) и от которых, во многом зависит их значение для участников. Для психолога важно рассматривать изучаемые явления с точки зрения их влияния на личность, ее развитие, личностный рост, формирование нравственных идеалов и представлений, эстетических вкусов, мира переживаний и др. Описывая периодизацию развития сексологии, как науки изучающей половые взаимоотношения в их биологическом, психологическом и социальном аспектах, К. Имелинский выделил 4 периода: 1) доисторический период, характеризующийся немногочисленными сведениями о сексуальной жизни доисторических людей; 2) период наблюдения и донаучных исследований, закончившийся на рубеже XVIII—XIX веков; 3) период досексологиче-ских знаний, когда сексология не была выделена из других наук; 4) период сексологических знаний, во время которого сексология в результате развития научной методологии и теоретических основ, выделилась в самостоятельную науку. В отечественной литературе истории сексологических знаний посвящены публикации Г.С. Васильченко (1977, 1989, 1990), И.С. Кона (1988), Л.М. Щеглова (1996) и выделяются: период первобытных ритуалов и мифов, период наблюдений и описаний, клинический период, статистический период, психофизиологический период. Несмотря на неблагоприятные факторы получения объективных знаний о сексуальной сфере, для ее исследования с научных позиций уже в средние века предпринимались попытки рационального изучения сексуальных проблем, которые можно считать первыми ласточками в понимании сексуальности. Анри де Мондевиль в начале XIV века опубликовал работу по гигиене половых органов, в которой подробно описал уход за ними у девиц и девушек, лишив шихся девственности, у замужних женщин и проституток. Фер-нель (XVI век) пытался изучать физиологию сексуальности пу тем исследования «телесных функций». Универсальный гений Леонардо да Винчи также занимался проблемами сексуальности и анатомии половых органов. В первой половине XVI века А. Везалий, профессор анатомии в Падуе, тайно вскрыл труп уби той беременной женщины. Он первым препарировал матку и яичники у беременной. До этого анатомы вскрывали только живот ных, а результаты применяли на людях, что явилось причиной появления ошибочных взглядов. Придворный хирург французского короля Карла IX и предшественник современной хирургии Амбруаз Паре (XVI век) издал учебник акушерства, в котором описал, в частности, различные способы, с помощью которых женщина могла получить сексуальное удовлетворение. Однако это руководство было признано аморальным и публично сожжено. А. Паре удалось спасти свою жизнь лишь бла годаря тому, что его покровительницей была сама королева Екатерина Медичи. В 1675 г. профессор анатомии и хирургии Никола Венет издал под псевдонимом «венецианец Салочинни» иллюстрированный труд, в котором достаточно точно описал мужские и женские гениталии; кроме того, он затронул и вопросы сексуального воспитания. Не смотря на то, что он предпринял некоторые меры предосторожно сти, например, пользовался лишь понятием «любовь», а не «наслаждение», не упоминал о мастурбации и ни о каких сексуальных девиациях, все же разразился скандал и книга была конфискована. Дрезденский врач Мартин Шуриг в 1720 г. издал фундаментальный труд, содержавший 800 страниц, в котором рассматривались роль половых органов, а также физическое и моральное значение полового акта. Автор советовал совершать половое сношение не только для умножения потомства, но и с гигиенической и моральной точек зрения. В последующих своих трудах Шуриг подробно описал морфологию половых органов, в том числе клитора у женщины, вопросы девственности, созревания и мастурбации, а так же половой акт. Следует подчеркнуть, что он, вопреки духу эпохи, ставил на один уровень влечение мужчины и влечение женщины. Учитывая количество изданных трудов по вопросам сексуаль ности, а также их прогрессивный характер, можно считать Шу-рига одним из пионеров сексологии. В XVII веке были сделаны два важных открытия. Голландский анатом и физиолог Р. Грааф установил, что у человека яйцеклетки образуются в яичниках (в граафовых пузырьках). А. Левенгук описал человеческие сперматозоиды, обнаруженные им в сперме. Вскоре специалисты, занимавшиеся вопросами оплодотворения, разделились на два лагеря. Сторонники одного из них («овисты») считали, что плод развивается из яйца, сторонники другого («анималькулисты»; в то время сперматозоиды называли зверюшками — анималькула) утверждали, что — из сперматозоида. И те, и другие были сторонниками преформации, т. е. считали, что человек с самого начала существует в окончательной форме, находясь в яйцеклетке или сперматозоиде, а затем просто вырастает, как цветок из бутона. Вскоре разгорелась новая дискуссия между представителями преформации (развития преформированных частей) и эпигенеза (воз никновение плода из различных частей яйцеклетки и сперматозоида). В XVIII веке профессор анатомии и физиологии в Петербурге К. Вольф опроверг теорию преформации. В XVIII веке вопросами сексуальности занимались также биологи. Одним из них был Ж. Бюффон, который часть своих трудов посвятил биологическому процессу оплодотворения, описав его с не обычайной точностью, если учитывать средства, которыми он в то время располагал. Благодаря развитию биологии и появлению трудов многих ученых, в том числе Ламарка (XVIII — XIX век) — создателя теории эволюции организмов, проблемы сексуальности постепенно получали освещение в связи с познанием процессов оплодотворения, эмбриогенеза и эволюции человека. Философы также проявляли большой интерес к развитию естественных наук и к исследованию сексуальности. Фридрих Форберг (XVIII — XIX века), профессор философии в Йене, издал антологию «при апических произведений». Период сексологических знаний начался лишь в XX веке, когда возникли благоприятные условия для развития сексологии, сдерживаемое в рамках европейской культуры на протяжении веков запретом на все, что имело отношение к сексуальности. В числе родоначальников сексологии обычно упоминаются: профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840 — 1902), швейцарский невропатолог, психиатр и энтомолог Август Форель (1848 — 1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862 — 1939) и Магнус Хиршфельд (1868 — 1935), австрийский психиатр, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 — 1939), немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872 — 1922), английский публицист, издатель и врач Генри Хэвлок Эл-лис (1859 — 1939), голландский гинеколог Теодор Хендрик Ван де Велде (1873 — 1937). Существенный вклад в развитие сексологии внесли американский биолог Альфред Кинзи (1894 — 1956), немецкий врач Ганс Гизе (1920 — 1970), американский гинеколог Уильям Мастерс (родился в 1915). Последние исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии, эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах позволили значительно обогатить и расширить познания в области дифференциации и взаимоотношения полов, проявлений человеческой сексуальности. Date: 2015-05-04; view: 516; Нарушение авторских прав |