Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сексуальный символизм
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры человечества. Сексуальные свойства, как со- матические, так и психологические, поведенческие выраженные в символической форме - важнейшие и универсальные знаки половой принадлежности, являются и знаками полового самосознания. Половой акт — синоним и прообраз всякой деятельности, значение которой передается глаголом «делать». Он предполагает наличие таких элементов, как активность, воля, могущество, власть, склонность, желание, удовольствие, инстинкт. Греческое слово «эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу, соединяющую первоначальные элементы мира. Такое отождествление космической энергии с актом оплодотворения универсально. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активное, субъектное начало, а также инструмент, средство деятельности. Напротив, влагалище чаще описывается как пассивное начало, пустота, впадина, сосуд, вместилище, естественное отверстие (дыра, яма) или какая-то ограниченная часть пространства (комната, крепость). С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начал вообще. Мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизируют силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное начало. Семя скитается воплощением и источником жизненной силы, а его утрата связывается со склонностью к заболеваниям и угасанию. Как гласит Каббала, в яичках «собрано все масло, достоинство и сила мужчины со всего тела». В древнеиндийской мифологии семя часто отождествляется с абсолютным идеальным началом, Атманом, лежащим в основе мироздания. У многих культур оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага часто считался почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. Например, один египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет в числе трофеев 6359 необрезанных половых членов ливийских воинов, а также половые члены сыновей и братьев вождей и жрецов. Библейский Давид преподнес своему царю крайнюю плоть 200 убитых филистимлян (Первая книга Царств, 18, 27). Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. С этим, возможно, отчасти связан и обычай прикрывать наготу. Хотя возникновение одежды обычно объясняют появлением чувства стыда, стыд — явление сравнительно позднее. Кроме того, при некоторых священных обрядах гениталии нарочно обнажались. У австралийских аборигенов, мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до поло- вого члена друг друга. В древнем Израиле мужчина, принося клятву, должен был положить руку на свои гениталии или гениталии то го, кому он клялся. Старый Авраам, требуя клятвы от своего управляющего, говорит ему: «... положи руку твою под стегно мое» (Бытие, 24, 2). «Стегно» (бедро) явно замещает здесь гениталии; позже они замещаются другими частями тела, например коленями (обычай целовать колени или становиться на колени). Поскольку уже у высших животных эрекция приобретает значение социального знака агрессии или вызова, будучи в то же время неконтролируемой, Р. Мак-Лин высказывает предположение, что фиговые листки и набедренные повязки позволяли избежать связанного с этим социального напряжения. Особое значение придавалось головке полового члена. Подобно своим животным предкам, древний человек наделял эрегированный половой член особой охранительной и отпугивающей силой. Почти у всех народов был широко распространен фаллический культ. В Древней Греции перед храмами и домами стояли так называемые гермы — квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым членом, но без рук и ног, служившие предметом поклонения. В древнем Риме, по свидетельству Плиния («Естественная история», XXVIII, 7, 39), маленькие дети носили на шее фаллические амулеты как средство защиты от зла. Античное божество производительных сил природы Приап, заимствованное, по-видимому, из Малой Азии, также изображался в виде фаллоса; позже его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена (отсюда и медицинский термин «при-апизм»). В странах Скандинавии фаллические статуи ставили рядом с христианскими церквами вплоть до XII века. Множество фаллических изображений можно видеть в Центральной Азии. Женские гениталии (в литературе иногда используется в качестве их обобщенного названия слово «cunnus» или древнеиндийское «йо-ни», что буквально значит «источник») обычно описываются в мифологиях как таинственное и темное начало, таящее в себе опасность и угрозу смерти. В ритуалах мужской инициации широко варьируется тема возвращения юноши в материнское лоно, символизирующее смерть, за которой следует возрождение. Другой образ, часто возникающий в этой связи, — «vagina dentata» — «зубастое лоно», сквозь которое должен пройти инициируемый. Иногда его заменяет какое-то ужасное чудовище. Эти представления и обряды явно отражают мужскую точку зрения: материнское лоно как теплое, надежное убежище, источник жизни и одновременно женские гениталии как сексуальный объект, проникновение в который сопряжено с преодолением трудностей и опасностью. Для символизма характерна не только генитальная символика, но и отождествление фемининной сексуальной позиции с подчиненным, а маскулинной — с господствующим положением. В стереотипах маскулинности и фемининности прослеживается связь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное, культурное начало, а женщина _ как пассивная, природная сила. Мужчины воспринимаются и оцениваются главным образом по своему общественному положению, роду занятий, социальным достижениям, а женщины — в системе семейно-родственных отношений как сестры, жены и матери. В описаниях женщин подчеркиваются такие черты, как плодовитость, сексуальность, материнство, свойства темперамента, характера, внешности. Кроме того, как персонификация природного начала женщина часто изображается нарушительницей социального порядка, воплощением беспорядочности, хаоса. Свойства, приписываемые женщинам или мужчинам, зависят также от их конкретной социальной роли. Теснее всего они связаны с семейно-родственными отношениями — относится ли данное лицо к категории матерей (отцов), жен (мужей) или дочерей (сыновей). Запрет инцеста (кровосмешения) делает совмещение этих ролей невозможным. В обществах, где происхождение определяется по отцовской линии (так называемая патрилинейность), а в известной степени и в остальных обществах разные категории мужчин и женщин воспринимают и оценивают друг друга по-разному, в зависимости от отношений родства. С одной стороны, мужчина видит в женщине сексуальный объект, жену. Поскольку жена происходит из чужого рода или общины, ей приписывается в лучшем случае сомнительная верность, а то и прямая враждебность. Женщины описываются как чуждые, опасные существа, нередко даже как колдуньи. Вместе с тем, мужчина видит в женщине мать, сестру или дочь; не будучи сексуальными объектами, эти женщины представляются дружественными, своими, близкими. Сводный, усредненный стереотип женщины будет производным от обеих этих ролевых систем и поэтому неизбежно противоречивым. Еще сложнее обстоит дело у женщин. Они также категоризи-руют мужчин по принципу возможности или невозможности сексуальных отношений с ними. Мужчины, с которыми женщина может иметь сексуальную связь, ее реальные или потенциальные мужья, выступают в ее глазах как опасная, чуждая сила, которой нужно хитро управлять, используя свои права в приготовлении и распределении пищи, а иногда — и свои сексуальные возможности. Напротив, мужчины, с которыми половая связь невозможна,— сыновья, отец, братья, мыслятся как дружественное начало, возможные источники поддержки и помощи. Однако «сексуальный» принцип классификации мужчин женщинами не совпадает с категоризацией по принципу семейно-групповой принадлежности. Двойственность категоризации затрудняет женщинам формирование таких устойчивых и поляризованных стереотипов как муж и отец, а как мужчинам — жены и матери. В религиозном символизме средневековья сексуальные функции получают моральную оценку греховности и нечистоты. Аскетический принцип ограничения сексуального влечения возводится в абсолютный моральный идеал. Отношение к сексуальной жизни становится однозначно негативным, но полного запрета на нее не налагалось из-за необходимости продолжения рода. Абсолютное подчинение сексуального влечения собственной воле рассматривалось как высшая степень совершенства личности. Возможность полового сношения допускалась только с целью оплодотворения, все прочие проявления сексуальной жизни решительно осуждались. Психологический аспект культурного символизма и некоторые исторические сведения, рассматриваемые нами, ограничены кругом проблем и лишь некоторых вопросов сексуальности человека. В первую очередь это вопрос о мужской и женской сексуальности, андрогинии, гомосексуальной половой ориентации. Без рассмотрения остались некоторые другие вопросы. В первую очередь понятия любви и брака. Более подробно мы остановимся на его изложении в последующих разделах. *********** История учит нас, что отношение к сексу, эталоны сексуального поведения, способы выражения эротических переживаний сильно варьируют в разное историческое время в разных культурах и разных странах. Возникшая в начале XX в. наука сексология, начиная с работ Рихарда Крафт-Эбинга, Августа Фореля, Альберта Моля, Магнуса Хиршфельда, Зигмунда Фрейда, Ивана Блоха, Генри Хэвлока Эллиса, Теодор Хендрик Ван де Велде, Альфред Кинзи, Ганс Гизе оказала огромное влияние на формирование современных представлений о сексе и сексуальности. Следует остерегаться слишком упрощенной интерпретации сексуального поведения. Для понимания сексуальности и сексуального поведения необходимо иметь ясные и четкие представления о силах, формирующих отношение к сексу в рамках одной культуры, нации, в социальных группах, как в современный период, так и на протяжении исторического развития человечества. К. Имелинский выделил четыре периода развития сексологических знаний: 1) доисторический период, характеризующийся немногочисленными сведениями о сексуальной жизни доистори- ческих людей; 2) период наблюдения и донаучных исследований, закончившийся на рубеже XVIII-XIX веков; 3) период досексоло-гических знаний, когда сексология не была выделена из других наук; 4) период сексологических знаний, во время которого сексология в результате развития научной методологии и теоретических основ, выделилась в самостоятельную науку. В отечественной литературе истории сексологических знаний посвящены публикации Г.С. Васильченко, И.С. Кона, Л.М. Щеглова. Ими выделяются: период первобытных ритуалов и мифов, период наблюдений и описаний, клинический период, статистический период, психофизиологический период. Для мифологического сознания характерна идея разделения целого на мужское и женское, находящее в оппозиции или представленное бинарно. Согласно мифологическим представлениям мужское и женское начало в единении порождают жизнь. В мифологическом символизме также имеет место и идея андрогинии (двуполости). Ей присущи представления о равновесии мужского и женского начал, гармоничном их сочетании. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., и «дух» (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида. Идея андрогинии также связана и с понятием бесполости, т.е. не относящемуся ни мужскому, ни к женскому. Эта идея положена в основу обрядов инициации, цель которых путем символической инверсии и других ритуалов обрести свой индивидуальный пол — мужской или женский и соответствующие ему признаки. Древние греки и римляне за женским началом закрепляли пассивность, за мужским - активность. Они противопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела. В культурном символизме мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизировали силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное начало. Семя считается воплощением и источником жизненной силы, а его утрата связывается со склонностью к заболеваниям и угасанию. Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии (в литературе иногда используется в качестве их обобщенного названия слово «cunnus" или древнеиндийское «йони», что буквально значит «источник») обычно описываются в мифологиях как таинственное и темное начало, таящее в себе опасность и угрозу смерти. Для символизма характерна не только гениталь-ная символика, но и отождествление фемининной роли с подчиненным, а маскулинной — с господствующим положением. Однако признаки пола, сами по себе, не определяют силы, характера и направленности сексуального влечения, стремления к духовной и физической близости. С древних времен человечество знакомо не только с гетеросексуальным, но и гомосексуальным поведением. В некоторых обществах некоторые формы гомосексуальности допускались и даже не воспринимаются как нечто необычное, во многих же отношение к ней было резко отрицательным, вплоть до смертной казни за гомосексуализм. Термины гетеро- и гомосексуальность были введены в научный обиход в конце XIX века в связи с попыткой разобраться в закономерностях формирования сексуальной ориентации. Гомосексуальность, считаясь психиатрическим заболеванием, изучается с позиций новых наук: психологии и социологии. Появляются первые, специальные теории гомосексуального поведения. Анализируя клинические факты, русский дерматовенеролог В.М. Тарновский (конец XIX века) предложил разграничивать врожденные, генетически обусловленные, и приобретенные формы гомосексуализма, возникающие вследствие внешних влияний, половых излишеств, жажды разнообразия и т. д. В этот же период возникают общественные движения за свободу геев. Его харизматический лидер К. Ульрихс предлагал легализовать гомосексуализм и разрешить однополые браки. Научные споры по поводу причин формирования гомосексуальной половой ориентации не утихают весь XX в., однако отношение к этому явлению постепенно становится все более терпимым. Опубликованный в Англии в 1957 г. доклад Вольфендена рекомендовал ввести закон, разрешающий любые формы приватного полового поведения между взрослыми людьми по взаимному согласию. В 1991 г. гомосексуализм исключается ВОЗ из перечня психиатрических заболеваний. Контрольные вопросы / Перечислите и раскоройте содержание этапов исторического развития сексологических знаний. 2. Какие объективные знания предшестовали научной сексологии? Назовите ее основоположников. 2, Объясните с точки зрения мифологического символизма двупо лую природу человека. 4. В каких современных психологических теориях встречается по нятие двуполости и бисексуальности человеческой психики? 5. Какие представления о гомосексуальной половой ориентации существовали в истории различных культур? в. Какие психологические характеристики связаны с символикой женского? 7. Какие психологические характеристики связаны с символикой мужского? Date: 2015-05-04; view: 571; Нарушение авторских прав |