Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила и ошибки демонстрации в доказательстве





В процессе аргументации могут совершаться ошибки двух типов: умышленные и неумышленные. Умышленные – софизмы, а лицо совершающие их называют софистом. Софизмами называются и сами рассуждения, в которых содержатся умышленные ошибки. «Софизм» — от древнегреческого «софизма» — хитрая уловка, выдумка. Софизм – таким образом, не является ошибкой в буквальном смысле этого слова.

Неумышленные ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из поспешности и по другим причинам. Они называются «парасиллогизмами» от древнегреческого «парасиллогизмос» — неправильное рассуждение.

Чтобы не допускать ошибок в своем рассуждении, надо соблюдать определенные правила.

Правила по отношению к тезису.

1. Необходимо в большинстве случаев сформулировать тезис четко и ясно (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции). Это особенно важно в споре, спорная мысль не должна оставаться неясной.

2. Тезис должен быть истинным. (Как ни пытались доказать возможность создания и существования вечного двигателя, никому этого не удалось).

3. Тезис не должен изменяться в процессе аргументации без специальных оговорок.

Правила по отношению к аргументам.

1. Аргументы должны быть сформулированы четко и ясно.

2. Аргументы должны быть суждениями полностью или хотя бы частично обоснованными.

3. Аргументы должны повышать правдоподобие тезиса в доказательстве и снижать его в опровержении тезиса оппонента.

Существует также общее правило по отношению к демонстрации. Отношение между аргументами и тезисом должно быть отношением логического следования или по меньшей мере – отношением подтверждения.

Какие же ошибки бывают в процессе аргументации? Подмена тезиса, она случается тогда, когда в место одного тезиса, который намеревались доказать, начинают доказывать другой.

Разновидностями этой ошибки являются следующие:

а) «кто много доказывает, тот ничего не доказывает»;

б) «кто много опровергает, тот ничего не опровергает»;

в) ссылка на личные качества человека «аргумент к личности», «диатриба», например, иногда чтобы доказать, что человек неправ, говорят, что он еще молод и недопонимает всего, или что он в таком возрасте (преклонном), когда уже часто совершают ошибки. Ясно, что это делается специально, поскольку люди часто не могут по существу вопроса (и дела) доказать собственную позицию и опровергнуть позицию оппонента.

С аргументами связаны такие ошибки.

Если мы нарушаем 2-е правило аргументов, то возможны следующие ошибки:

1. Ложный аргумент (приводят необоснованное утверждение, к тому же ложное, однако аргументатор не знает о ложности своего аргумента.

2. Лживый аргумент – в качестве доводов приводят утверждение, ложность которого известна аргументатору.

3. Круг в доказательстве – тезис обосновывается из аргументов, в свою очередь, аргумент обосновывают при помощи тезиса.

Бывают также такие «ошибки»: довод к силе, т.е. угроза оппоненту, довод к толпе, т.е. аргументатор, если спор проходит в публичном месте старается склонить на свою сторону симпатии аудитории. И наконец, если мы не соблюдаем общее правило по отношению к демонстрации, то возникает ошибка, которая называется «не подтверждает» или «не следует». Нет связи тезиса и аргументов.

В заключение темы подчеркнём, что: логическая связь между тезисом и аргументами бывает следующей: а) тезис из аргументов вытекает с необходимостью; б) аргументы лишь подтверждают тезис; в) логической связи нет. Для решения задачи построения правильных доказательств необходимо применять учение логики о дедуктивных и индуктивных умозаключениях, подкрепляя подчас свою позицию и аналогией. До разумных пределов там, где это уместно следует использовать и знание психологии.

Date: 2015-06-08; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию